Уровень загрузки номерного фонда гостиниц Екатеринбурга

Коэф. загрузки номерного фонда гостиниц Екатеринбурга Общепринятая норма загрузки номерного фонда гостиниц
2006 г. 2007 г. 2008 г. 50%
65% 65% 65%

Персонал сферы гостеприимства проходит повышение квалификации кадров на базе учебных заведений, регулярно проводятся ярмарки вакансий, усовершенствуются иностранные языки, регулярно проводятся тренинги, семинары. Преподаватели образовательных учреждений повышают квалификацию в Европе.

Совместно с руководителями гостиниц проводились выездные мероприятия по обмену опытом с посещением выставок, семинаров, образовательных учреждений и интересных гостиничных проектов. За 6 месяцев 2007 год повысили свою квалификацию 1150 специалистов [7, С 18].

Планируется, что к 2015 году будет введено в эксплуатацию 68 новых отелей (рисунок 3) на 11 380 мест (рисунок 2) за счет этого объем гостиничного рынка в Екатеринбурге может достигнуть 2625 млн руб.(рисунок 1) Этот рынок становится все более зрелым, давая игрокам на рынке услуг новые инвестиционные возможности и широкое разнообразие конкурентоспособного продукта. [5, С.23].

Многие гостиницы начинают реконструкцию жилого фонда. С этой целью закрывается «Большой Урал». Работы займут два года, поскольку здание с 1931 г. эксплуатируется без капитального ремонта. Так же в настоящее время реконструкция идет в:

1) гостинице «Октябрьская» - 1 квартал 2009 года;

2) гостинице «Лайнер – 4 квартал 2008 года;

3)гостинице «Зеленая роща» - 4 квартал 2008 года;

4)гостинице «Исеть» идет реконструкция зоны питания – срок окончания 2008 год;

5)«Уктус» - реконструкция номерного фонда, замена окон, реконструкция кафе – срок окончания работ 4 квартал 2007 года.

По итогам конкурса, проведенного в 2006 г. администрацией Екатеринбурга, определились следующие лидеры гостиничного бизнеса. Лучшей гостиницей в категории пять звезд признан Атриум Палас Отель, в категории четыре звезды — «УралОтель». Первое место в категории три звезды поделили «Домашний отель» и гостиница «Октябрьская». Лучшей гостиницей экономкласса признана «Таганская» [7, С.21].

В Екатеринбурге развивается и такое направление, как предоставление приезжающим арендованных квартир. Этим занимаются «Inn Service апартамент», ИП «Урал-сервис», «Комфорт-сервис», «Вега», «Оазис» и ряд других фирм, это направление не оказывает существенного влияния на рынок гостиничных услуг.

Более серьезными конкурентами способны стать иностранные гостиничные сети, предлагающие мировые стандарты обслуживания.

В 2006 году в город пришел первый международный оператор: REZIDOR SAS HOSPITALITY (первый проект в России) отель уровня *** «ПАРК ИНН» по ул. Мамина Сибиряка, Малышева. В городе строится пятизвездочный отель на 300 мест, который станет первым объектом комплекса «Екатеринбург-Сити». Управлять гостиницей будет сеть Hyatt. Подземная парковка при отеле рассчитана на 135 машин. В гостинице предусмотрен бизнес-центр с конференц-залами и комнатами для переговоров, два ресторана, бары и торговые галереи. На последних этажах разместится фитнес-центр с бассейном и spa. Первый камень в основание гостиницы был заложен летом 2005 г., завершить строительство предполагается к концу 2007 г., первых гостей гостиница должна принять в I квартале 2008 г. Общий объем инвестиций в строительство — 160 млн.долл в г.Екатеринбурге [5, С. 26].

Одним из важных пунктов развития рынка, является новое строительство гостиниц, таким образом запланировано на:

1) 2007 год – сдача 9 объектов на 690 мест (см. рисунок 3);

2) 2008 год – 10 отелей на 998 мест (объекты, которые по постановлению Главы Екатеринбурга, сдача в 2008 году);

3) к 01 июня 2009 года – 8 объектов на 780 мест.

Итого к 01 июня 2009 года в городе Екатеринбурге будет 95 средств размещений с номерным фондом 7854 места [7, С.26].

По данным Министерства торговли питания и услуг по Свердловской области планируется приезд 10 000 официальных гостей на заседание Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества. Номерной фонд Свердловской обл. к 1 июня 2009 года будет составлять 3054 места (в радиусе 30 км от города Екатеринбурга).

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 22 мая 2007 года №445-ПП «О мерах подготовки к проведению в 2009 году заседания Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества» вошли такие объекты, как:

1) придорожный комплекс – Сибирский тракт, на 159 номеров – дата сдачи 2008 год;

2) оздоровительно – реабилитационный СПА – комплекс с гостиницей ул.Акадамика Павлова-Просторная – 2 квартал 2009 года;

3) отель «Хаят» ул. 9 января – 2 квартал 2008 года;

4) гостиница «Мариотт» - ул.Гоголя, 7 – дата открытия уточняется;

5) отель «Новотель» на 163 номера – ул.Гоголя, 15 – дата сдачи 4 квартал 2008 года;

6) общественно-административный комплекс переменной этажности с подземным паркингом и гостиницей на 200 номеров «Онегин Палас» ул. Р.Люксембург, 49 – дата сдачи 4 квартал 2008 года;

7) православно-культурный центр с гостиницей на 136 номеров по адресу ул.Ленина, 11 – дата сдачи 4 квартал 2008 года;

8) деловой и гостиничный комплекс ул.Декабристов-8 Марта – 1 квартал 2009 года;

9) административно – гостиничный комплекс «Антей» - 1 квартал 2009 года.

Открытие первого сетевого отеля «Парк-Инн» не вызвало ожидаемого обострения конкуренции, первоначальный ажиотаж постепенно стих. Видна перспектива местных профессионалов, которые могут грамотно управлять отелями, имеют правильное видение этого бизнеса. Местным отелям есть чему поучиться у «Парк Инн»: там намного лаконичнее и обстановка в номерах, и организация отеля — все строго функционально. Между тем новые российские гостиницы предлагают свое понимание уровня сервиса: все красиво, шикарно и дорого. Спрос есть и на те, и на другие виды гостиничных услуг.

С приходом новых игроков на рынок гостиничных услуг особенно острой оказывается задача повышения профессионализма кадров. Неотвратимым становится решение проблемы неграмотного менеджмента гостиниц, поиск и воспитание профессионалов, способных разработать рыночную стратегию деятельности гостиничного предприятия для оптимизации соотношения доходов и расходов и обеспечения прибыльности отелей. В городе есть как готовые отели, так и не сданные в эксплуатацию: вложив средства в строительство, собственники не удосужились просчитать будущий экономический эффект от нового для них бизнеса и сейчас не могут ни продать здания, ни эксплуатировать их самостоятельно. Новые гостиницы будут появляться, однако невысокий профессиональный уровень работников этой сферы может стать весомой проблемой в формировании рынка качественных гостиничных услуг [9, С.18].

Конкуренция с сетевыми игроками невозможна без улучшения качества обслуживания и расширения спектра услуг.

В ближайшие годы существующие на рынке отели с целью сокращения затрат станут модернизировать помещения, переоснащать номера, создавать автономные цепи электро-, тепло— и водоснабжения.

Рынок гостиничных услуг Екатеринбурга не насыщен, перспективен. Сетевые операторы только начинают осваивать город. По данным отдел аналитики Уральской палаты недвижимости многие проекты в центральных районах способны привлечь внимание крупных инвесторов, несмотря на длительные сроки окупаемости по сравнению с другими сегментами коммерческой недвижимости [15].

Анализ внешней среды

При стратегическом планировании роль анализа внешней среды заключается в ответе на три вопроса:

1) где в данный момент времени находится организация?

2) и где, по мнению высшего руководства организация должна находиться в будущем?

3) что необходимо сделать руководству, для того чтобы организация перешла в положение, в котором её хочет видеть руководство организации из положения где она сейчас?

Обычно организации внешние угрозы и возможности исходят из следующих областей: экономика, конкуренция, рынок, технология, политика, международное положение и социальное поведение.

Рассмотрим эти области по отношению к отелю.

Экономические факторы. В одну из ведущих сфер деловому туризму способствовали рост деловых, научных и культурных отношений. Деловой туризм назван экономическим феноменом ХХ столетия за его быстрые темпы роста, и в настоящее время его роль будет продолжать расти. А оборот капитала в данной отрасли увеличится в пять раз и составит 2,0 трл долл. Как свидетельствует американская организация «Round table of business travel», увеличение оборота в этой отрасли на 1 млрд. долл. приведёт к созданию более 100 тыс. рабочих мест.

По данным ряда исследований, бизнесмен совершающий деловую поездку расходует в три раза больше обычного туриста.

В периоды прохождения экономических и политических кризисов отрасль делового туризма практически не страдает, и даже наоборот увеличивает свои объемы. Всё это положительно сказывается на формировании гостиниц делового назначения, а основным сегментом рынка «Атриум Палас Отеля» как раз и являются бизнесмены.

Вовлеченность в глобальные экономические процессы, позволяют Екатеринбургу вести активную внешнеэкономическую деятельность и выходить на качественно новый уровень развития.

В 2007г. в г.Екатеринбург зарегистрировано было около 75 предприятий с участием иностранных инвесторов.

В городе работают 160 представительств иностранных компаний.

Выгодное и уникальное географическое положение на стыке Европы и Азии, пересечение автомобильных и авиационных путей из Сибири в Центральную Россию, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в Европу, а также из богатого нефтью и газом Севера на Юг, сеть наиболее важных автомагистралей страны определяет значение Екатеринбурга как крупного транспортно-логистического узла.

Все это создает новые перспективы для развития сектора услуг, туристического и гостиничного бизнеса.

Область экономики, как один из факторов влияния внешней среды на предприятие, является возможностью для дальнейшего развития и процветания отеля.

Политические и международные факторы. В целом политическая обстановка в стране и ее регионах стабильная, что немалое значение имеет для иностранных гостей, едущих к нам по разным причинам. Россия находится в состоянии мира по отношению к другим странам. Происходит активное сотрудничество российских бизнесменов с иностранными. Последнее время Екатеринбург часто становится местом, где происходят различные международные конференции, съезды, форумы.

Прошедший российско-германский саммит послужил некой рекламой для отеля. На время встречи немецкая делегация расположилась в нем, а также обед Президента России и Канцлера Германии происходил в ресторане отеля. После этого резко возросло количество желающих отобедать именно в этом месте. Руководство отеля не упустило эту возможность. Было введено специальное президентское меню (перечень тех блюд, которыми потчевали важных гостей). Результат оправдал ожидания.

Эти факторы являются возможностью для стабильной работы предприятия.

Рыночные факторы. Основные тенденции рынка гостиничных услуг:

- распространение сферы интересов гостиничного бизнеса на продукты и услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей (например, организации питания, досуга, развлечений, выставочной деятельности и др.). Это позволяет расширить свою деятельность за счет оказания различных видов услуг;

- растущая демократизация гостиничной индустрии, которая в значительной степени способствует повышению доступности гостиничных услуг для массового потребителя. Если раньше различие между отелями разного класса были существенными, то теперь значительно повысилась планка «низшего стандарта»: даже достаточно дешевые гостиницы обеспечивают качественное обслуживание и минимальный набор удобств;

- усиление специализации гостиничного бизнеса позволяет более четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков.

Все перечисленные тенденции в той или иной мере приводят к ужесточению конкурентной борьбы в гостиничном бизнесе, что, несомненно, выступает в качестве угрозы для предприятия. Эта область влияния внешней среды не позволяет останавливаться на достигнутом.

Технологические факторы. За последние десятилетия повышению профессионализма и производительности предприятий и организаций индустрии гостеприимства, способствовало внедрение новейших компьютерных технологий, которые очень сильно изменили способы ведения бизнеса в отеле, что позволило владельцам организаций решить ряд задач и создали много удобств клиентам.

В настоящее время существует несколько прогрессивных профессиональных разработок, на которых могут останавливаться предприятия гостеприимства при выборе автоматизированных систем управления. Универсальную программу предлагает корпорация «Micros-Fidelio» -крупнейшая в мире компания, специализирующаяся на создании систем управления для гостиниц и ресторанов на протяжении 20 лет. Системы «Micros-Fidelio» используются на предприятиях более 100 крупнейших международных гостиничных цепей, среди которых Sheraton, Radisson, Hilton, Marriott, Kempinski и др. Количество установок этой системы в ресторанах, гостиницах, мотелях казино и развлекательных комплексах превысило 110 тыс. более чем в 130 странах мира, в том числе России и других странах СНГ. Эту же систему применяет и «Атриум Палас Отель».

В настоящее время происходит широкое внедрение новых технологий в деловую стратегию гостиничных предприятий, в частности использование сети Интернет с целью продвижения гостиничных продуктов и услуг. Новые технологии уменьшают издержки и обеспечивают потребителям повышенный комфорт. Эти технологии расширяют возможности по привлечению новых клиентов и позволяют расширить занимаемые компаниями сегменты рынка. В частности, через Интернет желающие могут виртуально познакомиться с услугами «Атриум Палас Отеля» и зарезервировать номер.

Отель оснащен современным оборудованием, создающим комфортные условия как для работников, так и для гостей. В области новейших технологий «Атриум Палас Отель» идет в ногу со временем. Это является огромным плюсом для эффективной работы предприятия.

Факторы конкуренции. Основным конкурентом «Атриум Палас Отеля» на рынке гостиничного бизнеса Екатеринбурга в настоящее время является «Вознесенский Отель» (отель стандарта 4 звезды) он находится по адресу: ул. Мамина-Сибиряка 52 Он может предложить альтернативу услугам анализируемого отеля, – как аренду конференц-залов, так и размещение деловых путешественников по более низким ценам.

Таблица 6

Наши рекомендации