Регулирование и контроль, их значение для управления организацией.
Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Специфика контроля: С одной стороны – это самостоятельная функция, с другой – элемент каждой общей функции управления. (Планирование, регулирование, организация). Контроль выявляет проблемы, ошибки и исправляет их, определяет эффективность, обеспечивает единство целей, предупреждает ошибки и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. Объект контроля – это предприятие или организация, все процессы и отдельные элементы системы.
Виды контроля: Предварительный. Текущий. Заключительный.
1. Предварительный контроль – это контроль, который осуществляется до фактического начала работы. Цель: предупреждение нарушений не целесообразности, необычности действий и решений. Пример: Составление сметы затрат, собеседование с работниками, выработка стандартов качества продукта. На этом этапе устанавливается необходимость пропорции в планировании и финансировании.
2. Текущий контроль – это процесс, который осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Измеряются фактические результаты, полученные в процессе работ и соизмеряются с запланированными. Цель: выявить и своевременно просечь нарушения и отклонения. Основывается на обратной связи.
3. Заключительный контроль (или последующий) – это контроль после того, как работа выполнена. Фактически полученные результаты сравниваются с запланированными. Цель: Установить результативность, законченность, экономичность, целесообразность. Скрыть упущения и недостатки.
Контроль часто оказывает сильное влияние на поведение системы. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать поведение работников ориентированным на них, т.е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен. Достижение целей организации осуществляется посредством совместной деятельности людей. Чтобы последняя была успешной ее надо регулировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками. Регулирование сводится с одной стороны к профилактике, а с другой стороны к устранению отклонений.
26. Власть, лидерство, руководство: их роль в управлении организацией.
Власть — это возможность или способность влиять на поведение других. Власть необходима для эффективности организации, потому что руководители зависят от людей, над которыми у них нет прямой власть или есть, но очень слабая. Воля обладателя власти выражается в виде его решения, т.е. приказов, распоряжений, команд. Этим решениям работники подчиняются не их личных симпатий, а по обязанностям. Отношения власти являются формальными.
Формы власти:
* власть, основанная на принуждении. Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено;
* власть, основанная на вознаграждении. Менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом;
* экспертная власть — осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний;
* эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же;
* законная власть — основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации. Применительно к управлению, лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Основные причины появления лидеров совпадают с причинами возникновения неформальных организаций, т.е. вся проблема коренится в недостатках формального руководителя. Но лидер вовсе не обязательно является неформальным. Понятие руководитель и лидер отражают различные стороны управления группой:
* формальную, т.е.связанную с официальными должностями и властью и
* неформальную, связанную с социально-психологическими механизмами и авторитетом, основанных на неформальных отношениях.
3 основой подхода к пониманию сути лидерства (руководства)
1. подход с позиции личных качеств,
2. поведенческий подход(манеры поведения с подчиненными),
3. ситуационный подход. Руководитель – человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.
Стили руководства:
1. автократичный – обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям.
2. демократичный – предпочитает механизмы влияния более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении; избегает навязывать свою волю.
3. руководитель, сосредоточенный на работе,
4. руководитель, сосредоточенный на человеке – делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам участвовать в принятии решений.