В. Принцип свободы конкуренции и защиты от монополизма.
В условиях рыночной экономики только тот может получить преимущества в экономическом и социальном развитии, кто достиг наилучших результатов в хозяйствовании, произвел высококачественные, конкурентоспособные товары (работы, услуги) с меньшими издержками. Данный принцип является стержнем развития экономики. Он стимулирует конкурентоспособных и устраняет плохо работающих на рынке субъектов, которые при длительной убыточности и неплатежеспособности, отсутствии спроса на производимую продукцию подлежат реорганизации или ликвидации как банкроты.
Закон защищает только добросовестную конкуренцию и не допускает злоупотреблений, состоящих в подрыве предпринимательской деятельности конкурентов. Не допускается монополистическая деятельность, то есть подавление конкуренции за счет доминирующего положения на рынке и злоупотребление им. В таких случаях применяются ценовые санкции, принудительное разделение хозяйствующих субъектов, их имущественная ответственность за причиненные убытки.
Г. Принцип законности, хотя и является общеотраслевым, но приобретает в условиях перехода к рынку в сфере экономики специфическое выражение.
Граждане при осуществлении хозяйствования вправе осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Это означает, что в основу оценки законности их деятельности ставится не бездумное следование мелочной регламентации каждого шага в работе, а экономически эффективное хозяйствование. Не может считаться нарушителем законов предприятие, если оно действовало экономически эффективно для государства и общества и не нарушало при этом прямых запретов закона и прав других лиц. И, напротив, есть все основания считать противоправным хозяйствование государственных предприятий по принципу: ничего не нарушил, хотя ничего не достиг.
Такое понимание законности соответствует переходу к рыночной экономике. Свобода выбора поведения означает, что не соответствует закону пассивное, безынициативное хозяйствование.
Д. Принцип недопустимости вмешательства в частные дела хотя и не включается в список основных принципов хозяйственного права, но в условиях перехода от плановой, директивной экономики к рыночным формам хозяйствования играет не последнюю роль в обеспечении нормальных условий в деятельности предпринимателей. К тому же, в ст. 2 ГК РБ, этот принцип сформулирован не совсем удачно. В статье записано, что "вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц". Подобное вмешательство должно быть допущено, но допустимо ли оно на основании правовых норм, содержащихся в актах законодательства независимо от того, кто их принял. Следовало бы указать конкретные органы государства, чьи акты могут разрешать вмешательство в частные дела.
5.Источники хозяйственного права
Источники хозяйственного права – это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники хозяйственного права можно разделить на следующие группы:
Акты федеральных органов подразделяются на законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.
Законы Российской Федерации:
а) Конституция Российской Федерации. Конституция обладает выс-шей юридической силой и является базой текущего законодательства;
б) акты Федеральною Собрания Российской Федерации:
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).
Подзаконные федеральные акты:
- указы, распоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления, распоряжения Правительства Российской Феде-рации;
- нормативные акты министерств и других центральных орга-нов;
- приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.
Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации:
- конституции, уставы субъектов Российской Федерации;
- законы субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:
- указы, распоряжения президентов (губернаторов);
- постановления, распоряжения правительств субъектов Россий-ской Федерации;
- нормативные акты министерств – субъектов Российской Федерации;
- приказы, постановления иных органов – субъектов Российской Федерации.
Акты органов местного самоуправления – нормативные акты мест-ной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.
Виды актов местного самоуправления:-распоряжения;-решения.