Тема: «Диагностика материальной культуры предприятия»

Цель занятия: приобретение навыков диагностики материальной культуры предприятия и формирования предложений по ее совершенствованию в современных условиях.

Время выполнения работы:2 часа.

Теоретические сведения

В условиях рыночного ориентирования экономики России существенно возрастает потребность промышленных предприятий в развитии собственной организационной культуры – внутреннего потенциала, отражающего доминирующие материальные ценности и моральные нормы, кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, стандарты качества производимых товаров и существующие условия труда.

В российской практике в структуре организационной культуры предприятия принято выделять две наиболее общие составляющие: материальную и духовную культуру.

Содержание материальных элементов организационной культуры определяется совокупностью таких внутрипроизводственных ценностей предприятия, как состояние и уровень развития основных фондов, качество выпускаемой продукции, условия и характер трудового процесса.

В целях диагностики материальной культуры предприятия необходимо оценить и проанализировать ряд показателей, представленных в табл. 18.

Диагностика материальной культуры предприятия включает ряд этапов:

· выявление проблем и формулирование целей диагностического исследования;

· отбор источников информации;

· сбор информации;

· анализ собранной информации;

· постановка диагноза.

Диагностика материальной культуры является важным этапом исследования организационной культуры предприятия в целом и необходима для эффективного управления всеми его подсистемами.

Таблица 18

Параметры диагностики материальной культуры предприятия

Элемент материальной культуры Показатели для анализа и оценки
Технический уровень оснащения предприятия Возраст оборудования; Износ оборудования; Коэффициент автоматизации; Инновационность технологий; Инновационность оборудования.
Качество выпускаемой продукции Процент брака; Наличие сертификатов качества; Соответствие международным и государственным стандартам.
Состояние рабочих помещений Возраст зданий и сооружений; Год ремонта; Соответствие планировки нормам проектирования.
Санитарно-гигиенические условия труда Чистота воздуха; Шум; Вибрация; Освещенность; Излучение.
Эстетические условия труда Интерьер внутренних и внешних помещений; Функциональная музыка; Рабочая одежда.


Задание:

Определить уровень развития материальной культуры подразделения и предложить мероприятия по ее совершенствованию.

Исходные данные:

Вариант Номер ситуации для анализа
1; 3; 5; 7; 9
2; 4; 6; 8; 10

Ситуация для анализа 1

Вам предлагается осуществить диагностику материальной культуры отдела дизайна мебельной фабрики "Астеро".

По данным маркетинговых исследований независимой компанией "СВ-лайн" фирма "Астеро" занимается производством мягкой и корпусной мебели по немецкой технологии "Хомаг". Потребителям предлагается мебель, спроектированная как по стандартному образцу (ГОСТ 123096) , так и по индивидуальному заказу клиента. Продукция пользуется высоким спросом на российском рынке.

В 1999 году мебельная марка "Астеро" стала дипломантом одной из самых престижных международных выставок "Мебель-99", проходившей в Москве на Красной Пресне. Впоследствии модели предприятия неоднократно отмечались наградами. В том же году между компанией "Астеро" и всемирно известным шведским концерном "ИКЕА" был заключен контракт на поставку изделий, выполненных по его разработкам.

Мебельное производство сертифицировано по Международному стандарту ISO 9000.

Компания арендует здание старого мебельного комбината. В 1998 году произведена полная внутренняя реконструкция помещений, введен в эксплуатацию новый цех. Внешняя реконструкция затронула только фронтальную часть здания, однако погодные условия оказали вредное воздействие и на нее.

Отдел дизайна штатной численностью 14 человек занимается инженерно-конструкторскими разработками проектов. 2 человека непосредственно работают с клиентами в выставочном зале. Инженеры, работающие в помещении отдела, проводят консультации с клиентами в случае необходимости. Отдел возглавляется начальником, деятельность которого состоит в руководстве проектами и персоналом. Имеется секретарь-референт.

Для работы инженеров-конструкторов (4 человека) и инженеров внешнего дизайна (6 человек) требуются персональные компьютеры, оснащенные современными программными продуктами. Сегодня в отделе имеется 10 компьютеров, удовлетворяющих всем требованиям для использования необходимых программ, один из которых находится в прямом распоряжении начальника отдела (год закупки – 2001). 2 компьютера были установлены в 1997 году. Сегодня они не удовлетворяют необходимым требованиям и расположены в выставочном зале (применяются для ведения картотеки, задействованы на 50%). С 2002 года имеется выход в Internet.

Процент брака в работе персонала отдела составляет 7%. Выявлено, что он обусловлен повышенной утомляемостью инженеров при работе с компьютером.

Инженеры-дизайнеры выставочного зала имеют специальную униформу. Зал оборудован кондиционером и встроенным радио.

Интервьюирование работников отдела выявило следующие сведения:

· 69% работников отдела относятся позитивно к идее введения специальной одежды для инженерного персонала, работающего непосредственно в отделе;

· 17% считают оснащение отдела встроенным радио фактором, отвлекающим от работы (но их мнение не было учтено высшим руководством фирмы при проведении радио);

· 58% высказало пожелание трех дополнительных перерывов в работе на 20 минут.

Также было выявлено, что персонал отдела без особого желания контактирует с другими отделами фирмы.

Данные экспертной комиссии выявили следующие показатели санитарно-гигиенических условий труда (исследование проводилось в июле 2001 года).

Таблица 19

Наши рекомендации