Тема: «Исследования экономики управления фирмой»
Цель работы: приобретение навыков проведения исследования экономики управления фирмой.
Время выполнения работы: 4 часа.
Теоретические сведения
Исследование экономики управления фирмой можно отнести к параметрическому и факторному анализу.
Проведем исследование режима работы фирмы на известном рынке
При оценке режима работы фирмы в менеджерской экономике в отличие от микроэкономической модели принятие решений основано на совместном рассмотрении характеристик рынка и фирмы. Например, при оценке дохода фирмы на известном рынке:
,
где – цена, которая определяется рыночным спросом, который может быть описан двумя функциями:
,
.
Тогда ,
то есть зависимость выражается параболой при линейной функции спроса (рис. 2). Максимуму TR соответствует условие
,
.
то есть максимальный доход определяется параметрами a, b функции спроса. Адаптация режима работы фирмы при изменениях рынка (a, b) заключается в подсчете для новых критических условий.
Рис. 2. Зависимость при линейной функции спроса
Критическая точка для может быть найдена при :
.
характеризует кризисное состояние предприятия, когда рынок перенасыщен товарами.
Рассмотрим управление фирмой по максимуму прибыли
В этом случае в исследование нужно включить анализ издержек:
,
,
где B – прибыль фирмы; СF (cost fixed) – постоянные издержки; CV (cost variable) – переменные издержки; ACV (average cost variable) – удельные переменные издержки.
Если нас интересует точка безубыточности , то ее легко найти из условия :
.
Откуда , то есть для получения прибыли фирма должна компенсировать постоянные издержки удельной прибылью (маржой ). Чтобы определить объем реализации, необходимый для получения заданной прибыли , нужно решить уравнение:
. (1)
Откуда .
В (1) не учтены характеристики рынка. При линейной функции спроса соотношения B, TR, CF, CV представлены на рис. 3.
Тогда . (2)
Для нахождения , соответствующего Bmax, нужно приравнять нулю производную (2):
, и
.
то есть оптимальное значение управляющей переменной Q смещается влево на ACV и зависит от параметров a, b функции спроса и экономики фирмы (ACV).
Рис. 3. Соотношение TR и CT
Рис. 3 показывает, что прибыль существует в ограниченном «мертвыми точками» Q1, Q2 диапазоне Q. Менеджеру нужно знать этот диапазон для принятия решений.
Найдем Q1, Q2 как решение квадратного уравнения при :
,
а
.
Рассмотрим теперь вывод «закона устойчивого управления» фирмой. Фирма устойчива до тех пор, пока ее прибыль достаточна для покрытия обязательных платежей:
,
где К3 – коэффициент запаса (в РФ К3=1,33), А – амортизация, Т – размер налогов, К – выплата процентов за кредит, D – выплата дивидендов по акциям, Cз/пл – выплата зарплаты, – оплата поставщикам.
Подставив в уравнение (2), получим условие:
,
решение которого:
дает диапазон устойчивой работы фирмы.
Рассмотрим задачу определения оптимальной цены продукции на известном рынке
Пусть фирма работает на рынке с линейной функцией спроса
и . (3)
Если ACF – средние постоянные издержки, то
. (4)
Цена должна максимизировать прибыль при известной рыночной характеристике.
Объем реализации зависит от рынка, поэтому подставим (3) в (4), получим целевую функцию:
.
раскроем скобки
(5)
Рис. 4. Линейная функция спроса
Из уравнения видно, что В является квадратичной функцией Pv (рис. 5). Для нахождения , соответствующей , приравняем производную (5) к нулю.
Рис. 5. Зависимость B от Pv
Задание:
1. Найти:
· объем для получения максимального дохода ;
· максимальный доход фирмы;
· – режим падения дохода до нуля;
· , при заданной прибили;
· объем реализации соответствующей максимальной прибыли.
2. Найти:
· Область безубыточной работы Q1, Q2, без учета характеристик рынка;
· Рассчитать , обеспечивающий максимальную прибыль;
· Рассчитать объем максимальной прибыли ;
· Найти Q1', Q2' при заданном .
3. Найти:
· Найти оптимальную цену для фирмы на рынке ( ), TR, B, объем сегмента рынка, рыночную политику фирмы.
Исходные данные:
n – номер студента в списке преподавателя.
1.Функция спроса дана в виде таблицы:
, д.е. | , шт |
100+2n | 80+3n |
200+2n | 60+3n |
300+3n | 40+3n |
Фирма продает изделия по (85+n) руб./шт, имея себестоимость ACV=(65+n) руб./шт, CF=(18500+n) руб.
2.
и издержки руб., руб.
3.Фирма производит (1300+15n) утюгов в месяц.
руб. (годовые).
руб. Функция спроса определена службой маркетинга в форме таблицы:
, руб. | , шт |
1200+n | |
1400+n | |
1600+n |
Ход работы:
Для того чтобы выполнить задание лабораторной работы нужно последовательно решить несколько задач.
Задача 1
Рассмотрим задачу расчета оптимального дохода фирмы.
Дана функция спроса в виде табл. 9.
Таблица 9
, д.е. | , шт |
Найти:
1. объем для получения максимального дохода ;
2. максимальный доход фирмы;
3. – режим падения дохода до нуля.
Решение
1. Находим уравнение функции спроса
.
2. Находим объем производства, максимизирующий доход фирмы
(шт)
3. Максимальный доход фирмы :
(д.е.)
4. Режим нулевого дохода, соответствующего кризисной ситуации:
,
,
,
(шт)
При объеме производства равном 54,95 шт доход фирмы будет максимальным.
Задача 2
Фирма продает изделия по 100 руб./шт, имея себестоимость ACV=80 руб./шт, CF=20000 руб.
Найдите , при заданной прибили в 10000 руб.
Решение:
1. (шт).
2. Для получения прибыли B3=10000 руб. нужно реализовать (шт).
Задача 3
Используя данные прошлых задач, найти объем реализации соответствующей максимальной прибыли.
Решение: (шт).
Задача 4
Известна функция спроса фирмы:
и издержки руб., руб.
Найти:
1. Область безубыточной работы Q1, Q2, без учета характеристик рынка;
2. Рассчитать , обеспечивающий максимальную прибыль;
3. Рассчитать объем максимальной прибыли ;
4. Найти Q1', Q2', если .
Решение.
1. , при руб./шт, шт.
2. шт.
3. руб./шт.
руб., то есть убытки.
При существующем спросе и таких издержках товар производить нецелесообразно.
Рынок несовместим с возможностями предприятия, издержки слишком велики. Поэтому снизим CF на 20%, чтобы улучшить результат. Тогда руб.
руб., то есть, обеспечена прибыльная работа предприятия.
Теперь рассчитаем положение «мертвых точек»:
шт,
шт.
4. Пусть уровень достаточной прибыли:
руб.
Для обеспечения финансовой устойчивости фирмы нужно реализовывать продукцию в диапазоне:
шт,
шт.
Задача 5
Фирма производит 1500 кофемолок в месяц.
CF=25000 руб. (годовые).
ACV=10 руб. (на кофемолку). Функция спроса определена службой маркетинга в форме табл. 10:
Таблица 10
, руб. | , шт |
Найти оптимальную цену для фирмы на этом рынке ( ), TR, B, объем сегмента рынка, рыночную политику фирмы.
Решение:
1. , неизвестны параметры рынка С1, С2, ACF. Найдем ACF:
руб.
Функция спроса: , откуда
руб./шт – оптимальная цена.
Емкость рынка шт, доход на этом рынке:
, тыс. руб., и прибыль
,
тыс. руб.
Вывод: фирма занимает сегмент рынка в 872 шт кофеварок, но производится 1500 шт, следовательно 628 шт должны быть распределены на других рынках, поэтому фирме необходимо направить усилия на завоевание новых сегментов рынка.
Содержание отчета о выполнении работы:
1.название и цель работы;
2.ход выполнения заданий с объяснениями и выводами.
Использованная литература в лабораторной работе 4:
1.Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления: Учебное-практическое пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 – 256 с.
Лабораторная работа 5