Раздел 1. Концептуальная модель функционирования и развития системы международного бизнеса

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Международный институт финансов, управления и бизнеса

 
  Раздел 1. Концептуальная модель функционирования и развития системы международного бизнеса - student2.ru

Е.М.Черкашов

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ(ПРАКТИКУМ)по дисциплине

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС

по магистерской программе «Международный бизнес»

направления «Менеджмент»

Т ю м е н ь

2007 г.

УДК

ББК

Черкашов Е.М. Международный бизнес: Учебно-практическое издание(практикум) по магистерской программе «Международный бизнес» направления «Менеджмент». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. - 138 с.

Учебно-практическое издание(практикум) разработано в рамках инновационной образовательной программы Центра компетенций в области экономического и правового сопровождения приоритетных проектов Западно-Сибирского региона на основании учебного плана магистерской программы «Международный бизнес» направления «Менеджмент». Наряду с Учебным пособием и Учебно-методическим комплексом является составной частью целостного пакета методического обеспечения дисциплины «Международный бизнес», нацелен на формирование навыков и умений по данной дисциплине, содержит информационный и методический материал, практические задания по развитию навыков в международном бизнесе и кейсы. Все указанные учебные материалы сгруппированы по темам курса. Учебно-практическе издание рассчитано на магистрантов программы «Международный бизнес» направления «Менеджмент». Рекомендуется к использованию магистрантами по программе «Маркетинг», студентами специальностей «Мировая экономика», «Финансы и кредит» по соответствующим спецкурсам.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Международного института финансов, управления и бизнеса Тюменского государственного университета.

© Тюменский государственный университет, 2007.

© Международный институт финансов, управления и бизнеса ТюмГу, 2007.

© Издательство ТюмГУ, 2007.

© Е.М. Черкашов, 2007.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение  
Раздел 1. Концептуальная модель функционирования и развития системы международного бизнеса  
Тема 1. Сущность, этапы развития, цели, виды и внешняя среда международного бизнеса 1.1. Дополнительные материалы 1.2. Развитие навыков в международном бизнесе 1.3. Кейсы  
Тема 2. Особенности международной конкуренции 2.1. Дополнительные материалы 2.2 Развитие навыков в международном бизнесе 2. 3. Кейсы  
Тема3.Общая характеристика международного предпринимательства 3.1.Дополнительные материалы 3.2 Развитие навыков в международном бизнесе 3. 3. Кейсы  
Раздел 2. Условия, средства, методы и способы ведения международного бизнеса  
Тема 4. Выбор стран, рынков и способа интернационализации бизнеса 4.1.Дополнительные материалы 4.2 Развитие навыков в международном бизнесе 4. 3. Кейсы  
Тема 5. Выбор иностранных партнеров и оценка конкурентов 5.1. Дополнительные материалы 5.2 Развитие навыков в международном бизнесе 5. 3. Кейсы  
Тема 6. Международные контракты, базисные условия поставки, расчеты и гарантии, таможенные режимы и процедуры. 6.1. Дополнительные материалы 6.2 Развитие навыков в международном бизнесе 6. 3. Кейсы  
Тема 7.Валютно-финансовая среда и источники финансирования международного бизнеса 7.1. Дополнительные материалы 7.2 Развитие навыков в международном бизнесе 7. 3. Кейсы  
Тема 8. Международная торговля товарами, услугами и контрактные модели ведения международного бизнеса. 8.1. Дополнительные материалы 8.2 Развитие навыков в международном бизнесе 8.3. Кейсы    
Тема 9. Инвестиционные модели интернационализации бизнеса 9.1.Дополнительные материалы 9.2 Развитие навыков в международном бизнесе 9. 3. Кейсы  
Ссылки на статистические сайты мира  
   
   

Введение

Глобализация мировой экономики и усиление конкуренции на всех уровнях поставила перед компаниями и фирмами, действующими, как на национальных, так и на мировых рынках задачи обеспечения долгосрочной, устойчивой конкурентоспособности. Без успешного решения этих задач, участники национальных и международных рынков имеют мало шансов выстоять и сохранить свои позиции в конкурентной борьбе. Устойчивое конкурентное преимуществокомпании представляет собой постоянное превосходство над конкурентами по таким признакам продукции, как: потребительская ценность, уникальность, новизна. Формирование и развитие ключевых компетенций предприятия, представленных внутренними трудно имитируемыми конкурентами нематериальными ресурсами, эффективностью использования интеллектуально-творческого потенциала персонала, уникальностью организационных знаний, организационных систем, применяемых технологий, и обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество. Иными словами: ключевые компетенции предприятия являются главными факторами долгосрочного, устойчивого преимущества любой компании, фирмы, предприятия в современных условиях.

Осознание этого факта нашло свое отражение в новом запросе к вузам на подготовку специалистов со стороны глобализирующейся мировой экономики и основных ее участников- компаний и фирм: необходимо готовить специалистов обладающих не только глубокими знаниями; соответствующими умениями и навыками применения имеющихся знаний; но и ключевымикомпетенциями. Ключевая компетенция представляет собой способность субъекта:

-выбирать из имеющихся знаний, навыков, умений, технологий приемлемые комбинации для решения конкретных задач и проблем;

- эффективно применять выбранные комбинации знаний, навыков, приемов, технологий для решения конкретных задач, проблем в данное время в конкретных обстоятельствах.

Удовлетворение запроса компаний и фирм на подготовку таких специалистов предполагает существенные изменения в технологии учебного процесса. В ряду таких изменений важное место принадлежит учебно-методическому обеспечению, позволяющему студентам, слушателям не только получать глубокие системные знания, развивать навыки практического применения полученных знаний, но и формировать ключевые компетенции в соответствующих сферах деятельности.

Цель курса “Международный бизнес” – ввести магистрантов, слушателей в круг проблем современного международного бизнеса и предпринимательства, особенностей его конкурентной, экономико-правовой, финансовой и социально-культурной среды; дать теоретические и методические знания в области анализа, оценки, обоснования возможных путей и способов интернационализации бизнеса в условиях глобализации мировой экономики и конкуренции; ознакомить с моделями и способами ведения бизнеса на международной арене и развить соответствующие навыки; помочь освоить современные методы оценки процессов глобализации, интернационализации бизнеса и сформировать соответствующие компетенции. Для реализации комплексного подхода к изучению дисциплины «Международный бизнес» предлагается соответствующее учебно-методическое обеспечение, представленное пакетом образовательных продуктов, состоящим из учебного пособия, учебно-практического издания(практикума) и учебно-методического комплекса.

Учебное пособие делает акцент на предоставление глубоких и систематических знаний; учебно-практическое издание- на развитие навыков применения полученных знаний в решении задач ведения международного бизнеса; учебно-методический комплекс- на формирование компетенций в области применения полученных знаний и развитых навыков для решения конкретных комплексных проблем международного бизнеса.

Каждая тема предлагаемого учебно-практического издания, соответствует теме учебного пособия и включает дополнительные материалы, практические задания и кейсы, предполагающие использование слушателями знаний лекционного курса и других источников для решения практических задач, обеспечивающих развитие навыков в международном бизнесе. На это нацелен и пакет правовых актов по проблематике международного бизнеса, содержащихся в приложении настоящего учебно-практического издания.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 10

СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ДАННЫХ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.

1. Место, занимаемое страной по показателям: ВНП (ВВП), темпы эконо­мического роста, темпы роста инвестиций, внешнеторговый оборот, им­ порт товаров и услуг (то же — в удельных показателях).

2. Население страны в целом и регионов проникновения в отдельности; по­ловозрастная структура населения в динамике.

3. Структура общества и удельный вес отдельных социальных слоев с ха­рактеристиками их душевого и семейного дохода; динамика этих показа­телей.

4. Ресурсы основных видов, интересующих фирму, с ранжировкой по:

• наличию в стране и регионах;

• стоимостной оценке;

• уровню дефицитности.

Особая справка — о возможности получения этих ресурсов в сопредель­ных странах.

5. Основные характеристики возможностей связи (число телефонов на тысячу жителей; разновидности и эффективность работы почты; основ­ные характеристики компьютерно-сетевых услуг).

6. Интересующие фирму характеристики транспортных коммуникаций (в контексте «как можно привезти?», «как можно вывезти?»).

7. Уровни оплаты труда в интересующих фирму сферах бизнеса (в разрезе основных категорий наемных работников); принятые в стране формы оплаты труда.

8. Общая оценка развитости и возможностей:

• отраслей — вероятных конкурентов;

• отраслей — вероятных поставщиков;

• отраслей — вероятных потребителей.

9. Основные элементы валютного регулирования в стране.

10. Основные элементы торговых и экспортно-импортных ограничений в стране.

11. Развитость научно-технической и консультационной деятельности в стра­не (направления, фирмы, возможности привлечения).

12. Уровень основных экономических проблем в стране (инфляция, безра­ботица, региональные или отраслевые депрессивные явления, бедность
и т. д.).

[Источник: Международный менеджмент. Учебник для вузов/Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля.- СПб: Издательство «Питер», 2000. с.54.]

Слайд 11

А). Глобальный мир товаров вокруг нас.

Составьте список товаров, которые вы регулярно используете, таких как будиль­ник, фотоаппарат, автомобиль, кофеварка, компьютер, кроссовки, телефон, теле­визор, видеомагнитофон; можно включить в этот список даже любимый CD-диск, рубашку, фруктовый сок или тип магнитной ленты. Определите, какие компании выпустили эти товары. После составления списка посетите библиотеку и найди­те ответы на следующие вопросы по каждому изделию:

1. В какой стране расположен главный офис компании-производителя?

2. Какой процент от годового объема продаж фирмы составляют продажи на внутреннем рынке? Какой процент составляют продажи на рынках других стран?

3. Определите наиболее вероятное место изготовления данного изделия.

4. Почему вы думаете, что оно было изготовлено именно в этой стране?

Продолжите работу, выполнив вместе с другими членами вашей группы сле­дующие задания.

1. Обсудите влияние международного бизнеса на вашу повседневную жизнь.

2. Вместе с другими студентами составьте обобщенный список, включающий в себя 10 товаров, наиболее часто используемых студентами.

3. Попробуйте идентифицировать торговую марку (бренд) каждого товара, выпущенного отечественной компанией.

4. Попробуйте идентифицировать торговую марку каждого товара, выпущен­ного иностранной компанией.

5. Есть ли в этом списке изделия, в состав которых входят компоненты, выпу­щенные как отечественными, так и иностранными компаниями?

Б). Зарубежная среда для туриста и бизнесмена

Любая поездка туриста или бизнесмена за рубеж требует предварительное ознакомление с географическими, историческими, политическими, правовыми, экономическими, культурными особенностями принимающей страны. Однако, очевидно, что одни и те же элементы внешнего окружения за рубежом будут интересовать туриста и бизнесмена с различных точек зрения. Для выяснения этих различий выполните следующие задания:

1. Используя лекционные материалы Темы 1 Учебного пособия «Международный бизнес», дополнительные материалы к Теме 1 настоящего Учебно-практического издания, материалы библиотеки, Интернета составьте перечень основных параметров, позволяющих описать каждую из составных частей общей внешней среды международного бизнеса(географическую, историческую, политическую, правовую, экономическую, технологическую и культурную)

2. Возьмите в библиотеке туристический справочник по какой-либо стране и выделите рубрики, по которым дается описание ее географических, исторических, политических, правовых, экономических и культурных особенностей)

3. Составьте сравнительную таблицу по составленным Вами параметрам внешней среды международного бизнеса и выделенным Вами рубрикам туристического справочника. Что общего, и каковы существуют различия в описании внешней среды принимающей страны для туриста и для бизнесмена?

В). Влияние японской культуры на ведение бизнеса в стране

В данном разделе представлен краткий анализ некоторых ключевых элементов японской куль­туры, а также их влияние на методы ведения бизнеса в Японии.

Первый элемент культуры, играющий основную роль в практике ведения бизнеса в Японии, — это иерархическая структура японского обще­ства. Система социальной иерархии задает точ­ную модель взаимодействия между членами общества. Фактически, даже сам факт беседы на японском языке требует, чтобы человек точ­но знал свое положение в иерархической соци­альной системе по отношению к своему собе­седнику. В зависимости от того, кто собеседник, — начальник или подчиненный, употребляются те или иные языковые формы. Таким образом, ког­да встречаются два японских бизнесмена, они немедленно обмениваются визитными карточ­ками, что дает каждому из них возможность вы­яснить статус друг друга и определить, какую форму обращения следует использовать.

Второй элемент японской культуры — группизм. Человек идентифицируется скорее как член группы, а не как отдельный индивид. Такое групповое отождествление личности свойственно японским детям с раннего возраста. Между вос­питанием детей в дошкольных учреждениях США и Японии существуют принципиальные различия. В американских учреждениях такого типа основное внимание уделяется воспитанию личности ребенка посредством поощрения его достижений, а также посредством повышения самооценки ребенка. В японских дошкольных уч­реждениях максимум усилий направляется на то, чтобы перевоспитать избалованного дошкольни­ка, каждое желание которого до сих пор испол­нялось слепо любящей матерью, и сделать его членом сплоченной группы. И без того сильное групповое отождествление еще больше усили­вается этнической однородностью японского общества и его относительной изолированно­стью от остального мира до 1850 г.

Третьим элементом японской культуры являет­ся социальное согласие (в японском языке — «wa»). Задача каждого члена группы состоит в том, чтобы содействовать достижению согла­сия, или консенсуса, в рамках группы. В япон­ских компаниях решения не принимаются на высших уровнях системы управления, посколь­ку это нарушило бы принцип «wa». Вместо это­го члены группы должны обсуждать проблему и отыскивать пути ее решения до тех пор, пока не будет достигнут консенсус. Необходимость сохранения принципа «wa» является одной из причин того, что во многих японских компаниях поощряется общение между служащими («сарариманами»)* после работы и посещение ими различных званых вечеров. Эти вечера пред­ставляют собой средство формирования отно­шений доверия между членами группы и позво­ляют им приходить к единому мнению по воп­росу решения проблем, возникающих перед их компаниями. Опять же, для сохранения прин­ципа «wa» во многих компаниях практикуется оплата труда рабочих и служащих в зависимо­сти от стажа работы, а не от производительно­сти труда.

Четвертый элемент японской культуры — это обязательства, или долг. Сразу же после при­нятия на работу человек оказывается в долгу перед компанией. Обязательства человека пе­ред компанией за согласие принять его на ра­боту настолько велики, что человек практически не в состоянии выполнить их в полной мере. Человек обязан компании всем, что у него есть, поэтому нужды компании имеют для него более высокий приоритет, чем личные потребности или потребности семьи. Следствием таких обяза­тельств работника перед компанией является резкое неодобрение перехода работника в дру­гую компанию в японском обществе. В то же время компания принимает на себя определен­ные обязательства по отношению к своим ра­ботникам. Эта ситуация во многом напоминает времена феодализма, когда на феодала была возложена обязанность защищать крестьян, кре­постных, ремесленников и торговцев, находив­шихся в его подчинении. На базе этого элемен­та культуры японского общества возникла тра­диционная практика пожизненного найма (до 55 лет), которая, в свою очередь, оказывает влия ние на формирование других методов ведения бизнеса в Японии. Система пожизненного най­ма вынуждает японские компании проявлять особую осторожность в вопросах подбора пер­сонала. Именно поэтому перед наймом на ра­боту претенденты на рабочие места подверга­ются тщательному тестированию и проходят собеседование с руководством компании. Рабо­чие и служащие, принятые в штат компании, от­дают себе отчет в том, что их работа зависит от того, насколько успешно идут дела у работода­теля, а также что их занятость гарантирована до тех пор, пока обеспечивается успешная деятель­ность компании.

После замедления развития экономики Японии в 90-е гг. некоторые японские компании начали отказываться от методов ведения бизнеса, ос­нованных на специфике японской культуры. Ком­пания Fujitsu, например, объявила о планах от­каза от оплаты труда в зависимости от стажа работы, а также о переходе к системе оплаты труда за заслуги перед компанией и в соответ­ствии с достигнутой производительностью. Дру­гие компании постепенно снизили привержен­ность системе пожизненного найма. Тем не ме­нее эта традиционная практика организации тру­дового процесса остается нормой в большинстве крупных японских компаний.

Источники: «Fujitsu to Institute Merit-based Pay For All Employees», Wall Street Journal, March 26, 1998, p. B5; Richard G. Newman, K. Anthony Rhee, «Self-Styled Barriers Inhibit Transferring Manage­ment Methods», Business Horizons, May-June 1989, pp. 17-21.

1. Как происходит обучение японской культуре ее гражданами? В чем особенности этого процесса?

2. Как устанав­ливаются взаимосвязи между различными элементами японской культуры?

3. Как происходит процесс приобще­ния к культурным ценностям всех членов японского обще­ства? Каким образом в японской культу­ре определяется принадлежность к той или иной социальной группе?

4. Задайте аналогичные вопросы применительно к российской культуре. Сравните полученные ответы с Вашими ответами по особенностям японской культуры. Какие общие черты и различия Вы обнаружили в процессе сравнения?

Г). Этика поведения и социальная ответственность компаний.

Определите интересующую вас отрасль бизнеса, в которой действует много мно­гонациональных корпораций. Среди этих отраслей может быть энергетическая промышленность, автомобилестроение, а также производство бытовой электро­ники. Посетите web-сайты трех компаний, принадлежащих к избранной вами от­расли, и выясните как можно больше об их отношении к этике поведения и соци­альной ответственности. Определите сходные характеристики и отличия между позициями этих компаний по данному вопросу. Затем на основании данных, по­лученных на web-сайтах этих компаний, сделайте выводы относительно вероят­ной эффективности усилий каждой из них, направленных на обеспечение этики поведения и социальной ответственности. И, наконец, дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какую роль, как показало ваше посещение этих web-сайтов, может сыграть Интернет в том, чтобы содействовать обеспечению этики поведения и со­циальной ответственности компаний?

2. Web-сайт какой компании является самым действенным с точки зренияэтики поведения и социальной ответственности? Что, по вашему мнению, делает этот сайт самым лучшим?

3. Web-сайт какой компании является самым неэффективным с точки зрения этики поведения и социальной ответственности? Что, по вашему мнению, делает этот сайт самым худшим?

4. Как web-сайты, которые вы посетили, влияют на ваше представление об этих компаниях как потенциального инвестора? Как потенциального работника? Как потенциального поставщика?

5. Если бы вас попросили дать совет, на какие аспекты этики поведения и социальной ответственности вы бы посоветовали руководству каждой компании обратить свое внимание, учитывая ту информацию, которую Вы получили на ее web-сайте?

Д). Платить или не платить взятки?

Опираясь на Ваш опыт решения этических вопросов и на материалы кейса, как бы Вы поступили в следующих ситуациях:

1).Чтобы обеспечить сбыт вашей продукции на рынке одного из иностран­ных государств, вам необходимо заплатить комиссионное вознагражде­ние в размере 10% от суммы сделки посреднику, который имеет доступ к государственным чиновникам высшего ранга в этой стране. Вы подозре­ваете, что этот посредник разделит комиссионные с чиновниками, которые принимают решения о том, какую продукцию покупать. Поступите ли вы таким образом? Повлияет ли на ваше решение тот факт, что ваши конкуренты обычно платят такие комиссионные?

2).В одной из зарубежных стран, в которых осуществляется валютный кон­троль, у вас есть давний клиент. Этот клиент предлагает вам незаконно увеличить сумму в счете за партию товара на 25%. Например, вы должны отгрузить в эту страну партию товаров на сумму $ 100 млн, но в счете, пред­ставленном вашему клиенту, вам предлагают указать цифру $125 млн. На основании этого счета ваш клиент получит из центрального банка $125 млн; из этой суммы $100 млн причитается вам, а оставшиеся $25 млн вы должны перевести в швейцарский банк на имя своего клиента. Поступите ли вы таким образом? Повлияет ли на ваше решение тот факт, что клиент, о котором идет речь, представляет политически непопуляр­ное меньшинство в стране и может столкнуться с необходимостью быс­тро покинуть страну при первой же опасности?

1.3. Кейсы

А). Латинская Америка: древние цивилизации, дикие леса, неприступные горы... и счета на представительские расходы?

Латинская Америка, население которой составляет почти десятую часть населе­ния мира, — это один из самых разноплановых, красочных и полных жизни реги­онов мира. Несмотря на огромный потенциал, этот регион страдает от проблем, которые временами кажутся непреодолимыми. Латинская Америка, при свой­ственных ей крайних формах роскоши и бедности, впечатляющем богатстве при­родных ресурсов и самом высоком в мире уровне урбанизации, — это место, ко­торое вдохновляет, приводит в замешательство, бросает вызов и разочаровывает, иногда — одновременно. Понимание культурных особенностей этого региона име­ет жизненное значение для успеха в бизнесе.

На протяжении многих столетий географическое положение Латинской Аме­рики способствовало обособленному формированию культуры региона. Древние цивилизации оставались изолированными в бескрайних лесах и в практически неприступных горах. После колонизации континента его географическое поло­жение определяло формирование культур новых стран. Возле месторождений минерального сырья, а также возле естественных гаваней и вдоль водных путей возникали и развивались оживленные города.

Занимаясь бизнесом в странах Латинской Америки, следует помнить о том, что культура ведения бизнеса в регионе имеет свою специфику и зависит от раз­мера страны, которая представляет интерес для компании, от уровня развития современного промышленного сектора страны, а также от ее открытости влия­нию внешних сил и степени интеграции с мировой экономикой.

В некоторых индустриальных и коммерческих центрах Латинской Америки можно найти высокоразвитую культуру ведения бизнеса, международную по сво­ему характеру и находящуюся на одном уровне с европейской и североамерикан­ской культурой. Здесь же можно найти современные офисы, в которых работают деловые люди, имеющие в своем распоряжении счета на представительские рас­ходы и обладающие крепкой деловой хваткой.

С другой стороны, ситуация меняется по мере удаления от больших городов и по мере вступления в игру местных условий и обычаев. В тропических регионах деловая активность существенно замедляется из-за жары и высокой влажности. По мере еще большего удаления от крупных городов все более ненадежной стано­вится инфраструктура, что вынуждает деловых людей проявлять большую изоб­ретательность в преодолении трудностей, которые возникают перед ними при ве­дении бизнеса в этих регионах.

Вообще говоря, в латиноамериканской культуре ведения бизнеса можно вы­делить несколько закономерностей: компании имеют иерархическую организа­ционную структуру, в которой решения принимаются (в зависимости от степени важности) начиная с верхних и заканчивая нижними уровнями корпоративной иерархии; формирование и поддержка хороших взаимоотношений с партнерами имеют в своей основе доверие и уважение к ним. Все это может вынуждать меж­дународных менеджеров часто бывать в обществе и встречаться с деловыми парт­нерами в неформальной обстановке.

Еще один важный фактор ведения бизнеса в странах Латинской Америки — представление о времени. В Латинской Америке отношение ко времени опреде­ляется фразой «El tiempo es сото el espacio», другими словами: «Время — это про­странство». Очень часто в странах региона события происходят не по расписа­нию. У многих людей, не знакомых с латиноамериканскими обычаями, особенно у представителей стран, где время ценится высоко (таких стран, как Соединен­ные Штаты Америки, Канада, а также страны Северной Европы), отсутствие пун­ктуальности и более свободное отношение к использованию времени вызывают раздражение; такие люди считают подобное отношение расточительным. Однако было бы полезнее расценивать такой неторопливый подход к ведению дел как возможность наладить хорошие взаимоотношения с партнерами и наслаждать­ся происходящим, не глядя постоянно на часы. Но это — всего лишь обобщение; в мегаполисах стран Латинской Америки ко времени относятся по принципу «время — деньги».

Международным менеджерам необходимо также следить за своими манерами, когда они работают в странах Латинской Америки. В большинстве латиноамерикан­ских стран все еще принят этикет Старого Света и атмосфера формальности охваты­вает практически все аспекты ведения бизнеса и взаимоотношений между деловыми партнерами, особенно если стороны еще недостаточно хорошо знают друг друга. В большинстве крупных городов региона важно поддерживать стиль: хоро­шо одеваться, быть вежливым и, что самое важное, воспринимать наводящую информацию относительно социальных аспектов поведения, полученную от лю­дей, с которыми приходится взаимодействовать.

Помимо всего прочего следует помнить, что латиноамериканцы в большин­стве своем ведут себя очень естественно, не скрывают своих эмоций и широко пользуются языком жестов. Они часто стоят очень близко друг от друга во время разговора, иногда касаются друг друга и даже обмениваются поцелуями во время первой встречи. От международного менеджера нельзя ожидать, что он будет знать все без исключения нюансы социального взаимодействия с представите­лями латиноамериканской культуры, но он должен быть готовым к проявлению изысканных (и не очень изысканных) форм поведения, которые очень отлича­ются от привычных для него манер.

Вопросы к кейсу

1. Перечислите некоторые элементы латиноамериканской культуры и отметьте, какие факторы влияют на развитие этих элементов.

2. Какие современные тенденции могут вызвать культурные изменения в стра­нах Латинской Америки? Каковы наиболее вероятные изменения?

3. Объясните некоторые контрасты или различия между культурами стран Латинской Америки. Как эти различия могут повлиять на деятельность между­народных компаний в этих странах?

Б). Платить ли взятки?

Цена, которую приходится платить за взяточничество

Взяточничество является уголовно наказуемым действием, и риск быть наказанным за уплату или получение взятки достаточно высок. В процессе разработки и принятия законов по борьбе с коррупцией било предусмотрено два способа обнаружения нарушителей этих законов.

Один из способов — это правительственное расследование действий, как граждан своей страны, так и страны конкурирующей компании. В результате прекращения холодной войны сократилась необходимость в деятельности разведывательных служб, направленной на сбор стратегических сведений, что позволило направить усилия этих служб на сбор коммерческой информации. Как сообщают средства массовой информации, в США уже были использованы полученные от разведывательных служб данные о подкупе чиновников во время заключения контрактов в'странах Латинской Америки и Ближнего Востока. Нет сомнения в том, что в других странах также будет югользована информация, полученная таким способом, для привлечения к ответственности виновных во взяточничестве.

Другой способ обнаружения правонарушителей — использование информации, полученной от конкурирующих фирм. У конкурентов есть все основания для того, чтобы поставить органы влас­ти в известность, что та или иная компания нарушает закон о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. Одной из предпосылок таких законов является то, что они позволяют разре­шить так называемую «проблему гарантий», часто возникающую между конкурирующими компа-шями. Суть этой проблемы заключается в следующем: многие компании стремятся к тому, чтобы придерживаться высоких стандартов в своей деятельности, но не имеют возможности отслежи­вать поведение своих конкурентов. В системе, в которой решения принимаются на основании взяток, а не на основании качества и цены продукта, субъекты экономической деятельности из­влекают выгоду из использования ресурсов, предназначенных для повышения качества, на под-р чиновников. Яркий пример — ситуация, имевшая место в Турции со строительством зданий безсоблюдения технических требований (на турецком языке — «касак»), которые были разруше­ны во время землетрясения в 1999 г. Причиной разрушения зданий было то, что их строительство не соответствовало турецким строительным нормам и правилам. Такое несоответствие, в свою очередь, стало возможным из-за того, что строительным компаниям было дешевле построить здания, не отвечающие стандартам, и заплатить при этом взятку инспектору строительного над­зора, чем нести издержки, связанные с соблюдением строительных норм и правил. Безусловно, в большинстве компаний отдается предпочтение выпуску высококачественных товаров «услуг, а не выпуску продукции, которая вредит потребителям. Однако затраты, которых требует обеспечение высокого уровня качества, наряду со взятками, составляют намного более крупную сумму, чем затраты на выпуск продукции низкого качества и взятки. Следовательно, в такой деловой среде те компании, которые предоставляют в распоряжение потребителей товары или услуги высокого качества, рискуют быть вытесненными из бизнеса теми компаниями, которые предпочитают более дешевый путь.

Законы по борьбе со взяточничеством предоставляют гарантии компаниям, стремящимся к обеспечению такого уровня качества, который недостижим для компаний, ведущих нечестную игру. Для того чтобы эти законы были действенными, конкурирующие фирмы должны сообщать о достоверных подозрениях в подкупе должностных лиц другими компаниями. Наказание за нарушение таких законов может быть достаточно строгим. В Соединенных Штатах в качестве меры наказания за дачу или получение взятки может быть использовано лишение сво­боды, штрафы и лишение права на ведение бизнеса с правительством США. Согласно законо­проекту, который находится на рассмотрении законодательных органов власти Франции, за неко­торые типы взяточничества в сфере деятельности международных организаций виновные могут быть приговорены к 15 годам тюремного заключения. В Южной Корее за взяточничество может быть вынесен приговор на 5 лет тюремного заключения и штраф размером 10 млн вон при одно­временной конфискации имущества на сумму, равную половине суммы сделки, которая стала предметом подкупа. Даже в Норвегии, в которой был принят самый мягкий из всех новых законов по борьбе с коррупцией и взяточничеством, предусматривается тюремное заключение сроком на 1 год за подкуп иностранных правительственных чиновников.

Уголовное наказание и штрафы — это серьезная угроза для компании, допускающей подкуп чи­новников. Однако следует обратить внимание на то, что уплата взяток может иметь, помимо уго­ловного наказания, и другие нежелательные последствия. Взяточничество приводит к нарушен­ным взаимоотношениям между лицом, предложившим взятку, и лицом, принявшим ее. Должност­ные лица, принимающие взятки, а также деловые люди, с которыми они сотрудничают, могут об­разовать субкультуру, в которой взяточничество представляет собой нормальную составляющую ведения бизнеса. Однако общество в целом, безусловно, не примет взяточничество в качестве нормы поведения.

Из-за уголовной наказуемости взяточничества сам процесс подкупа должностных лиц происходит за закрытыми дверьми и держится в тайне. Как лицо, дающее взятку, так и сам взяточник тратят много времени, энергии и ресурсов на то, чтобы скрыть эту сторону своей жизни от посторонних глаз. По очевидным причинам качество коррумпированных взаимоотношений практически не под­вергалось изучению. Тем не менее те люди, которым пришлось испытать на себе действие взя­точничества, характеризуют такие взаимоотношения как нездоровые, нестабильные и не имею­щие законной силы.

Негативное воздействие взяточничества на репутацию компании

Помимо всего прочего подкуп должностных лиц создает тройную угрозу репутации компании. Во-первых, компания рискует потерять репутацию среди более широких масс населения страны, в которой она платит взятки чиновникам. Даже если и бюрократы, и руководство компаний счита­ют крупные взятки нормой ведения бизнеса, население страны в целом вряд ли одобрит такие действия. Например, репутация тех компаний, которые вели бизнес с членами семьи бывшего диктатора Индонезии Сухарто, сильно пострадала после смены режима в этой стране. Во-вторых, выплата взятки означает, что компания, предпринявшая это действие, отныне будет иметь у бюрократов репутацию компании, готовой платить взятки. Один из европейских предприни­мателей рассказывал автору данной книги о том, что после того как его компания несколько раз заплатила взятки, подкуп чиновников стал час

Наши рекомендации