Тема: «Выбор пути достижения цели или решения проблемы предприятием»
Цель работы: приобретение практических навыков выбора пути достижения цели или решения имеющейся проблемы предприятием с применением методики ПАТТЕРН.
Время выполнения работы:2 часа.
Теоретические сведения
Первой методикой системного анализа, в которой были определены порядок, методы формирования и оценки приоритетов элементов структур целей (названных в методике «деревьями целей»), была методика ПАТТЕРН (PATTERN – Planning Assistance Through Technical Relevance Number, что переводится как Помощь планированию посредством относительных показателей технической оценки).
Считается, что инициатором ее создания является Ч. Дэвис, вицепрезидент фирмы «Хониуэлл» корпорации РЭНД (RAND) (1963 – 1964 гг.), одной из так называемых думающих, бесприбыльных корпораций, занимающихся разработкой военных доктрин, рекомендаций для выбора проектов новых систем оружия, исследованием военного и научного потенциала «противника», рынков сбыта оружия и тому подобными проблемами анализа и прогнозирования развития военного потенциала США.
В качестве основы для формирования и оценки «дерева целей» разрабатывались «сценарий» (нормативный прогноз) и прогноз развития науки и техники (изыскательский прогноз).
Написание сценария – первый этап методики – представляет собой сочетание ситуационного анализа и нормативного прогноза. Сценарий предполагает подробное описание проблемной ситуации, после чего устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя из существующего положения вещей, будет постепенно развертываться будущее состояние объекта исследования.
Второй этап – построения “дерева целей”. Основной принцип построения «дерева целей» состоит в преобразовании любой цели более высокого иерархического уровня в совокупность подцелей более низкого уровня (рис. 6). Таким образом, все цели выстраиваются в строгой логической последовательности, причем каждая большая цель разбивается на более мелкие подцели.
Рис. 6. Структура дерева целей
«Дерево целей» строится при помощи осуществления двух операций:
· декомпозиции – это операция выделения компонентов;
· структуризации – это операция выделения связей между компонентами.
Процесс построения «дерева целей» состоит из нескольких этапов:
· формулировка главной цели;
· генерация подцелей;
· уточнение формулировок подцелей (проверка независимости подцели);
· оценка существенности подцелей;
· проверка целей на осуществимость;
· проверка элементарности подцелей;
· построение дерева целей.
Цель высшего порядка является вершиной дерева, нижестоящие цели – локальные цели. Их достижение является обязательным условием для достижения вышестоящих целей. На первом уровне дерева целей находится главная цель G на рис. 6.
При построении «дерева целей» необходимо руководствоваться следующими правилами:
· каждая сформулированная цель должна иметь средства и ресурсы для ее обеспечения;
· при декомпозиции целей должно соблюдаться условие полноты редукции, то есть количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения;
· декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется по одному выбранному классификационному признаку;
· развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях системы;
· вершины вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих уровней;
· развитие "дерева целей" продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все средства для достижения вышестоящей цели.
Третий этап методики ПАТТЕРН. В ней предложена усложненная экспертная процедура, в которой выделяются три группы критериев оценки: относительной важности; взаимной полезности; состояния и сроков разработки («состояние – срок»).
Эти группы критериев применялись для оценки составляющих «дерева целей» и оценки реализации проектов, реализующих цели. Но в последующем разрабатывались и применялись модификации этих видов критериев.
Рассмотрим подробно оценку относительной важности с учетом нескольких критериев и их весовых коэффициентов.
Оценка относительной важности анализируемых компонент осуществляется методом нормирования. Используется нескольких критериев (коэффициентов) относительной важности и учитываются их весовые коэффициенты.
Составляется матрица соответствия элементов, подчиненных узлу, и критериев, принятых при их оценке (табл. 11).
Таблица 11
Критерии | Вес критерия | Элементы уровня | |||||||
А | В | С | D | … | J | … | N | ||
… | … | ||||||||
… | … | ||||||||
… | … | ||||||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
… | … | ||||||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
… | … | ||||||||
… | … |
В табл. 11 приняты следующие обозначения:
– наименование критерия;
– вес критерия;
– относительный вес оцениваемого элемента (по соответствующему критерию);
– коэффициент относительной важности j-ro элемента i-го уровня.
При заполнении таблицы в автоматизированной процедуре предусмотрена проверка выполнения двух нормализующих логических условий для достижения однородности результатов: нормирование весовых коэффициентов критериев:
,
и оценок относительной важности оцениваемых компонент по каждому критерию, например, для J:
.
Результирующие оценки относительной важности j-ro элемента i-ro уровня подсчитываются следующим образом:
,
После окончания обработки оценок производится проверка правильности полученных результирующих оценок
.
В многоуровневой иерархической структуре рассмотренная процедура повторяется на каждом уровне для каждого узла иерархической структуры.
В этом случае процедуру оценки начинают с верхнего уровня иерархической структуры, далее перемещаются на следующий сверху уровень, где проводится последовательно оценка по каждому из узлов, затем – на третий сверху с последовательной оценкой по каждому из узлов и так далее. Для получения оценки относительной важности элемента самого нижнего или любого элемента промежуточных уровней иерархической структуры, необходимо умножить оценку элемента интересующего уровня на аналогичные оценки всех элементов-узлов, находящихся между этим элементом и вершиной иерархии.
В реальных условиях процедура оценки организуется, как правило, в форме двух-трех туров. После проведения каждого тура эксперты знакомятся с результатами оценок коллег. Тем экспертам, мнения которых существенно отличаются от других, может быть предоставлена возможность обоснования своей точки зрения. Такая процедура может повысить объективность оценок, побудить некоторых экспертов пересмотреть свои оценки.
Задание:
Выбрать путь достижения поставленной цели или решения имеющейся проблемы с применением методики ПАТТЕРН.
Исходные данные:
Вариант | Исходная цель (проблема) |
Внедрение новой технологии при условии покупки нового оборудования | |
Увеличение доли рынка | |
Расширение ассортимента | |
Разработка организационной культуры компании | |
Совершенствование документооборота на предприятии | |
Проведение рекламной компании | |
Совершенствование системы управления персоналом предприятия | |
Улучшение организационного климата компании | |
Совершенствование системы стимулирования на предприятии | |
Усиление конкурентных позиций предприятия |
Ход работы:
Пусть наша главная цель (проблема, стоящая перед нами) «Развитие фирмы».
На первом этапе необходимо разработать сценарий планируемого развития фирма (Лабораторная работа предполагает написание упрощенного короткого описания ваших предложений для достижения поставленной цели или по решению существующей проблемы).
Сценарий развития фирмы
Пусть в какой-то абстрактной фирме возникла необходимость ее развития. Этой цели можно достигнуть несколькими путями. Например, можно предложить модернизировать технологии для выпуска новых изделий путем разработки нового изделия или создания новых технологий. Также развитие фирмы можно проводить в другом направлении – поднять имидж фирмы, путем проведения рекламной компании или выпуска нового изделия.
На втором этапе в соответствии с имеющимся сценарием необходимо разработать «дерево целей» (рис. 7).
Рис. 7. Пример дерева целей для проблемы управления развитием фирмы
На следующем этапе необходимо выбрать критерии, при помощи которых можно произвести перебор стратегий для достижения цели и на их основе выбрать наилучший путь. Используем экспертные методы для определения критериев, их весов W и оценок эффектов применения альтернативных действий.
Будем рассматривать отдельные альтернативы на двух уровнях разветвлений:
1-й уровень выбора пути решения проблемы можно охарактеризовать табл. 12:
Таблица 12
Критерии | W | Подцели | |
Подъем имиджа | Модернизация | ||
Рост численности продаж | 0,8 | 0,4 | 0,6 |
Рост численности покупателей | 0,2 | 0,5 | 0,5 |
Эффект (значение) | |||
0,42 | 0,58 |
2-й уровень «Реклама – Новое изделие» рассмотрим на основе двух критериев (табл. 13):
Таблица 13
Критерии | W | Действия | |
Реклама | Выпуск нового | ||
Рентабельность | 0,4 | 0,4 | 0,6 |
Доход | 0,6 | 0,8 | 0,2 |
Эффект (значение) | |||
0,64 | 0,36 |
3-й уровень «Разработка – Создание» можно рассматривать по критериям постоянных и переменных издержек (табл. 14):
Таблица 14
Критерии | W | Действия | |
Разработка | Создание | ||
Постоянные | 0,6 | 0,2 | 0,8 |
Переменные | 0,4 | 0,6 | 0,4 |
Эффект (значение) | |||
0,36 | 0,64 |
Построим дерево целей с указанием рассчитанных оценок эффективности (рис. 8).
Теперь для оценки эффективности каждого из четырех возможных путей рассчитаем произведение последовательных эффектов E(l). Получим следующие взвешенные оценки эффективности возможных стратегий решения проблемы:
;
;
;
.
Вывод: расчеты показали, что наиболее эффективен четвертый путь, то есть фирме нужно создавать и внедрять новые технологии в производство.
Рис. 8. Размеченное дерево целей
Содержание отчета о выполнении работы:
1.название и цель работы;
2.ответы на следующие вопросы: что включает в себя методика ПАТТЕРН? Что называется сценарием? Что вы понимаете под деревом целей? Какие существуют правила построения «дерева целей»?
3.сценарий достижение поставленной цели или решения имеющейся проблемы;
4.«дерево целей» для рассматриваемой проблемы;
5.процедуру перебора стратегий для достижения цели (решения проблемы);
6.результаты перебора стратегий в виде конкретного пути достижения цели или решения проблемы.
Использованная литература в лабораторной работе 5:
2.Волкова, В.Н. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 679 с. – (Университеты России).
3.А.В. Демидова. Исследование систем управления: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2005. – 96 с.
4.Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления: Учебное-практическое пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 – 256 с.
Лабораторная работа 6