Общая структура дипломного проекта

Независимо от выбранной темы при оформлении выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) рекомендуется придерживаться следующей структуры:

1.Титульный лист (Приложение Д)

2.Лист нормоконтролера (Приложение Е)

3.Задание на разработку проекта (Приложение А)

4.Реферат (Приложение Ж)

5.Содержание (Приложение Г)

6.Перечень сокращений и условных обозначений

7.Введение

8.Основная часть:

1. Теоретические и методологические основы изучения проблемы

2. Анализ изучаемой проблемы на основе привлекаемого эмпирического материала

3. Проектный раздел. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы, оценка их эффективности

9.Заключение

10.Список использованных источников

11.Приложения

В готовый дипломный проект не подшиваются, а вкладываются отдельно следующие документы:

1.Отзыв руководителя (Приложение Б)

2.Рецензия (Приложение И)

3.Бланк критериев рейтинговой оценки (Приложение В)

Для повышения качества дипломного проекта может быть предложены экономическая оценка проекта, правовое обеспечение проекта, компьютерное обеспечение проекта.

Желательно, чтобы дипломные проекты выполнялись по заказам от производства, научных и учебных учреждений, в том числе кафедр, отделов и служб базовых вузов, это будет оцениваться более высокими баллами.

Обязательно должен просчитываться ожидаемый экономический (или обосновываться социальный) эффект от разработки и внедрения результатов дипломного проектирования на производстве и представляется справка об использовании (внедрении), о рассмотрении или принятии к сведению основных рекомендаций на исследуемом предприятии.

Реферат

Реферат - краткое изложение содержания работы с основными фактическими сведениями и выводами. Он акцентирует внимание на новые сведения и определяет актуальность ВКР. Он должен содержать точное указание темы и организации заказчика, на примере которой дипломный проект выполняется, данные об авторе и научном руководителе дипломного проекта. Реферат должен содержать: сведения об объеме, количестве иллюстраций и таблиц, количестве используемых источников и имеющихся приложений.

В реферате следует отразить цель работы, объект исследования, новизну, полученные результаты и их практическую значимость, сведения об апробации работы, область применения. Объем реферата не должен превышать одной страницы. Структура написания реферата представлена в Приложении Ж.

Введение

Введениепредставляет собой четкое и краткое обоснование темы исследования, ее актуальности и новизны, степень разработанности проблемы исследования на современном этапе, объект и предмет исследования. Во введении формулируются цели и задачи, строятся гипотезы, описывается использование методов, которые применяются в исследовании. Введениесодержит краткое ознакомление с основным содержанием работы и сжатую характеристику самого исследования.

Введение начинается с обоснования актуальностиисследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Для студента-выпускника выбор темы исследования начинается прежде всего с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, или с учетом интересов в дальнейшей профессиональной деятельности.

Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, управления, права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. В связи с этим, приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с по­следующим формулированием проблемы в форме явного противоречиямежду потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний.

На основании выявленного противоречия формулируется проблема.Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет.Объект это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Определение объектаисследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается? Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. Необходимо отметить, что предмет дипломного исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

Далее во введении формулируются цель и задачи исследования. Цель– это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы. Одним из самых важных моментов в исследовании является построение гипотезы. Гипотеза– это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. В дипломном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.

Во введении также следует охарактеризовать методы исследования, т.е. способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Например, при исследовании возможно использовать следующие методы:

- изучение и анализ научной литературы;

- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

- моделирование, сравнение, анализ, синтез, анкетирование, интервьюирование и т.д.

Желательным является обозначение во введении новизны дипломного проекта. Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения. Также следует отметить практическую значимость проекта, т.е. возможность использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная квалификационная работа теоретической или практической. При наличии публикацийстудента-дипломника по теме исследования, они приводятся в завершении этого раздела. В целом, объём раздела «Введение» должен занимать 3-4 страницы.

Основная часть

Основная часть дипломного проекта обычно состоит из глав, при этом каждая глава – в среднем из двух-трех параграфов. Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание дипломного проекта. Недопустимы одинаковые формулировки названия диплома в целом и отдельных глав или параграфов.

Первую, теоретико – медологическую, часть дипломного проекта, целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования.

В ней раскрывается сущность, роль и функции анализируемого явления, его место в системе менеджмента и взаимосвязь с другими явлениями и процессами. В теоретическом разделе должна быть четко сформулирована анализируемая проблема и также выявлены особенности изучаемых явлений и процессов в России и за рубежом. Обязательным элементом теоретического раздела является обзор и критический анализ монографической и периодической литературы. Вместе с тем, теоретический раздел не должен представлять компиляцию изученного материала или иметь чисто описательный характер. Автору необходимо самостоятельно четко выделить основные характеристики исследуемого явления и критически проанализировать сложившиеся подходы к его изучению, обосновать в итоге собственные приемы, инструменты или последовательность анализа. Первая глава заканчивается постановкой (формулировкой) проблемы.

Следующая глава, как правило, аналитическая посвящена исследованию состояния проблемы на предприятии. В ней анализируется состояние и возможности решения проблемы на предприятии, группе предприятий, отрасти, регионе при помощи общих, специальных и диверсифицированных методов (системного анализа, моделирования, математических, статистических, прогнозных методов).

Материалами для анализа могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, финансовая и статистическая отчетность, другая служебная документация, первичные результаты выборочного наблюдения и данные опросов, собранные студентом-дипломником во время прохождения преддипломной практики. Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы. Характер и объем собранного материала зависят от особенности принятой методики исследования. Анализ состояния дел на предприятии, в группе предприятий, отрасти, регионе предполагает обработку собранных статистических материалов за несколько последних лет.

В практической части дипломного проекта, опираясь на результаты анализа, автор дает рекомендации и разрабатывает мероприятия по решению поставленной цели и задач проекта на предприятии, группе предприятий, отрасли, регионе.

При подготовке этой части работы студенты должны учесть основные принципы системного подхода, то есть учета большинства взаимосвязанных задач управления; комплексного подхода с позиций оперативного и стратегического управления; принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных предложений в связи с изменяющимися условиями работы организации, содержанием деятельности аппарата управления, а также с методами выполнения управленческих работ.

Кроме того, кроме указанных разделов, для повышения оценки дипломного проекта могут быть представлены раздел экономической оценки проекта, раздел компьютерного обеспечения проекта, раздел правового обеспечения проекта.

В целом при написании содержательной части дипломного проекта необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.

1. Каждый раздел должен содержать краткое резюме, т.е обобщение изложенного материала и логический переход к следующему разделу.

2. При написании дипломного проекта недопустимо использование устаревших статистических данных и нормативных материалов. При анализе явлений в динамике последние данные ряда должны относиться как минимум к году, предшествующему защите.

3. При компоновке разделов необходимо соблюдать соответствие текстовой части, табличного и графического материалов как с точки зрения объемов, так и с точки зрения необходимых комментариев. Ни одна таблица (диаграмма) не может быть приведена в работе, если в тексте на нее не сделана ссылка, показывающая, какую именно позицию автора или какой вывод иллюстрирует данный материал.

4. В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение.

5. Разделение основной части на теоретическую, методологическую и практическую не всегда соответствует разделению на главы, однако с содержательной точки зрения все три раздела должны быть представлены в обязательном порядке.

Разработка рекомендаций предполагает, что студент-дипломник приводит достаточно полные и аргументированные (с помощью современных методов) предложения, желательно с оценкой их экономической эффективности.

Заключение

В разделе дипломного проекта - «Заключение» в сжатой форме излагаются основное содержание и результаты проведенного исследования, выводы, отражающие пути совершенствования и дальнейшие перспективы работы над проблемой.

Выводы должны быть краткими, четкими, обобщающими. Объем заключения должен составлять 5-6 страниц.

Рекомендуемый объем дипломного проекта в целом 70-80 страниц

Приложения

В приложения следует относить вспомогательный материал, который загромождает текст в основной части работы.

К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, заполненные формы отчетности и других документов.

Все необходимые требования по оформлению дипломного проекта, которые следует строго соблюдать для успешного прохождения нормоконтроля, представлены в следующей части данных методических указаний.

3 Требования к оформлению дипломного проекта

3.1 Общие требования к оформлению

Выпускная квалификационная работа должна быть грамотно написана, правильно оформлена и сброшюрована в твердой обложке. Поскольку ВКР является текстовым документом, ее следует оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105 – 95. ВКР выполняется на листах формата А 4 (297х210 мм) в компьютерном наборе. Текст дипломного проекта должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 межстрочных интервала с использованием шрифта «Times New Roman» № 14.

Рекомендуемый объем дипломного проекта в целом – 60-80 страниц печатного текста. Указанный объем относится к текстовой части работы. Список использованных источников и приложения к работе выносятся за пределы этого объема.

В общую нумерацию страниц не включаются: 1) лист номоконтролера; 2) задание; 3) реферат; 4) перечень сокращений и условных обозначений. Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц без проставления номера страницы. Номер страницы проставляется с раздела ВВЕДЕНИЕ.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 15 мм.

Законченный дипломный проект брошюруется в следующем порядке:

1) титульный лист;

2) лист нормоконтролера;

3) задание на выполнение дипломной работы;

4) реферат;

5) перечень сокращений и условных обозначений;

6) содержание;

7) введение;

8) основная часть;

9) заключение;

10) список использованных источников;

11) приложения.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце.

Оформление основного текста

3.2.1 Рубрикация разделов текста

Основную часть ВКР следует делить на главы (разделы), подразделы, пункты и подпункты.

 
Каждый раздел дипломного проекта следует начинать с новой страницы.

Все разделы должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражают их содержание. Заголовки разделов, а также слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ»», «ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами (можно использовать жирный шрифт) не подчеркивая. Переносы слов и сокращения в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовком и текстом 15 мм (2 пробела). Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется.

Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки. Перед названием раздела основной части слово «Глава» не пишется.

Например:

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Подразделы должны иметь заголовки, которые записываются с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной). Подразделы нумеруются в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Например:

1.1 Сущность и понятия региональной экономики

Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 8 мм. Расстояние между подразделом и текстом – 15 мм.

Подразделы могут включать один или несколько пунктов. Пункты могут не иметь заголовков. Каждый пункт записывают с абзацного отступа. Номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками. В конце номера пункта точка не ставится.

 
Например:

1.1.2 Эволюция развития

Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 и т.д. Каждый подпункт записывают с абзацного отступа.

 
Внутри пунктов и подпунктов могут быть приведены перечисления. Каждое перечисление записывают с абзацного отступа. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте на одно их перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере. Другие обозначения при перечислении не допускаются (Например, Общая структура дипломного проекта - student2.ru , Общая структура дипломного проекта - student2.ru , Общая структура дипломного проекта - student2.ru )

Пример:

Общая структура дипломного проекта - student2.ru а) ------------------------

б) -------------------------

1) --------------------

2) --------------------

в)---------------------------

3.2.2 Стилистические особенности

При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.

В дипломной проекте должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.

В тексте ВКР не допускается:

- применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

- применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- применять произвольные словообразования.

В тексте ВКР, за исключением формул, таблиц и рисунков не допускается:

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр;

- применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

- применять без числовых значений математические знаки; например > (больше), < (меньше), = (равно), ³ (больше или равно), £ (меньше или равно), ¹ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);

-

 
применять индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера.

При необходимости применения сокращений слов, терминов, наименований, условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять при первом упоминании в тексте и включать в перечень сокращений и условных обозначений.

3.2.3 Представление отдельных видов текстового материала

3.2.3.1 Единицы физических величин

В ВКР следует применять единицы физических величин, их наименования в соответствии с ГОСТ 8.417-2002. Наряду с единицами СИ, при необходимости, в скобках указывают единицы ранее применявшихся систем, разрешенных к применению. Применение в одной работе разных систем обозначений физических величин не допускается. Единица физической величины одного и того же параметра в пределах дипломной работы должна быть постоянной.

Буквенные обозначения единиц физических величин должны печататься прямым шрифтом. В обозначении единиц физических величин точку как знак сокращения не ставят. Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещаемых в таблицах. Между последней цифрой числа и обозначением единицы следует оставлять пробел, равный минимальному расстоянию между словами. Исключения составляют обозначения в виде знака, поднятого над строкой. Например: 20о.

Если в тексте приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения. Например: 1,50; 1,75; 2,00 мм.

Если в тексте приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона. Например: от 10 до 100 кг.

При указании значений величин с предельными отклонениями следует заключить их в скобки и обозначение единицы помещать после скобок или после числового значения величины и после ее предельного отклонения. Например: (100 ± 0,1) кг; 50 г ± 1 г.

Буквенные обозначения единиц, входящих в произведение следует отделять точками на средней линии, как знаками умножения.

Например: Н × м, Па × с.

 
В буквенных обозначениях отношений единиц в качестве знака деления должна применяться только одна черта: косая или горизонтальная. При применении косой черты обозначения единиц в числителе и знаменателе следует помещать в строку, произведение обозначенных единиц в знаменателе следует заключать в скобки. Например: м/с; Вт/ (м × К).

При указании производной единицы, состоящей из двух или более единиц, не допускается комбинировать буквенные обозначения и наименования единиц, т.е. для одних единиц приводить обозначения, а для других – наименование. Например: 80 км/ч; 80 километров в час (правильно); 80 км/час; 80 км в час (неправильно).

3.2.3.2 Числительные

Количественные числительные.

Однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами. Например: пять станков, на трех образцах.

Многозначные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается абзац, такие числительные пишутся словами. Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. Например: 5 л, 24 кг. После сокращения «л», «кг» точка не ставится.

Количественные числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей. Например: до пятидесяти рублей (род.п.), к шестидесяти рублям (дат.п.)

В формах именительного и винительного падежей количественные числительные управляют существительными. Например, имеется пятьдесят (им.п.) рублей (род.п.); получить пятьдесять (вин.п.) рублей (род.п.).

Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными. Например: на 20 страницах (не на 20-ти страницах).

Порядковые числительные.

Однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся словами. Например: третий, тридцать, четвертый, двухсотый.

Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, пишутся цифрами. Например: 15-тонный грузовик, 30-процентный раствор.

-22-
Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания. В падежном окончании порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, имеют: а) одну букву, если они оканчиваются на две гласные; на «и» и на согласную букву; б) две буквы, если оканчиваются на согласную и гласную букву. Например: вторая – 2-я (не: 2-ая), пятнадцатый – 15-й (не 15-ый), тридцатых – 30-х (не: 30-ых), десятого класса (не: 10-го класса).

Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся. Например: в таблице 4, на рисунке 2.

Порядковые числительные при записи римскими цифрами для обозначения порядковых номеров столетий (веков), кварталов падежных окончаний не имеют. Например: ХХ век, Ш квартал.

3.2.3.3 Сокращения

Правила сокращения слов и словосочетаний устанавливаются государственными стандартами. Один из них – ГОСТ 7.12-93.

К общепринятым сокращениям, не требующим специальных разъяснений, которые можно использовать в дипломной работе относятся следующие:

т.е. – то есть,

и т.д. – и так далее,

и т.п. – и тому подобное,

и др. – и другие,

и пр. – и прочие (после перечислений).

в. - век

вв. – века

г. – год

гг. - годы (при обозначении веков, годов и т.д.)

Укажем еще ряд общепринятых условных сокращений: т. (том), г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), проф. (профессор), доц. (доцент), им. (имени). Если в работе используются общепринятые сокращения, их не включают в «Перечень сокращений и условных обозначений».

Не допускается сокращения слов «так называемый», «так как», «например», «формула», «уравнение», «рисунок».

Собственную систему сокращений целесообразно вводить для терминов, которые многократно (более трех раз) встречаются в тексте. Сокращение вводится при первом упоминании в тексте и указывается в круглых скобках после полного наименования. Например: … основные производственные фонды (ОПФ). В дальнейшем сокращение употребляется в тексте без расшифровки.

-
В научных текстах и формулах очень распространены буквенные обозначения. Стандартные буквенные обозначения приведены в ГОСТ 2.321-84. При использовании в дипломной работе собственной системы буквенных обозначений следует придерживаться правила, согласно которому каждой букве соответствует одна величина, и наоборот, каждая величина представляется одной буквой. Иными словами, в дипломной работе не должно быть многозначных и синонимических буквенных обозначений.

Все введенные автором ВКР сокращения и буквенные обозначения обязательно должны быть приведены в перечне сокращений и условных обозначений.

3.2.3.4 Цитирование

Цитирование литературных источников, т.е. дословное приведение выдержек из какого-либо произведения или научного труда широко применяется в ВКР для подкрепления мыслей авторитетным высказыванием. Цитируются обычно труды классиков, отдельные выдержки из нормативных материалов, социальной литературы, периодических изданий.

Академический этикет требует воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, в который был в нее вложен автором.

Общие требования к цитированию следующие:

1) Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дал в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2) Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов и предложений допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце).

3) Допускается непрямое цитирование, т.е. пересказ или изложение мыслей других авторов своими словами. При этом следует быть предельно точным и корректным при оценке излагаемого.

4) Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным.

5) Если необходимо выразить свое отношение к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки.

6)

-
При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов в списке использованных источников.

При оформлении цитат следует знать правила связанные с написанием прописных и строчных букв, а также с употреблением знаков препинания в цитируемых текстах.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного – когда эта цитата представляет собой часть предложения автора работы.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек ставят многоточие.

Изменение падежа слов в цитате допускается в тех случаях, когда цитируются отдельные слова и словосочетания.

Если внутри цитаты есть слова (словосочетания) в свою очередь, заключенные в кавычки, то последние должны быть другого рисунка, чем кавычки, закрывающие и открывающие цитату (внешние кавычки – обычно елочки « », внутренние лапки “ ”).

Использованные в работе статистические материалы в их первоначальном виде, а также цифровые материалы, опубликованные в периодической печати и специальных изданиях, оформляются так же, как и литературные цитаты.

Оформление таблиц и иллюстраций

В тексте дипломной работы принято приводить иллюстрированные материалы, подтверждающие те или иные положения автора или иллюстрирующие методику расчетов. К ним относятся формулы, таблицы, графики, схемы, фотографии и рисунки.

3.3.1 Формулы и уравнения

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами (ГОСТ 2.321-84).

Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой.

Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строки пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Например:

r = m/V , (1)

где r – плотность образца, кг/м3;

 
m – масса образца, кг;

V – объем образца, м3.

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак « Х ». В тексте операцию умножения обозначать точкой.

Формулы могут быть выполнены машинописным способом или чертежным шрифтом высотой не менее 2,5 мм. Применение машинописных и рукописных символов в одной формуле не допускается.

Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, приведения, дифференцирования, интегрирования располагают на отдельных строках. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Для экономии листа несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста.

Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Нумерация небольших формул, составляющих единую группу, делается на одной строке и объединяется одним номером.

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения. Например: формула (В. 1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит их номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой. Например: формула (3. 1).

Следует знать и правила пунктуации в тексте с формулами. Общее правило здесь таково: формула включается в предложение как его равноправный элемент. Поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.

Порядок изложения в дипломной работе математических уравнений такой же, как и формул.

3.3.2 Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.

 
По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) значения, которое вводится в текст словами: « таблица позволяет сделать вывод, что …», « из таблицы видно, что …» и т.п. В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые или на следующей странице, а при необходимости в приложении. Допускается располагать таблицу вдоль длинной стороны листа.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.

Название следует помещать над таблицей и оформлять по следующей схеме.

Общая структура дипломного проекта - student2.ru Общая структура дипломного проекта - student2.ru Общая структура дипломного проекта - student2.ru Таблица -

(номер) (название таблицы)

Например:

Таблица 1 – Капитальные затраты

на оборудование

           
   
Заголовки
  Общая структура дипломного проекта - student2.ru   Общая структура дипломного проекта - student2.ru
 
 


  Головка

   
     
Подзаго-ловки
Общая структура дипломного проекта - student2.ru

        Общая структура дипломного проекта - student2.ru
       
  Строки

         

Общая структура дипломного проекта - student2.ru Общая структура дипломного проекта - student2.ru

Боковик Графы

Рисунок 1 – Основные структурные элементы таблицы

На рисунке 1 представлены основные структурные элементы таблицы.

 
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Высота строк таблицы должна быт не менее 8 мм.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головки и боковик. При этом нумеруются арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

При переносе таблицы на следующую страницу повторить нумерацию граф и написать слева слово «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. Причем, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ее огр

Наши рекомендации