Прогнозы развития международного туризма
Созд-е экс-сии. Экс-й мен-нт.
Экс-сия:1)Тур.ус,обеспеч-щая удовл-ие дух-х, эстетич-х, инф-х потреб-ей тур-ов. 2) процесс наглядного познания окр. мира:. достопримеч-ей опр-го города или рег-на.Эл-ты экс-сии: продолжит-сть проведения; наличие экскурсантов (гр. или инд-ал); наличие экс-да; показ эк-х объектов, первичность зрительных впечатлений; передвижение уч-ов, Э. по сост-му марш-ту; целенаправ-сть показа объектов, рассказа эк-да; наличие опр-ой темы.Требования к Э.: полнота и достоверность инф-ии; куль-познав-ая значимость; законченность и точность композиции и исполнения Э.; Восприятие-целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее при непосред-ом воздействии физ-х раздражителей. Воспр. проявляется в разл-х эмоц-ых сост-ях,: удовл-ние; восторг; досада; раздражение; возмущение.Фак-ы, влияющие на В.: безопасность; постоянство (ощущение высокого качзва обслу-ния во t пребывания); поведение обслуж-го персонала; условия (ок.ср. и физ-ое окр-ие); доступность.Марш-т Э.-оптим-ый путь следования эк-ой группы. Требования: лог-ая последов-сть объектов экс-го показа.
3 принципа построения М.: хронолог-ий, темат-ий и тематико-хронол-ий.1) это экс-ии, посвящ-ые жизни и деят-сти знам-х людей города. 2) экс-сии, связ-ые с раскрытием опр-ной темы в жизни города, Все обзорные гор-ие экс-ии построены по тематико-хрон-му принципу. Методика проведения Э.-совок-сть приемов, сост-щих основу работы экс-да во t проведения Э. Включает общую и частную методики.Общая М.П. Э.-сис-а методич-х приемов рассказа и показа, независимых от темы, состава группы и др. фак-ов.Частная М.П.Э.-конкретизация методич-х приемов применительно к особ-стям опр-го экс-го марш-а.М. показа: предварит-й осмотр, зрительный ан-з, сравнения.М. рассказа: экс-ая справка, хар-тика объекта, объяснение, комментир-ние, цитирование.Структура экс-сии: 1)вступление состоит из 2 ч.: орг-ной (знакомство с аудиторией и инструктаж экс-ов по правилам поведения, безопасности) и инф-ной (краткое сообщ-е о теме, марш-те, его протяж-сти, продолж-сти).,2) осн-я содерж-ая часть-показ конкретных экс-ых объектов и рассказа о них, 3)заключ-е- это итоги основного содержания, закрепл-ие цель Э.Проекти-ние экск-ии-этапы подбора и формир-ния ее текста и содержания. П. э. проходит 2осн. стадии: 1) предвар-ная работа-подбор мат-ов, их изучение, отбор объектов 2)разработка самой Э.-сост-ие экс-го марш-та, обработка мат-ла; работа над содерж-ем Э.; написание контрольного текста; выбор эф-ых методич-х приемов показа и рассказа во t проведения Э.Подтема экс-ии ведущая-композиц-ый центр Э., вокруг кот. строится весь рассказ. Делает ее более убедительной и запомин-йся.Признаки класс-ции Э.- по содерж-ю; составу экс-ов; месту проведения; способу передвижения; форме проведения.Продолжит-сть Э.-длител-сть экс-ии, фиксир-ая с момента встречи экс-ой группы с экск-ом до заверш-я работы.Технологич-ая карта-1) марш-т; 2) остановки; 3) объекты и точки их показа; 4) продолжит-сть; 5) наимен-ие подтем и перечень осн. воп-ов; 6) указания по орг-ции; 7) методич-е указания.Рассказ – методиче-й прием передачи инф-ии об объекте в экс-ии.Тема -1) предмет раскрытия, орг-ии при разработке экс-ий, программ отдыха; Тематика экс-ная-1) совокуп-ть, набор или опр-ная группа тем; 2) предмет показа и рассказа. Темп -1) степень быстроты проведения экс-ии, похода.Треб-ия к содерж-ю Э.-.: полнота; достоверность; законченность композиции; эстетическое удовлетворение.Экс-нт-субъект, участник экскурсии.
Туристские формальности.
В соответствии с рекомендациями ВТО, Статистической комиссии ООН, а также установившейся международной и отечественной практикой документация на продажу тура на туристское путешествие включает в себя:
заявку туриста на бронирование тура;
лист бронирования (booking form);подтверждение турагентства о бронировании тура по заявке туриста (confirmation);
договор на путешествие (туристские услуги);
документы от туриста для оформления виз и разрешений;
консульские документы (для групповой визы);
международный, служебный и именной ваучер;
туристскую путевку утвержденной формы;
транспортные документы;
страховку;
нотариально заверенную доверенность на детей;
нормативные и законодательные акты, применяемые в ссылках договора и других документов;
особые обязательства туриста применительно к данному туру;
права и обязанности туриста;
анкету туриста;
памятку туриста и др.
Данный набор документов может изменяться в зависимости от различных факторов (вида путешествия, страны, состава группы и т.д.), однако их структура и перечень должны отвечать Генеральным правилам продажи туров. Лист бронирования (booking form) фактически является предварительным договором (протоколом о намерениях) между туристом и организатором путешествия. В нем должны быть указаны следующие сведения:
референс - номер листа бронирования;
наименование, адрес и реквизиты организатора путешествия;
фамилия, имя и паспортные данные лица (лиц), заказывающего тур;
реквизиты покупателя тура;
наименование тура;
стоимость тура, размер депозита, порядок оплаты;
краткое описание тура и его особенности;
дата и аэропорт отправления;
наименование и класс отеля;
класс размещения;
вид питания;
перечень экскурсий;
трансфер;
сведения о страховке;
перечень дополнительных услуг;
подпись покупателя и дата;
подпись организатора путешествия (турагента) и печать (ставится после подтверждения бронирования услуг в указанном объеме). Единой формы листа бронирования не существует. Некоторые туристские фирмы (например, информационно-туристский центр "Зебра") используют упрощенные формы листов бронирования. Другие фирмы (например, "Зевс Трэвел") используют довольно подробную, универсальную форму листа бронирования, где предусмотрены дополнительные графы по специальным заявкам: аренда автомобиля, дополнительное питание, обслуживание по классу VIP и др. (формы листов бронирования прилагаются).
Следует более подробно остановиться на вариантах оплаты. Она может производиться наличными деньгами, по перечислению на расчетный счет, по кредитной карте и т.д. Кроме того, покупатель при заказе тура по каталогу может оплатить как полную стоимость, включая страховку, так и частично. Во втором случае вносятся депозит в согласованном размере и сумма страховки, а оставшаяся сумма вносится после подтверждения бронирования всех заказанных услуг принимающей фирмой. Наиболее распространена в практике оплата услуг по второму варианту. Указанный в листе бронирования депозит при аннулировании клиентом заказа является невозвратным и идет на покрытие расходов организатору путешествия. Лист бронирования составляется в трех экземплярах:один - выдается на руки покупателю, другой — направляется на принимающую фирму, третий - остается у турагента. Если бронирование подтверждено, то туристу нет надобности лист бронирования брать с собой; номер подтверждения брони будет записан в его именном ваучере.
При оплате депозита или полной суммы за тур, включая страховку, клиенту выдается на руки квитанция об оплате, копия приходного ордера или другой документ установленного образца. Подтверждение о бронировании услуг оформляется или отдельным документом произвольной формы, или факт бронирования с реквизитами брони указывается в соответствующей графе листа бронирования с повторением этой записи в именном ваучере.
Договор (контракт) на туристское путешествие - обязательный документ, регламентирующий взаимоотношения туриста и организатора путешествия.
В туристской практике на территории Рф и СНГ взаимоотношения сторон при предоставлении туристских услуг регулируются договором, а при иных международных сделках - контрактом (или агентским соглашением). Договор является также основным документом при удовлетворении исков и претензий туриста к организатору путешествия.
Документы от туриста на получение виз и разрешений включают в себя:
основную анкету, фотографии, общегражданский заграничный паспорт, в ряде стран - страховой полис и др. Форма и содержание анкеты также различны и зависят от страны. Упрощенные одностраничные анкеты в Испанию и Италию (прилагаются) состоят из 15-17 вопросов, аналогичная анкета в Великобританию имеет несколько страниц и содержит более подробные вопросы не только о туристе, но и о его ближайших родственниках.
Наименование и структура требуемых документов зависят также от типа запрашиваемой визы: индивидуальная, групповая, шенгенская и др.
Международный туристский ваучер - подтверждение заключенного договора между туристом и организатором путешествия, а также документ для взаиморасчетов отправляющей и принимающей фирм. Кроме того, он предназначен для бронирования мест а гостиницах, билетов на транспорт, аренды автомобилей и прочих видов обслуживания, требующих предварительной оплаты. Право выдачи международного туристского ваучера имеет турфирма, являющаяся членом национальной туристской ассоциации. Данный ваучер принимается предприятиями обслуживания во всем мире и исключает необходимость заключать соглашение с каждым из этих предприятий в отдельности. Так как ваучер - это узаконенный во всем мире платежный документ, то после предоставления указанных в нем услуг он может быть депонирован на любой банковский счет предприятия, предоставившего услуги. Кроме того, с его помощью посредник по организации туристского путешествия (турагент) может заранее удерживать свои комиссионные. Использование ваучера значительно упрощает бухгалтерский учет и отчетность, а также сокращает банковские издержки, расходы по обмену валюты и значительно упрощает документооборот, так как при этом требуется только свести общую сумму за ваучеры и направить соответствующую копию в центр Citicorp Services Inc. и перевести платежи в банк группы Citicorp, указанный в платежном документе. Бронирование по ваучеру производится даже в случае позднего прибытия туристов и сохраняется до 12 часов дня,следующего за датой прибытия, а аннуляция брони производится без дополнительной компенсации. В случае неприбытия туриста и отсутствия аннуляции брони потребуется компенсация за один день размещения.Если перевозчик, туроператор, турагент работает по системе международного туристского ваучера, он получает утвержденное ФУААВ специальное руководство (инструкцию) о порядке работы с ним. Подлинник ваучера передается фирме (организации) по обслуживанию для его идентификации. Если туристская фирма не является членом ФУААВ или национальных ассоциаций, она может использовать служебный ваучер, т.е. ордер, удостоверяющий наличие контракта, перечень бронированных услуг, их объемы, реквизиты сторон и др.Неотъемлемой частью служебного ваучера является лист отметки о предоставленных услугах. Организатор путешествия обязан выдавать туристу документ на путешествие, заверенный подписью и печатью. Таким документом согласно Конвенции служит именной туристский ваучер. Он отличается от служебного или международного тем, что не содержит ценовой информации и размера комиссионных турагенту. Если по прибытии на место отдыха туристу не были предоставлены дополнительные услуги, то сумма оплаты по чеку и фактические расходы по обслуживанию совпадают. Все дополнительные услуги (телефон, напитки, мини-бар и т.д.) оплачиваются туристом самостоятельно. Если туристу был предоставлен меньший объем услуг, то заполняется сумма недополученных услуг в подлиннике ваучера (на обороте) и подписывается предприятием по обслуживанию и туристом. Предприятие перечисляет эту сумму в банк Citicorp для компенсации фирме-отправителю. В любом случае полные взаиморасчеты проводятся только после подписи ваучера (на обратной стороне) туристом, будь то полное или частичное предоставление услуг. Только после этой подписи предприятие по обслуживанию направляет платежные документы в банк.В международной общепринятой терминологии, кроме международного, служебного и именного, существует еще понятие ваучера, как документа-приглашения .(Югославия, Болгария и др.), который предъявляется на границе и служит основанием для посещения страны (формы некоторых туристских ваучеров даны в приложении).
Туристская путевка - документ строгой отчетности, выдается туристу при реализации транспортных путешествий внутри страны вместо Международного туристского ваучера.Транспортные документы включают в себя проездные документы (билеты установленного образца), багажные квитанции, квитанции доплат за сверхнормативный багаж,транзитные билетные купоны, санитарные сертификаты и др. Специфика транспортных документов на различные виды транспорта (авиационный, железнодорожный, водный, автомобильный) была рассмотрена ранее в соответствующих главах.Страхование туриста производится по его поручению отправляющей фирмой или самостоятельно. В России страхование туриста является добровольным (за исключением ряда стран, которые не выдадут визы без предъявления страховки). Страховой полис может включать как амбулаторное обслуживание, так и другие виды услуг. Страхование транспортного путешествия является обязательным, а сумма страхового сбора включена в стоимость билета. Нотариально заверенная доверенность на детей оформляется родителями, в том числе и бывшим супругом (супругой) при оформлении визы в некоторые страны, когда дети следуют без родителей в учебные, экскурсионные туры и туры для отдыха.
29Подготовка и участие в выставках. Послевыстовочная работа.Они дают ТФ большие возможности одновр-го распрос-ния и получения широкого спектра эк-ой, орг-ной, технич-й и коммерческой инф-ции при относит-о доступной ее стоимости. ТФ обладает возмож-ями, чтоб превратить для клиента посещение выставки в впечатляющее переживание, напр, при помощи орг-ции шоу-программ, викторин, лотерей и т. д.Участие в работе выставок-эф-ое ср-во формир-ия марк-ых коммуникаций ТФирм. Участие в В. представ-т собой сложный ед-й комплекс приемов и средств таких, как реклама (печатная, щиты, выставки), пропаганда, личная продажа (работа стендистов), стимулир-ие сбыта (раздача сувениров, предоставление скидок).В.- это показ, осн. цель кот. состоит в просвещении публики путем демонстрации ср-тв, имеющихся в распоряжении чел-тва, для удовл-ния потреб-тей в 1й или неск. обл-х его деят-ти или буд-х его перспектив.Виды мероприятий, хар-ика Осн. цель Пути достижения основной цели t проведения Небольшие в международном масштабе по объему деят-сти Выставка-иллюстрированное представление тура оповещение публики относит-но тур. предложения и оптовая (розничная) продажа тура. Демонстрация предложений в тур.сфере и буд-х перспектив 1-2 раза а год сроком 2—3 дня Мос. междунар-я выставка «МIТТ» Ярмарка - эк-кая выставка образцов тура на рынке Представление большого рынка тур. товаров и услуг; оптовая продажа тура
Представление образцов продуктов для подписания коммерческих соглашений национального и международного масштаба На протяжении опр-го периода t водном и том же месте Междунар-ая тур.ярмарка «Fitur». Мадрид,
Салон-демонстрация тура (разновидность турфестиваль) Представление тур.прод. оптовым посредникам; установление связей м\у производ-ми и продавцами Представление печатной рекламы, каталогов предложений и подписание соглашений (как правило, 1 раз в год) Междунар-ый тур.салон «Salon Mondial du Tourisme» (г. Париж)
Турмагазин (турмаркет; телемаркет) спец-ный магазин для продажи туров-розничная продажа.
Повышение степени инфо-ния клиентов о тур.предложении. Продажа собственного продукта и других фирм ТО-в на основе агентских соглашений; сосредоточение тур.предложения и предоставления справочной инф-ии клиентам о турах постоянно либо периодически действующих.
Туристская документация.
Соз-ный ТО-ом тур.продукт подразумевает его обяз-ное методическое обеспечение в фирме. А оно воплощается в виде подготовки спец-й технол-кой док-ции, кот-я полностью описывает сам тур, процессы его произ-тва и у-ги, предост-мые туристам. Это необх-мо для четкой работы сотрудников фирмы, контроля за содер-ем тура, его выполнением и для работы над его совер-нием. Сод-ние этой д-ции туров предусм-ны норм-ми док-ми РФ. Туры и их технол-кая д-ция должна отв-ть норма-м треб-м, напр-ным на защиту прав потреб-лей. В набор ТД для каждого тура включ-ют:
На автобу-х турах заполняется «Паспорт автоб-го марш-та» (зарубежом - «Листы поездки»), утвер-ый Мин-ом тран-та России, отраж-щий не только схему маршрута и техн-гию обслуж-ия, но и технич-ие данные автобуса, километраж и особ-сти автодорог, запреты и огран-ия автодорожного движения, придорожные пункты отдыха и питания, санитарные стоянки и т. д. Технолог-ая карта тур. пут-вия - это док-т, наглядно дающий все необх-мые для работы сведения по туру. В ряде случаев (в завис-ти от специфики маршрута и обслуж-я) некоторые пункты м.б опущены. График загрузки тур-пред-тий по маршруту отражает реальную загрузку тур-пред-ий по маршруту и позволяет ее отслеж-ть и контр-ть. Инф-ый листок к путевке тур-пут-вия вкл. разделы обяз-ной и допол-ной инф-ции по маршруту для туристов, и явл-ся неотъем-ым прилож-ем к тур-путевке или ваучеру.
Инф-ный листок содержит:
• указание вида и типа тур. пут-вия, осн-го содер-ния программы обслуж-ния в пут-вии, продолж-сть маршрута, его походной части, категория походов и др.;
• описание трассы пут-вия - пункты пребывания, продолж-сть и условия размещения в каждом пункте обслуж-ия (тип здания, число мест и №);
• краткое описание р-на пут-вия (достопр-сти, особ-сти рельефа местности), программы.
Прогнозы развития международного туризма
14.Анимационный менеджмент в гостиницах итуркомплексах1).Комплекс ТО-га по разработке и предоставлению спец-х программ проведения свободного времени.
2) орг-ция развлеч-й и спор-го проведения досуга.
Анимац-ые программы включ-т спор-е игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Аниматор-специалист по формир-ию тур.продукта и организатор рекреационной деят-ти туристов.Цена договорная - ден-ое выражение стоимости тур-экс-ых услуг, устанавливаемое по согласованию м\у произв-лем и потреб-лем тур.продукта в целях более полного учета индивид-ых запросов потребителей, предоставления новых, нетрадиционных видов услуг. Цена договорная явл-ся однимм из важных инструментов стабилизации тур-экс-го рынка на ур-не платежеспособного спроса населения.
15.Франчайзинг как организационная форма управления предпр-ми в сфере т-зма Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от воего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбытаСистема франчайзинга основана на использовании конкретного товараЭтот товар должен обладать следующими признаками: известной торговой маркой; номенклатура товаров должна быть ограничена. Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза) Первая сторона - франчайзерЭто крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркойФранчайзер в системе всегда один.Вторая сторона – франчайзи. Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе. Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых потоков. Основу этих потоков составляют: пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера; открыть собственное франчайзинговое предприятие; получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.Роялти. Регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с оддержанием и развитием франчайзинговой системы.
16 Классиф-я совр-х ср-в размещения.1)по месту располож-я: в чете города,на побережье,2)по продолжит-ти работы:круглогодичные работ-щие в 2сезона,односезонные, по вместимости номерн.фонда:малые-до150мест,средние-до400мест,большие-свыше400мест, по обеспеч.пит:с полным пансионом и с предост-ми только завтрак, по назначению:сюит-отели, предоставл-щие номера гостиницы или общую комнату и спальню.некот.комнаты имеют кухню с холодильн. И ванн.комн апарт-отели похожи на сюит,но предост.кухни в номере,они рассчит.на путешественников,кот собир-ся прожить в них не менее 5дней, транзитные гостиницы д/проживания транзитников или люд,кот ожидают рейс, целевые гостин. Это комплексное понятие, кот вкл в себя гост.с целью пребыв.гостей
17три стратегии входа на зарубежный рынок.Экспорт.Совместное предпиятие.Прямое инвестирование.
22ТО и ТА как субъекты туристского рынка.Основные различия между То и ТА. Виды туристских агентсв и туроператоров.Изготовители тур продукта-ТО продают свою продукцию как напрямую покупателю, так и опосредованно-ч\з ТА. Туристы большие $ тратят на досугово-развлекательные мероприятия, спорт, на допол-ные курортные, бытовые и др.усл. Вовлечение в сферу тур обслуж-ния орг-ций,предприятий и фирм, предоставляющих услуги, а также комплектация из этих услуг разнообразных тематических туров-все это потребовало развития специфического бизнеса – ТО-нга (разработки туристских программ).ТО-это ТФ, заним-яся комплектацией туров по договорам с поставщиками услуг и в соответствии с потребностями тур-ов.Он занимается разработкой тур маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функц-вание, орг-т рекламу, рассчитывает цены на туры по этим маршрутам, продает туры напрямую туристам или ч\з посредничество ТА. Различия м\у ТО и ТА: А. По системе доходов: ТО покупает некоторый турпродукт. Его прибыль форм-тся из разницы м\у ценой покупки и ценой продажи. Очень часто ТО приобретает отд-е усл., из кот-х з\м формирует комплексный тур со своим механизмом ценообразования. ТА же действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого тура. ТА реализует тур (и отдельные услуги, например авиабилеты, номера в гос-цах) по реальным ценам ТО или произв-лей услуг. Б. По принадлежности турпродукта:ТО всегда имеет запас турпродукта для продажи, а ТА запрашивает опр-ный продукт(усл.)только тогда, когда клиент выражает покупательский интерес. ТФ м.б. одновременно и ТА, и ТО. Например, ТФ как ТО разрабатывает маршруты и продает их туристам и другим агентствам; в то же t это ТФ как ТА приобретает туры у др-х фирм и продает их туристам. ТО подразделяются:По виду деятельности:1) ТО массового рынка. Они продают турпакеты с исп-ием чартерных авиарейсов вместо массового тур-ма. 2)Специализ-ныеТО-это ТО,специал-щиеся на опр-ном продукте или сегменте рынка (на опр-ной стране, на опр-ом виде туризма.). В свою очередь они могут быть: а) ТО специального интереса(спортивноприключ-го туризма, орг-ции сафари в Африке.);б)ТО специального места назначения (поездки в Англию, Францию.); в) ТО опр-ной клиентуры (для молодежи,семейных пар, бизнесменов.); г)ТО спец-х мест размещения(вдомах отдыха, на турбазах.);д)ТО, испол-ми опр-ный видтранспорта(теплоходы,поезда.).По месту деятельности: 1)Местные (внутренние) ТОы. Они составляют турпакеты с маршрутами в пределах страны проживания.2)Выездные ТО ориентируют турпакеты на зарубежные страны.3)ТОы на приеме. Они базируются в стране назначения и обслуж-ют прибывающих тур-ов.Также делят:ИТО - это ТО, отправ-щие туристов за рубеж или в др рег-ны по договоренности с принимающими РТО или напрямую с тур предприятиями. Отличием их от ТА, заним-хся искл-но продажей чужих туров, явл-ся то, что они занимаются комплектацией турпродукта, сост-го, по нормам ВТО, не менее чем из 3 услуг (размещения, транспортировки туристов и любой другой, не связанной с первыми двумя). Клас-кий ИТО формирует сложные марш-ые туры, комплектуя их из услуг местных ТО в разных местах посещения (по марш-ту). РТО - это ТО на приеме, к-е комплектуют туры обслуж-ния в месте приема и обслуж-ия тур-ов, исп-зуя прямые договора с поставщ-ми услуг (гос-ми, предп-ми питания досугово-развлекательными учр-ями). Это чистая форма ТО-нга.