Этапы развития теории и практики менеджмента.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ МЕНЕДЖМЕНТ

Этапы развития теории и практики менеджмента.

Ни одна организация не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.1-й период – Древний (9-7тыс. л. до н.э примерно до 18в.). Древние греки (Платон) уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. 2-й период – Индустриальный (1776-1890гг.). Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит (проанализировал различные формы разделения труда и дал характеристику обязанностей государя и государства) и Давид Рикардо, англ. социалиста-утописта Роберта Оуэна (Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на пр-ве (его идеи гуманизации управления производством, признание необходимости обучения, улучшений условий труда). 3-й период – Систематизации (1856-1960гг.). Наука об управлении все время развивается. Жизнь заставляла искать более систематизированные подходы к управлению. Возникновение крупных по масштабу производств, необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников, чтобы они могли представлять интересы владельцев на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. 4-й период – Информационный (1960-н/вр). Более поздние теории управления разрабатывались в основном представителями Школы науки управления (количественная школа - Акофф, Гольдбергер, Клейн,). Становление школы связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний.

Школа научного управления

Школа научного управления (1885-1920) связана с работами Ф.Тейлора, Френка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Создатели школы считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ; можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Характерным для школы научного управления была разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий (Гилберты изучали операции, используя кинокамеру, чтобы определить время необходимое на конкретное движение при выполнении работы. Тейлор замерял количество руды, угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера); систематическое испытание стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объёма производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнения определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась возможность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой работе; подчеркивалось большое значение обучения. Школа научного управления выступала за отделения функций обдумывания и познания от фактического выполнения работы. Работа по управлению – это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом., благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы используемые в науке и технике могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Френк Гилберт и его супруга Лилиан Гилберт занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности. Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, то есть сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

Функции менеджмента

Менеджмент- процесс планирования, организации, мотивации и контроля для достижения определенных целей. Важнейшие функции управленческого труда следующие:

1) Планирование - представляет собой постановку целей и разработку путей их достижения, планирование – способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей .Планирование должно осуществляться непрерывно ,так как существует постоянная неопределенность будущего.

2) Организация - функция управления ,включающая вопросы разделения и кооперации труда. В том числе создание организационных структур, делегирование полномочий, организация взаимодействий. Организации - обеспечение выполнения решения с организационной стороны ,создание таких условий в управленческих отношениях ,что бы обеспечить наиболее эффективные связи между элементами для достижения целей организации.

3) Мотивация - стимулирование- это побуждение работников к эффективному достижению целей. Используются категории: потребность – интересы - мотивы.

4) Контроль - проверка полученных результатов. Система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой системы и выработки определенных действий.

Технология контроля:

1. Выбор концепции контроля

2. Цели контроля

3. Нормы (правовые, этические…)

4. Методы контроля

5. Область.

Проектирование организации.

Это научно обоснованное формирование органической структуры. Методология: сначала формулируются цели, а затем механизмы их достижения. При этом организация рассматривается как многоцелевая система и проектирование основано на системном подходе. Системный подход – не упускать из виду ни одну управляемую задачу, выявлять применительно к этим задачам систему функций, оформить все связи и отношения по горизонтали управления, оптимально сочетание вертикального и горизонтального управления для имеющихся условий, соотношение центрального и децентрального в управлении.

Процесс формирования органической структуры включает в себя:

1. формирование общей структурной схемы аппарата управления

2. разработка состава основных подразделений и связей между ними

3.регламентация органической структуры.

Совокупность докладов, разработанных на всех стадиях проектирования вместе вместе с пояснительной запиской составляют проект органической структуры управления. Существует 2 принципа испытания механизма проектирования органических систем:

1. принцип последовательности (на имеющихся данных разрабатываются след шаги)

2. принцип параллельности (для новых фирм необходимо параллельно проектировать механизмы внутреннего функционирования и механизмы взаимодействия с внешней средой).

Проектирование органических структур управления осуществляется на основе следующих методов:

1. метод аналогий – испытание тех вариантов, которые уже имеются,

2. экспертно-аналитический метод – основан на изучении и анализе)

3. метод структуризации целей – организация рассматривается с точки зрения системы выделяются цели и рассматривается дерево целей,

4. метод организации моделирования – на основании модели.

Оценка эффективности органических проектов позволяет определять уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий.

Товарная стратегия фирмы.

Проведение эффективной товарной политики фирмы связано с двумя крупными проблемами. Во-первых, фирма должна рационально организовать работу в рамках имеющейся номенклатуры товаров с учетом стадий жизненного цикла; во-вторых, - заблаговременно осуществлять разработку новых товаров для замены товаров, подлежащих снятию с производства и выводу с рынка.

Т.о., фирме необходимо иметь и постоянно совершенствовать товарную стратегию, что позволит ей обеспечить устойчивую структуру ассортимента, постоянный сбыт и стабильную прибыль.

Товарная стратегия разрабатывается на перспективу и может включать три стратегических направления по улучшению привлекательности имеющегося на фирме товарного ассортимента:

1. Инновация товара:

  • дифференциация товара;
  • диверсификация товара.

2. Вариация товара:

  • функциональных свойств,
  • физических свойств,
  • дизайна,
  • имиджа,
  • имени, марки,
  • дополнительных эффектов

3. Элиминация товара

  • специализация,
  • изменение сорта.

Матрица БКГ.

В основу данной матрицы положены следующие допущения: чем больше скорость роста, тем больше возможности развития; чем больше доля рынка, тем сильнее позиции организации в конкурентной борьбе. Пересечение этих двух координат образует четыре квадрата.

1.Если продукты характеризуются высокими значениями обоих показателей, то они называются «звездами», их следует поддерживать и укреплять. Правда, у «звезд» есть один недостаток: поскольку рынок развивается высокими темпами, то «звезды» требуют высоких инвестиций, таким образом «проедая» заработанные ими деньги.

2. Если продукты характеризуются высоким значением показателя Х и низким — Y, то они называются «дойными коровами» и являются генераторами денежных средств организации, поскольку не требуется вкладывать средства в развитие продукта и рынка (рынок не растет или растет незначительно), но за ними нет будущего.

3. При низком значении показателя Х и высоком -Y продукты называются «трудными детьми», их надо специально изучать, чтобы установить, не смогут ли они при известных инвестициях превратиться в «звезды».

4. Когда как показательX, так и показатель Y имеют низкие значения, то продукты называются «неудачниками» («собаками», «догами»), приносящими или малую прибыль, или малые убытки; от них надо по возможности избавляться, если нет веских причин для их сохранения (возможное возобновление спроса, относятся к социально значимым продуктам и т. п.).

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ МЕНЕДЖМЕНТ

Этапы развития теории и практики менеджмента.

Ни одна организация не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.1-й период – Древний (9-7тыс. л. до н.э примерно до 18в.). Древние греки (Платон) уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. 2-й период – Индустриальный (1776-1890гг.). Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит (проанализировал различные формы разделения труда и дал характеристику обязанностей государя и государства) и Давид Рикардо, англ. социалиста-утописта Роберта Оуэна (Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на пр-ве (его идеи гуманизации управления производством, признание необходимости обучения, улучшений условий труда). 3-й период – Систематизации (1856-1960гг.). Наука об управлении все время развивается. Жизнь заставляла искать более систематизированные подходы к управлению. Возникновение крупных по масштабу производств, необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников, чтобы они могли представлять интересы владельцев на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. 4-й период – Информационный (1960-н/вр). Более поздние теории управления разрабатывались в основном представителями Школы науки управления (количественная школа - Акофф, Гольдбергер, Клейн,). Становление школы связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний.

Школа научного управления

Школа научного управления (1885-1920) связана с работами Ф.Тейлора, Френка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Создатели школы считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ; можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Характерным для школы научного управления была разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий (Гилберты изучали операции, используя кинокамеру, чтобы определить время необходимое на конкретное движение при выполнении работы. Тейлор замерял количество руды, угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера); систематическое испытание стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объёма производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнения определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась возможность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой работе; подчеркивалось большое значение обучения. Школа научного управления выступала за отделения функций обдумывания и познания от фактического выполнения работы. Работа по управлению – это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом., благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы используемые в науке и технике могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Френк Гилберт и его супруга Лилиан Гилберт занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности. Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, то есть сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

Наши рекомендации