Принципы подхода государства к деятельности на его территории международных компаний
Государство строит свои отношения с иностранными международными компаниями с помощью системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых полномочными государственными учреждениями и общественными организациями для стабилизации деятельности международных компаний.
В конце 90-х годов внимание национальных правительств многих государств было обращено на резкое увеличение объемов и изменение динамики международных финансовых потоков, включающих движение краткосрочных финансовых обязательств, инвестиционных потоков и спекулятивного капитала.
К наиболее распространенным средствам государственного регулирования инвестиционной деятельности международных компаний относятся ограничения доли иностранного инвестора в акционерном капитале национальных фирм, ограничения в управлении производством, определение максимальной доли при распределении прибыли, условия выдачи лицензий, патентов, проверка бухгалтерской отчетности. Кроме того, практикуются запреты на допуск иностранных фирм в отдельные отрасли промышленности, сферы услуг (телевидение и телекоммуникации, транспорт, связь). В России, например, ограничено участие иностранных компаний в проектах, связанных со стратегическими отраслями народного хозяйства, включая конверсию, добычу и обработку драгоценных металлов, коммуникации.
Цели организации зарубежных филиалов можно классифицировать на пять категорий:
1. Расширение рынков сбыта.
2. Увеличение объемов экспорта.
3. Обеспечение сырьевыми материалами.
4. Приобретение уникальных технологий.
5. Повышение эффективности функционирования.
Принимающая страна, в свою очередь, стремится, чтобы ТНК содействовали:
- сохранению внутренней и внешней безопасности государства;
- созданию предпосылок для получения населением оптимального реального дохода и обеспечения повышения уровня занятости;
- сохранению здоровья населения и охране окружающей среды;
- повышению уровня культуры, науки, техники, образования.
В программах привлечения различными государствами иностранных инвесторов в свою экономику можно обнаружить общие черты.
Во-первых, все государства стремятся повысить «имидж» страны, привлекающей иностранный капитал, путем распространения рекламных материалов, проведения специальных семинаров, встреч, совещаний на государственном уровне и т.д.
Во-вторых, эти программы предусматривают облегчение и упрощение бюрократических процедур при регистрации иностранных инвесторов. И наконец, в программах предусматривается предоставление финансовых льгот иностранным инвесторам (последнее типично для развивающихся стран и стран с переходной экономикой).
Мероприятия принимающего государства по привлечению международных компаний в свою экономику можно подразделить на следующие группы:
1. Процедурные мероприятия – введение административных и законодательных норм по упрощению процедуры разрешения деятельности филиалов международных компаний на территории принимающей страны.
2. Налоговые льготы – освобождение от налогов или их снижение для иностранных фирм. Эти льготы распространяются на налоги на прибыль, а также выражаются во введении «налоговых каникул» (освобождение от налога на прибыль на период до ввода предприятия зарубежного филиала международной компании в эксплуатацию), снижении размера вычетов и взносов на социальное страхование, освобождении от налогов на репатриацию капитала и вывоз за границу прибыли.
В конце ХХ века между странами, привлекающими инвестиции международных компаний, обострилась налоговая конкуренция, так как именно налогообложение стало все чаще определять место дислокации международных компаний. Такая конкуренция в целом оказывает отрицательное влияние на экономику принимающих государств, поскольку приводит к снижению государственных доходов и иностранных инвестиций. В конце 90-х годов некоторые международные организации, например, ОЭСР, ЕС, образовали рабочие группы экспертов для изучения налоговых режимов стран-членов этих организаций с целью установления контроля за разницей между ставками налогов для национальных и международных компаний.
3. Субсидии и займы на льготных условиях, куда включены кредиты местных финансовых организаций иностранным инвесторам на льготных условиях, оформленные законодательными актами сокращенные сроки взносов в амортизационный фонд. Взносы в амортизационный фонд не облагаются налогами. Кроме того, некоторые государства предоставляют иностранным инвесторам субсидии на оплату энергоносителей и заработной платы сотрудникам предприятия.
4. Торговые льготы, представляющие собой снижение импортных пошлин или даже освобождение от них. В отношении экспорта торговые льготы заключаются в финансировании экспорта, предоставлении экспортных гарантий и в освобождении от экспортных пошлин.
5. Содействие предпринимательской деятельности иностранных фирм, выражающееся в организации зон свободного предпринимательства, поощрении развития приоритетных отраслей экономики принимающего государства, финансирования концессий, преференции государства на рынке капиталов, поддержке НИОКР, запрете импорта конкурирующих товаров и услуг, защитных мерах от девальвации местной валюты, гарантиях займов, поощрении предпринимательской деятельности на территории отсталых регионов, участии в приватизации.
Правовое регулирование деятельности международных компаний в принимающих странах осуществляется двумя способами: национально-правовым и международно-правовым.
Национально-правовое регулирование заключается в использовании норм и институтов национальной системы права. В большинстве государств сложилось специальное законодательство, касающееся деятельности иностранных фирм, в виде инвестиционных законов и кодексов. Их основа – положения, условия и правовые гарантии иностранных инвестиций в принимающей стране.
В национальное законодательство, касающееся деятельности иностранных фирм на территории принимающего государства, многие страны включают положение, предоставляющее иностранному инвестору национальный режим принимающей страны, т.е. условия, уравнивающие права иностранного инвестора с правами национальных предприятий. Кроме того, чтобы компенсировать иностранному инвестору риски, национальное законодательство принимающей страны предусматривает дополнительные льготы и привилегии.
В законодательстве большинства государств содержаться гарантии иностранному инвестору от некоммерческих рисков (национализация иностранной частной собственности, конфискация активов иностранных предприятий, терроризм, мораторий на внешние платежи, запрет на репатриацию прибыли). При этом разрешение инвестиционных споров предусматривается в международных арбитражных институтах.
Международно-правовое регулирование складывается из межгосударственных соглашений. Оно осуществляется на двусторонней и многосторонней основе. Двусторонние соглашения о поощрении и защите иностранных инвестиций определяют статус иностранных инвестиций и взаимно предоставляют национальный режим принимающей страны. в дополнение к двусторонним соглашениям многие капиталоэкспортирующие страны для поощрения вывоза капитала создали государственные системы страхования иностранных инвестиций.
Многостороннее международно-правовое регулирование осуществляется на основе многосторонних универсальных договоров-соглашений. В нем принимают участие учреждения системы ООН и интернациональные объединения – ЕС, НАФТА, АСЕАН и т.д. Регулирование инвестиционной деятельности осуществляется также в рамках ВТО в форме системы, регулирующей иностранные инвестиции, связанные с торговлей – ТРИМС – а также на основе Генерального соглашения по услугам – ГАТС.
Государства, в экономике которых ощущается избыток национального капитала, поощряют его вывоз за границу. Основными формами поддержки экспортно-инвестиционной деятельности являются льготное финансирование, специальная система кредитования, расширенный спектр страхования потенциальных потерь, вплоть до включения в страховую систему величины расчетной прибыли. Компаниям, осуществляющим зарубежное предпринимательство, для получения помощи от своих государств необходимо выполнить следующие условия:
1. Зарубежные филиалы международных компаний должны приносить прибыль, т.е. их технология должна быть надежной, а организация производства – эффективной.
2. Зарубежные филиалы международных компаний должны содействовать экономическому развитию принимающей страны.
3. Зарубежное предпринимательство не должно наносить ущерба экономике страны расположения головной компании – производству, уровню занятости и т.д.
Так, министерство финансов и экономики Южной Кореи для предотвращения утечки капитала оговорило внутренние капиталовложения как условие инвестиций за рубежом и объявило, что национальные компании должны обеспечить 20%-ное увеличение внутренних капиталовложений, если объемы финансирования их зарубежных проектов превышают 100 млн. долл.
Поощряя зарубежное предпринимательство, правительства стран-инвесторов помогают своим национальным фирмам реализовать сравнительные преимущества. Так, в ЕС реализуется программа содействия инвестициям (European Community Investment Partners Programme), на базе которой в 90-е годы осуществлялась поддержка компаний стран-членов ЕС в их деятельности в странах Средиземноморья, а также в государствах Азии и Латинской Америки. Свыше 1000 компаний стран-членов ЕС получили поддержку этой программы. Программа помогает финансировать все стадии проектов, включая гранты на подготовку технико-экономических обоснований, беспроцентные займы на предварительное изучение условий создания совместных предприятий и т.д.
В США американских инвесторов за границей финансирует государственная корпорация по финансированию частных зарубежных капиталовложений – ОПИК. Она страхует прямые иностранные инвестиции американских компаний от политических рисков и предоставляет ряд еще услуг, содействующих успеху в деятельности американских инвесторов за рубежом. Особенно при этом выделяются программы развития инвестиций в страны Латинской Америки и Карибского бассейна.
Японский Экспортно-импортный банк финансирует прямые иностранные инвестиции японских фирм и предоставляет займы иностранным правительствам и частным компаниям для организации совместных предприятий с японскими фирмами. Кроме того, в Японии существуют льготы для инвестирования в развивающиеся страны в виде уменьшения бюджетных налоговых отчислений.
В то же время, если государство заинтересовано в преимущественном развитии отраслей экономики или регионов в целях их вывода из затяжного кризиса, создания условий для ускоренного научно-технического прогресса, оно оказывает стимулирующее влияние на международные компании путем финансовых стимулов и государственных капиталовложений. Так, в 90-е годы в политике многих государств появились такие привлекательные для международных компаний тенденции, как расширение рынков сбыта, ограничение роли государства в регулировании экономики, приватизация предприятий, создание зон свободной торговли.
Направления в политике принимающего государства в зависимости от ввоза и вывоза из страны трех основных компонентов международного экономического сотрудничества представлены в таблице 4.2.
Таблица 4.2.- Компоненты международного экономического сотрудничества
Внешняя торговля | Обмен технологиями | Прямые иностранные инвестиции |
1. Вывоз из страны | ||
экспорт готовых изделий | экспорт технологий, способствующих расширению экспорта товаров и услуг | расширяющие рынки сбыта нац. товаров и услуг |
экспорт компонентов и полуфабрикатов | экспорт технологий | обеспечивающие сырьем нац. предприятия |
экспорт машин и оборудования | повышающие эффективность производства | |
2. Ввоз в страну | ||
импорт готовых изделий | импорт технологий, расширяющих рынок иностранного инвестора | расширяющие рынок иностранного инвестора |
импорт компонентов и полуфабрикатов | импорт технологий для иностранного производителя | связанные с разработкой и использованием природных ресурсов |
импорт машин и оборудования | повышающие эффективность производства |
Так, в случае вывоза из страны готовых изделий, технологий, способствующих расширению объема вывоза товаров и услуг и не подвергающих риску раскрытия технологических секретов, важных для государства, а также в случае ввоза капитала, расширяющего рынки сбыта национальных компаний государство обычно оказывает компании всяческую поддержку. Экспорт технологий, ослабляющих позиции национальных предприятий на мировом рынке, государством ограничивается. Вывоз капитала, который способствует повышению эффективности и снижению издержек в принимающих странах, поощряется государством инвестора, если он приносит определенную выгоду экономике этого государства. Если же вывоз капитала усиливает позиции конкурентов национальных предприятий на мировом рынке и сокращает число рабочих мест в стране инвестора, государство постарается ограничить вывоз капитала.
Импорт несложных стандартных готовых изделий, технологий для их изготовления и прав на производство и продажу с фирменным знаком зарубежной компании в принципе не поощряется государством, так же как и ввоз капитала, рассчитанный на расширение рынка сбыта инвестора. Импорт машин и оборудования, комплектующих изделий, полуфабрикатов, технологий их производства, капиталов, связанных с разработкой и использованием местных сырьевых ресурсов, поощряется государством. Прямые иностранные инвестиции, повышающие эффективность производства и сокращающие его издержки у иностранных филиалов, государством поощряются в случае, если продукция этих фирм не снижает уровень конкурентоспособности национальных предприятий. В противном случае государство ограничивает прямые иностранные инвестиции такой направленности.