Тема 5. Выбор иностранных партнеров и оценка поведения конкурентов.
Дополнительные материалы Темы 5
Слайд 1
Фрагмент рейтинга 500 крупнейших компаний мира The Financial Times
Место 2005 | Место 2004 | Компания | Страна | Рыночная капитализация, $ млн | Сектор | Оборот*, $ млн | Цена акции, $ | Отношение капитализации к прибыли | Дивидендная доходность, % | Конец финансового года |
General Electric | США | 382 233,1 | Промышленный конгломерат | 151 299,0 | 36,1 | 22,5 | 2,3 | 31.12.2004 | ||
ExxonMobil | США | 380 567,2 | Нефть и газ | 291 252,0 | 59,6 | 15,2 | 1,8 | 31.12.2004 | ||
Microsoft | США | 262 974,9 | Программное обеспечение и услуги | 36 835,0 | 24,2 | 31,8 | 0,7 | 30.06.2004 | ||
Citigroup | США | 234 436,7 | Банки | 44,9 | 13,5 | 3,6 | 31.12.2004 | |||
BP | Британия | 221 365,3 | Нефть и газ | 285 059,0 | 10,4 | 14,4 | 3,2 | 31.12.2004 | ||
Wal-Mart Stores | США | 212 209 | Розничная торговля | 285 222,0 | 50,1 | 20,8 | 1,0 | 31.01.2005 | ||
Royal Dutch/Shell | Нидерл./Британия | 210 630,42 | Нефть и газ | 266 386,0 | 59,8 | 10,9 | 31.12.2004 | |||
Johnson & Johnson | США | 199 711,4 | Фармацевтика и биотехнологии | 47 348,0 | 67,2 | 21,5 | 1,6 | 02.01.2005 | ||
Pfizer | США | 195 944,6 | Фармацевтика и биотехнологии | 52 516,0 | 26,3 | 17,5 | 2,6 | 31.12.2004 | ||
Bank of America | США | 178 765,4 | Банки | 44,1 | 11,7 | 3,9 | 31.12.2004 |
[Источник: www.vedomosti.ru:8000/ft500/2005]
Слайд 2
Примерный формат карты фирмы- партнера (контрагента) или конкурента.
1.Полное и сокращенное наименование фирмы на иностранном и ( в скобках) на русском языке.
2. Почтовый адрес фирмы, страна регистрации, номер телекса, телефакса, телефона, адрес электронной почты и адрес в Интернете.
3 Величина фирмы(крупная, средняя,мелкая). Величина акционерного капитала, активов, оборотов, продаж. Место фирмы в числе 100 или 10 крупнейших компаний своей страны и мира.
4. Характер собственности фирмы ( частная, государственная, кооперативная, общественная).
5.Правовое положение фирмы ( АО, ООО, Полное и коммандитное товарищество, единоличная фирма).
6.Характеристика фирмы по капиталу и контролю ( национальная, иностранная, смешанная).
7.Год основания и основные этапы развития фирмы ( включая данные по крупным слияниям, поглощениям, реорганизациям и изменениям наименования фирмы).
8.Сфера деятельности с указанием вида хозяйственной деятельности ( промышленная, торговая, транспортно-экспедиторская).
9.Основные товары производства, торговли или услуги.
10. Ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции, основные товары или группы товаров, направления специализации.
11. Номенклатура экспорта и импорта, место фирмы на мировом рынке по основным товарам: удельный вес в мировом производстве( торговле, услугах) основных товаров, доля в экспорте и импорте страны.
12.Банки, через которые фирмы осуществляют свои операции.
13.Владельцы фирмы или материнская компания( для дочерних компаний);тип монополистического объединения, в которое входит фирма, и ее положение в нем ( материнская компания, филиал, дочерняя, ассоциированная компания); форма объединения: концерн, торговый дом, консорциум и т.д.; представительства фирмы.
14.Состав руководящих органов; организационная структура аппарата управления фирмой; схема аппарата управления фирмой, численный и персональный состав правления, фамилии главных административных лиц; названия производственных отделений, закрепленная за ними номенклатура изделий; название подразделения, занимающееся вопросами торговли с данной страной и с Вашим предприятием.
15.Производственная и материально-техническая база фирмы: число и местонахождение предприятий, их мощность; число и местонахождение сбытовых организаций, складов, станций технического обслуживания; число занятых на фирме.
16.Основные показатели финансового положения и деятельности фирмы за ряд последних лет: акционерный или паевой капитал; активы ( основной и оборотный капитал); собственный капитал; объемы продаж; чистая прибыль; капиталовложения и др.
17. Важнейшие фирмы- контрагенты по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции.
18. Принадлежность к отраслевым и (или ) национальным союзам предпринимателей.
19. Производственно-технические и прочие связи с другими фирмами( указать наименование фирм и формы связей); связи с другими фирмами через участие в капитале, персональные связи с другими фирмами и организациями.
20. Краткие биографические сведения о руководителях.
21. Отрицательные моменты, характеризующие фирму( невыполнение обязательств, рекламации, арбитражные, судебные дела и пр.)
[Источник: Ноздрева Р.Б. и др. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 10.- М.: «ИНФРА-М»,1999. С.88-91]
Слайд 3
Классификация моделей учета, применяемых в мировой практике
Название модели | Критерии | Страны, использующие |
модель | ||
I. Британо-американская | ориентация учета на нужды | 33 страны, в том числе: |
модель | инвесторов и кредиторов; | США, Великобритания, |
наличие развитого рынка | Нидерланды, Австралия, | |
ценных бумаг; | Израиль, Индия, Канада, | |
высокий уровень профес- | Ирландия, Мексика, | |
сиональной бухгалтерской | ЮАР, Пакистан и др. | |
подготовки; наличие большого | ||
количества транснациональных | ||
корпораций. | ||
II. Континентальная | тесные связи с банками; | 17 стран, в том числе: |
модель | подробная юридическая | Франция, Германия, |
регламентация учета; | Швеция, Швейцария, | |
ориентация учета и | Япония, Австрия, | |
отчетности на интересы | Бельгия, Греция, Дания, | |
государственного регулирования | Египет, Испания, Италия, | |
налогообложения | Люксембург, Норвегия, | |
и макроэкономического | Португалия и др. | |
планирования | ||
III. Южноамериканская | высокий уровень инфляции; | 7 стран: Аргентина, |
модель | ориентация учета и отчетности | Бразилия, Боливия, |
на интересы государственного | Перу, Уругвай, Чили, | |
планирования; | Эквадор | |
унификация требований учета | ||
IV. Постсоветская | переходная модель от | Россия, страны СНГ, |
модель | государственно-админист- | страны Восточной |
(группа стран с | ративной к рыночной | Европы, Вьетнам |
преобладающим | системе | |
влиянием | ||
бывшей | ||
советской | ||
системы учета) |
[Источник: Кратко И.Г. Международное предпринимательство: Учеб. Пособие.- М.: «ИНФРА-М», 2001. с.100]
Слайд 4
Таблица сравнительного анализа конкурентных позиций товара различных фирм на рынке
Наш товар | Конкурент1 | Конкурент 2 | Конкурент 3 | |
Товар Качество Цена Гамма товаров Упаковка Оценка по: свойству 1 свойству 2 свойству 3 | ||||
Сбыт В физическом выражении В денежном выражении: канал 1 канал 2 канал 3 Номинальная цена Торговая наценка Скидки Стимулирование сбыта | ||||
Торговый персонал Число агентов Уровень агентов Частота визитов Обучение | ||||
Реклама Размер бюджета Комплекс средств: средство 1 средство 2 средство 3 Ориентация рекламы Творческий уровень | ||||
Стимулирование сбыта Размер бюджета Тип стимулирования: розничная цена скидки дистрибьютору другие меры | ||||
Услуги Ассортимент Сроки оказания Послепродажный сервис | ||||
НИОКР Размер бюджета Количество работников Эффективность НИОКР | ||||
Исследование рынка Качество информац. системы Банк данных |
Слайд 5
Предугадывание поведения иностранных соперников