Классификация злоупотреблений.
Условно есть 2 группы: договорные злоупотребления (связанные с этапом заключения и исполнения договоров) и недоговорные (изъятие из обращения, создание препятствия доступа на рынок).
Договорные: навязывание условий договора не выгодных для контрагента или не относящихся к предмету договора (например, связанные сделки); экономически или технологически обоснованный отказ или отклонение от заключение договора с определенными заказчиками или покупателями в случае наличия возможности производства или поставки такового товара (курсивом – на практике не применятся, ведь это доказывает хоз. Субъект). Есть и исключения, отказ правомерен в случае допуска НПА, актов президента и правительства, федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. Это должны быть именно нормативные акты, но в отношении неопределенного круга лиц. Если индивидуальные акты, то это ограничение конкуренции должностным лицом.
Ценовая группа среди договорных: установление монопольно высоких или монопольно низких цен (в ряде стран понятие монопольных цен не практикуется: это решается либо налоговым законодательством (меру ответственности снимают повышенным налогом, который маржу минимизирует) либо иным, например финансовым). В ряде стран к налогам это переведено потому, что налоговые преступления наиболее общественно опасные в этой сфере.
Монопольно высокая цена – цена, установленная хоз. Субъектом, занимающим доминирующее положение. Она превышает 2 параметра: сумму необходимую для производства и реализации товара расходов и прибыли; превышает цену, сформировавшуюся в условиях конкуренции на сопоставимом рынке. Должна превышать оба значения.
Сопоставимый товарный рынок учитывает состав покупателей и продавцов, условия обращения товара, условия доступа на товарный рынок, гос. Регулирование (таможенное и иное). Рынки можно сопоставлять в пределах территории РФ, территориальный, региональный либо международные рынки. Монопольно высокая цена устанавливается путем повышения ранее установленной цены, может устанавливаться путем поддержания или не снижения ранее установлено цены товара: если расходы на реализацию и производство такого товара существенно снизились.
Бывают и переходные ситуации: стимулируем отдельные сферы экономики (инновации), но при соблюдении всех условий цены ст. 13 (п.2. с. 6. Закона о защите конкуренции).
Исключили из под монопольного регулирования установление цен на бирже. На сопоставимом рынке = цена сформировавшаяся на бирже. Цена товара не признается монопольно выскокой, если она установлена на бирже при одновременном соблюдении 8 условий:
Объём продаваемого товара на бирже, производимого или реализуемого, составляет не менее…
Сделки заключаются субъектом именно в ходе биржевых торгов…
Хоз. Субъект., учствующий в торгах представляет бирже список афилированных лиц, в порядке установленном монопольным органом: до начала торгов.
Это не явл. Действиями по манипулирования рынком.
Минимальный размер не препятствует доступу субъектов.
И т.д.
Монопольно низкая цена – обратная ситуация. Регулирует отношения по установлению монопольно низкой цен ст. 7 Закона. Если снижение совершается субъектом доминирующего положения, существует 2 ситуации: либо цена навязывается либо для того, чтобы другие конкуренты разорились или ушли с рынка. Есть монопольно низкие цены, устанавливаемые покупателем, а не продавцом. Скажем, логистические цены для фермеров и владельцев с\х: товар скоропортящийся, сезонный.
Односторонние злоупотребления:
изъятия из обращения, результатом которой явилось повышение цены товара.
Экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или заказы потребителей. По сути нужно для создания дефицита на рынке.
Создание препятствий доступа на товарный рынок или выхода на рынок другим хозяйствующим субъектов. Например, когда 1 из арендаторов, снимая помещение, ставит условие, что б других магазинов не было, осуществляющих продажу продуктов питания. По сути это сговор.
С 2006 года конкуренция на рынке финансовых услуг включена в единый закон, но в планах ФАС есть планы по систематизации и разграничению этих понятий. Стоит вспомнить, что раньше все, что действовало на товарных рынка, как калька было перенесено на область финансов в 91 году, т.е. все понятия доминирующего положения и т.д. действовало на финансовых рынках.
Подход к доминирующему положению у законодателя с 91 года до сих пор не определен окончательно на финансовом рынке. До недавнего времени все доли (там 35% и т.д.) решались подзаконными актами по отдельным сферам: банковским, страховым, негосударственные пенсионные фонды. Сейчас же – унифицированный подход – не может быть признано доминирующим положением, положение финансовой организации, доля которой занимает не более 10% на федеральном рынке и не превышает 20% на региональном рынке.
Раньше закон 91 года содержит понятие и финансового рынка и товарного рынка. Сейчас же сделали единым понятие, дав его в понятии товарного рынка.
Товарный рынок – рынок товаров, работ услуг, в том числе и финансовых. Это такой приём юридической техники, хотя экономисты и хают такой шаг: алогично и не здраво.
Запрет препятствия доступа на товарный рынок и выхода на него.
Доступ вхождения на рынок – создание нового или перепрофилирование действующего хоз. суб., для работы на соотв. товарном рынке или распространение деятельности субъекта предпринимательства уже существующего вне территориальных границ уже занятого рынка на новый рынок (дочерние о-ва, филиалы). Создание препятствий такому доступу – наиболее опасное правонарушений во всех странах.
Соглашения (первый вид)..
Еще 1 вид запрещенной монополистической деятельности – соглашения. Мы знакомы больше с термином договор, цивилисты хают, мол почему не договоры? Иной то формы нету. Ведь статья 4 в п. 18 закона о защите конкуренции считает, что соглашение – это договор, заключенный в любой форме. С т.з. формы и подхода – отличия не видит.
Виды соглашений\договоров они разделены по критерию наибольшей общественной опасности (есть две группы: горизонтальные (Картель и иные горизонтальные) соглашения и вертикальные). Это деление – одна из новел 3-его антимнопольного – сформулировать его как организацию, особое правоотношения.
Картели (вид соглашения).
Картель – французское слово. Экономисты – вид монополии, которая образуется с участием субъектов, работающих на одном рынке, занимающихся аналогичными/сходными видами деятельности. Легитимация этой орг. – по средства заключения соглашения. Особенностью картеля – это независимые субъекты, так что это ни холдинг, ни трест ни картель.
Особенность таких образований – наибольший разрушительный характер для экономики и рынков. Картели также называют сговорами (их так и понимает наше антикартельное ведомство, закрепляющее 5 видов сговоров).
Антимонопольное законодательство в германии носит название Антикартельного, хотя там все шире. А национальный орган – фед. Антикартельное ведомство. Т.О. показывается опасность картелей с 1 стороны, с другой – везде уголовная ответственность за это. Идет применение более жестких мер, связанных с мерами ОРД.
Самый действенное в этой сфере – фед. Торговая комиссия США. Многие методы перекочевали и к нам, но за это кртикуют 2-й и 3-й пакет за то, что появились проверки и т.д., ведь это уже какой-то новый орган ОРД. На что отвечают, мол гляньте как в США, там все еще круче.
Картели, зачастую, сложно выявить традиционными способами, поэтому необходимы более жесткие меры.
В дореволюционной России исследовались нормы зарубежного зак-ва. Скажем, Каминко в «основы предпринимательского права» определял картель как сговор оценок, говоря что цена это экономический фактор и все действия сводятся к нему.
Но наше зак-во восприняло более широкое понятие (но не самое широкое в мире) ч.1 ст. 11 закона о защите конкуренции.
Картель – признаются картелем и запрещаются соглашения между хоз. суб. И конкурентами, т.е. между хоз. субъектами, осуществляющими продажу на товарном рынке. Есть 5 видов:
1. Сговор о ценах – установление и поддержание цен, скидок или тарифов, надбавок
2. Сговор на торгах – повышение, снижение или поддержание цен на торгах.
3. Сговор о разделе рынка – раздел товарного рынка по территориальному признаку, по объёму продаж или ассортименту товаров, составу продавцов или покупателей (одним продаем, другим – нет).
4. Сговор о сокращении/прекращении производства товаров.
5. Сговор об отказе от заключения договоров.
Перечень видов картелей – исчерпывающий, перечень закрыт. За эти виды правонарушений предусмотрена уголовная ответственность по ст. 178 УК.
А если товар покупается в целях приобретения с последующей реализацией (продажей). Продажи и покупки – это разные этапы. Поэтому здесь следует обратить внимание на то, что в отношении продажи определение слишком скупо. Если заготовительные компании навязывают цены и делят рынка- то они выпадают. Скажем, логистические центры.
Картель может быть добровольный, а может быть и навязанный «пацанчиками с автоматами».