Тема: «Использование метода «Дельфи» для диагностики психологического климата коллектива»

Цель занятия: приобретение практических навыков проведения экспертного исследования психологического климата коллектива с использованием метода "Дельфи".

Время выполнения работы: 2 часа.

Теоретические сведения

Метод "Дельфи" принадлежит к числу методов исследования систем управления, направленных на активизацию использования интуиции и опыта специалистов, и базируется на результатах процедуры экспертного исследования. Данный метод ориентирован на повышение согласованности мнений экспертов.

Задание: на данном практическом занятии Вам предлагается с помощью метода "Дельфи" провести диагностику психологического климата вашего студенческого коллектива (группы).

Исходные данные:

Таблица 15

Анкета для диагностики психологического климата

Признаки здорового психологического климата Шкала оценки (5–4 –3 – 2 –1) Признаки нездорового психологического климата
1 . Я редко вижу в начале рабоче­го дня хмурые и постные лица сво­их коллег       1. Большинство членов коллекти­ва приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости
2. Большинство из нас радуются, когда появляется возможность по­общаться друг с другом       2. Члены нашего коллектива про­являют безразличие к эмоциональ­ному общению  
3. Доброжелательность и довери­тельные интонации преобладают в нашем деловом общении       3. Нервозность, явная или скры­тая раздражительность окрашивают наши деловые отношения  
4. Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти       4. Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реак­цию окружающих  
5. В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжела­тельность и радушие       5. В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя "чужаком"  
6. В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пы­таемся спокойно разобраться в их причинах       6. В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут "виноватого"  
7. Когда рядом с нами наш руко­водитель, мы чувствуем себя есте­ственно и раскованно       7. В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя ско­ванно и напряженно  
8. У нас обычно принято делить­ся своими семейными радостями и заботами       8. Многие из нас предпочитают "свое" носить в "себе"  
9. Неожиданный вызов к руково­дителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций       9. Неожиданный вызов к руково­дителю у многих из нас сопровож­дается отрицательными эмоциями  
10. Нарушитель трудовой дисци­плины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом       10. Нарушитель трудовой дисци­плины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем  
11. Большинство критических заме­чаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуж­дений       11 . У нас чаще всего критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов  
12. Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление       12. Появление руководителя у большинства из нас особых вос­торгов не вызывает  
13. В нашем коллективе глас­ность – это норма жизни       13. До настоящей гласности в на­шем коллективе еще далеко  

Ход работы: Содержание практического занятия

Работа проводится в несколько этапов.

1 этап – формирование групп экспертов (5-6 человек) и постановка задач экспертного исследования.

2 этап – ознакомление с правилами заполнения анкетного листа (анкетный лист представлен в табл. 15). Один балл присваивается, если для рассматриваемого признака на ваш взгляд характерно нездоровое состояние, пять баллов получает признак, значение которого соответствует здоровому психологическому климату. Остальные баллы распределяются в соответствии с отклонением значения признака в ту или иную сторону.

3 этап – проведение опроса экспертов.

4 этап – составление сводной таблицы результатов опроса и подведение предварительных итогов опроса (табл. 16).

5 этап – статистическая обработка результатов опроса и анализ полученной информации.

Когда необходимо определить согласованность в ранжировках большого (более двух) числа экспертов, рассчитывается так называемый коэффициент конкордации(W) – общий коэффициент ранговой корреляции для группы, состоящей из m экспертов:

Тема: «Использование метода «Дельфи» для диагностики психологического климата коллектива» - student2.ru .

где n – число экспертов, m – число объектов экспертизы, S – сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения и

Тема: «Использование метода «Дельфи» для диагностики психологического климата коллектива» - student2.ru .

Заметим, что вычитаемое в скобках представляет собой не что иное, как среднюю сумму рангов (при суммировании для каждого объекта), полученных i объектами от экспертов.

Для упрощения расчетов используйте табл. 17.

Коэффициент W изменяется в диапазоне от 0 до 1. Его равенство единице означает, что все эксперты присвоили объектам одинаковые ранги (оценки). Чем ближе значение коэффициента к нулю, тем менее согласованными являются оценки экспертов. При Тема: «Использование метода «Дельфи» для диагностики психологического климата коллектива» - student2.ru необходима дополнительная проверка согласованности.

6 этап – проведение повторного опроса с целью достижения согласованности мнений экспертов, если это необходимо.

7 этап – статистическая обработка и анализ результатов повторного опроса (этап 5).

8 этап – разработка рекомендаций по оздоровлению психологического климата коллектива.

Таблица 16

Сводная таблица результатов опроса

№ вопроса Эксперт
           
           
           
           
           
           

Таблица 17

Исходные данные и промежуточные результаты расчетов

№ вопроса Эксперт Сумма оценок Отклонение от средней суммы Квадрат отклонения
 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Содержание отчета о выполнении работы:

1.название и цель работы;

2.ответы на следующие вопросы: сформулируйте преимущества метода "Дельфи"; назовите этапы проведения экспертного исследования методом "Дельфи"; какие методы обработки результатов экспертного опроса Вы знаете?

3.заполненные анкетные листы;

4.сводная таблица результатов опроса и таблица с промежуточными результаты расчетов

5.анализ результатов статистической обработки данных первого и повторного экспертного исследования (коэффициент конкордации);

6.рекомендации по оздоровлению психологического климата Вашего коллектива;

7.общие выводы.

Использованная литература в лабораторной работе 6:

1. Методические указания по выполнению практических занятий и самостоятельных работ по курсу «Методы исследования систем управления» для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятиях», 521500 «Менеджмент», 521600 «Экономика» дневной формы обучения / Воронеж. гос. техн. ун-т; Сост., О.В. Хорошилова, А.Г. Балаганская, Ю.В. Астанкова. Воронеж, 2002.

2. Сидельников Ю.В. Системный анализ технология экспертного прогнозирования. – М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2007. – 348 с.: ил.

Лабораторная работа 7

Наши рекомендации