Природа лидерства, потенциал предпринимательких качеств и закономерности экономического творчества.
Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидер – член группы, за которым все остальные признают право принимать решения в важных для группы ситуациях. Основными функциями лидера является.: организация совместной деятельности и регулирование межличностных отношений. Основные причины появления лидеров совпадают с причинами возникновения неформальных организаций, т.е. вся проблема коренится в недостатках формального руководителя. Но лидер вовсе не обязательно является неформальным. Понятие руководитель и лидер отражают различные стороны управления группой: * формальную, т.е.связанную с официальными должностями и властью и * неформальную, связанную с социально-психологическими механизмами и авторитетом, основанных на неформальных отношениях.
3 основные теории лидерства (руководства)
1. подход с позиции личных качеств – концентрирует внимание на врожденных качествах лидера, как обладателя конкретного набора определенных качеств и психологических черт считалось, что, располагая данным набором, человек может стать лидером в любой группе. Однако быстро выяснилось, что составление подобного перечня неразрешимая задача. Разные исследователи составляли перечни, включающие до 80 таких качеств, как дружелюбность общительность, инициативность и т.д. Выполненное в 40-х гг. составление во всех 4 наиболее авторитетного перечня дало совпадение черт для 5% качеств. В результате к 50-м гг. теории были отвергнуты,
2. поведенческий подход . Согласно этому подходу эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. ПП создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Автократичное управление – лидер в управлении авторитарен, он обладает достаточной властью, чтобы навязать свою волю исполнителям. Дуглас Макгрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «Х». Согласно теории «Х»: люди изначально не любят трудиться, у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, больше всего люди хотят защищенности, чтобы заставить людей трудится, необходимо использовать принуждение. На основе этих суждений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, почти не дает свободы в принятии решений. Когда же автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа. Демократичный руководитель – теория «Y»: труд – процесс естественный, если условия благоприятные, то люди будут не только брать на себя ответственность, но и стремиться к ней; если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль; приобщение является функцией вознаграждения. Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребность в принадлежности, высокой цели, самовыражении. Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Руководитель старается сделать обязанности подчиненных более привлекательными. Руководство, сосредоточенное на работе и человеке. Адаптивное руководство. Сегодня становится ясно, что наиболее адекватным стилем руководства является адаптивное руководство – стиль, ориентированный на реальность.
3. ситуационный подход. Как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства – в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель – лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения, однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию. Выделяет несколько способов повышения эффективности руководства: например, переформирование групп, чтобы добиться психологической совместимости с личностью руководителя, перепроектирование задачи или модификация должностных полномочий.