Тема: «Использование метода «Дельфи» для диагностики психологического климата коллектива»
Цель занятия: приобретение практических навыков проведения экспертного исследования психологического климата коллектива с использованием метода "Дельфи".
Время выполнения работы: 2 часа.
Теоретические сведения
Метод "Дельфи" принадлежит к числу методов исследования систем управления, направленных на активизацию использования интуиции и опыта специалистов, и базируется на результатах процедуры экспертного исследования. Данный метод ориентирован на повышение согласованности мнений экспертов.
Задание: на данном практическом занятии Вам предлагается с помощью метода "Дельфи" провести диагностику психологического климата вашего студенческого коллектива (группы).
Исходные данные:
Таблица 15
Анкета для диагностики психологического климата
Признаки здорового психологического климата | Шкала оценки (5–4 –3 – 2 –1) | Признаки нездорового психологического климата |
1 . Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег | 1. Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости | |
2. Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом | 2. Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению | |
3. Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении | 3. Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения | |
4. Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти | 4. Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих | |
5. В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие | 5. В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя "чужаком" | |
6. В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах | 6. В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут "виноватого" | |
7. Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно | 7. В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно | |
8. У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами | 8. Многие из нас предпочитают "свое" носить в "себе" | |
9. Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций | 9. Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями | |
10. Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом | 10. Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем | |
11. Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений | 11 . У нас чаще всего критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов | |
12. Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление | 12. Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает | |
13. В нашем коллективе гласность – это норма жизни | 13. До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко |
Ход работы: Содержание практического занятия
Работа проводится в несколько этапов.
1 этап – формирование групп экспертов (5-6 человек) и постановка задач экспертного исследования.
2 этап – ознакомление с правилами заполнения анкетного листа (анкетный лист представлен в табл. 15). Один балл присваивается, если для рассматриваемого признака на ваш взгляд характерно нездоровое состояние, пять баллов получает признак, значение которого соответствует здоровому психологическому климату. Остальные баллы распределяются в соответствии с отклонением значения признака в ту или иную сторону.
3 этап – проведение опроса экспертов.
4 этап – составление сводной таблицы результатов опроса и подведение предварительных итогов опроса (табл. 16).
5 этап – статистическая обработка результатов опроса и анализ полученной информации.
Когда необходимо определить согласованность в ранжировках большого (более двух) числа экспертов, рассчитывается так называемый коэффициент конкордации(W) – общий коэффициент ранговой корреляции для группы, состоящей из m экспертов:
.
где n – число экспертов, m – число объектов экспертизы, S – сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения и
.
Заметим, что вычитаемое в скобках представляет собой не что иное, как среднюю сумму рангов (при суммировании для каждого объекта), полученных i объектами от экспертов.
Для упрощения расчетов используйте табл. 17.
Коэффициент W изменяется в диапазоне от 0 до 1. Его равенство единице означает, что все эксперты присвоили объектам одинаковые ранги (оценки). Чем ближе значение коэффициента к нулю, тем менее согласованными являются оценки экспертов. При необходима дополнительная проверка согласованности.
6 этап – проведение повторного опроса с целью достижения согласованности мнений экспертов, если это необходимо.
7 этап – статистическая обработка и анализ результатов повторного опроса (этап 5).
8 этап – разработка рекомендаций по оздоровлению психологического климата коллектива.
Таблица 16
Сводная таблица результатов опроса
№ вопроса | Эксперт | |||||
… |
Таблица 17
Исходные данные и промежуточные результаты расчетов
№ вопроса | Эксперт | Сумма оценок | Отклонение от средней суммы | Квадрат отклонения | |||||
… |
Содержание отчета о выполнении работы:
1.название и цель работы;
2.ответы на следующие вопросы: сформулируйте преимущества метода "Дельфи"; назовите этапы проведения экспертного исследования методом "Дельфи"; какие методы обработки результатов экспертного опроса Вы знаете?
3.заполненные анкетные листы;
4.сводная таблица результатов опроса и таблица с промежуточными результаты расчетов
5.анализ результатов статистической обработки данных первого и повторного экспертного исследования (коэффициент конкордации);
6.рекомендации по оздоровлению психологического климата Вашего коллектива;
7.общие выводы.
Использованная литература в лабораторной работе 6:
1. Методические указания по выполнению практических занятий и самостоятельных работ по курсу «Методы исследования систем управления» для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятиях», 521500 «Менеджмент», 521600 «Экономика» дневной формы обучения / Воронеж. гос. техн. ун-т; Сост., О.В. Хорошилова, А.Г. Балаганская, Ю.В. Астанкова. Воронеж, 2002.
2. Сидельников Ю.В. Системный анализ технология экспертного прогнозирования. – М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2007. – 348 с.: ил.
Лабораторная работа 7