Методика использования потенциала реинжиниринга
Потенциал реинжиниринга все чаще востребуется в России. Так, консалтинговая компания «Галактика» известна как автор наиболее эффективных отечественных управленческих разработок для крупных предприятий. Например, в универмаге «Русь» на основе методики реинжиниринга была реорганизована схема материального учета; изменен порядок отпуска товаров со склада, а также отпуск товаров в торговый зал: создана система гибкого управления ценовой политикой. Эта компания уже разработала около десяти проектов с учетом того, что заказчики хотят получить результаты сразу, через два-три месяца, а не через год. Практика показала, что это вполне возможно и приносит огромный эффект.
Практика убеждает, что коренное усовершенствование всей деятельности на рынке является основой хозяйственного оздоровления. Но это необходимо и для предприятий, положение которых выглядит достаточно прочно. Это обычно связано с расширением сферы деятельности или усложнением схемы управления.
Хорошо налаженный бизнес обычно представляет комплекс взаимосвязанных процессов, обеспечивающий необходимую текущую доходность бизнеса и перспективы его развития.
Основным показателем оценки эффективности рыночной деятельности компании является наращивание прибыли от вложения капитала за конкретный период. Поэтому любые управленческие инновации обычно нацелены на повышение эффективности бизнес-процессов и требуют вложения капитала. Отсюда решения принимаются с учетом намечаемых финансовых результатов, сроков и возможных рисков и должны гарантировать такую эффективность использования вложений, которая намечается программой.
Повышение эффективности предпринимательства — главная задача бизнес-консалтинга. Работа в этой области может быть направлена на улучшение взаимодействия с поставщиками и потребителями, совершенствование совместной деятельности структурных подразделений, информационного обеспечения и т.д.
Первым шагом является анализ деятельности предприятия, в рамках которого рассматривается структура балансовых показателей, характеризующих результаты деятельности предприятия, в динамике за конкретный период.
Можно считать, что имеются следующие различные подходы к реструктуризации бизнес-процессов: совершенствование, перестройка, реинжиниринг.
Совершенствование — это последовательное улучшение деятельности фирмы, при котором имеет место минимальный риск инвестора и относительно низкий уровень вложений.
При перестройкевыявляются малоэффективные процессы, от которых стремятся избавиться, а нововведения внедряются лишь тогда, когда они вписываются в существующую организацию и технологии компании.
Реинжиниринг характерен радикальными преобразованиями в существующих технологиях и организационных структурах. Он ориентирован на переход на качественно новый уровень бизнеса. Объем инвестиций и степень риска в данном случае естественно выше.
Работа консультанта обычно начинается с подготовки формализованного описания существующей технологии бизнеса. При этом как правило выявляются эффективные бизнес-процессы, недостатки согласования их компонентов. На основе анализа такого материала делаются выводы об эффективности данных процессов, которые учитывают в комплексе экономические, организационные, юридические, функциональные и информационные аспекты.
Уточнение целей бизнеса и инвестиционный анализ позволяют выбрать вариант его реструктуризации и приступить к разработке программы перестройки деятельности фирмы.
Обычно консультанты при этом используют специальное программное обеспечение, которое позволяет разрабатывать новую экономическую модель. При этом составляются схемы взаимодействия с «внешним миром», формируется структура управления, планируется организация финансовых потоков на предприятии, определяется уровень необходимых ресурсов, уточняется организационно-штатная структура, корректируется технология производственных процессов, разрабатываются схемы контроля за внедрением проекта, фиксируются требования к программному обеспечению сопровождения технологических процессов.
Новая модель бизнеса обычно создается в двух вариантах. В них характеризуются меры, обеспечивающие намечаемый уровень рентабельности.
Немаловажной проблемой при внедрении проекта может быть отрицательное отношение к нововведениям со стороны персонала компании, где проводятся структурные изменения. Это связано с дестабилизацией устоявшихся форм взаимоотношений в коллективе. Немаловажна и неуверенность многих работников в успешном результате преобразований, их неспособность адаптироваться к новым требованиям. Бывает, что такое настроение касается даже менеджеров среднего и высшего звена. Поэтому в команду специалистов, обеспечивающих внедрение проекта по реструктуризации бизнес-процессов, нужно включать и психологов.
Многие российские компании-консультанты уже в настоящее время способны обеспечивать реструктуризацию бизнес-процессов, охватывая самые разнообразные виды финансовой и хозяйственной деятельности и выполнять работы для самых разных клиентов — от малых и средних компаний до крупных многопрофильных финансово-промышленных групп, например, компания «R-Style Trast».
В самое последнее время все больше российских компаний успешно применяют методологии реинжиниринга. Этот управленческий инструмент зарекомендовал себя в качестве средства резкого улучшения результатов деятельности предприятия. Речь идет, как правило, о преобразовании основных бизнес-процессов и связанных с ними организационных структур, технологии, методов работы, инфраструктуры, корпоративной культуры.
Опыт убеждает, что реинжиниринг обеспечивает не только значительное снижение затрат, но и сокращение сроков работы и повышение ее качества. Важно, что при этом обеспечивается большая гибкость в управлении предприятием.
Реинжиниринг помогает существенно повысить качество работы во всех основных сферах жизнедеятельности компании, в частности, таких как снабжение, НИОКР, кадровая политика, планирование производства, процесс производства, управленческая отчетность, маркетинг, обслуживание клиентов и т.д. В банках это может касаться обработки заявок на кредиты, разработки новых продуктов, управление активами и пассивами, а также проектное финансирование. Реинжиниринг выступает как процесс, в котором должны принимать участие все подразделения предприятия с учетом их специфики.
Реинжиниринг процессов бизнеса имеет прежде всего своей целью совершенствование функционирования фирмы, нацеленное на сокращение затрат и повышение эффективности предприятия в целом или его основных звеньев, причем упор делается на усовершенствование рабочих процессов.
Основное внимание уделяется также реорганизации бизнес-процессов, направленной на качественное улучшение последних. Наконец, когда фирма находится в затруднительных условиях (что так характерно для России) реинжиниринг может быть нацелен на коренную перестройку бизнеса. Это могут быть структурные изменения на рынке, финансовые проблемы.
Брюс Хант, директор по управленческому консультированию аудиторской компании «RPMG», Санкт-Петербург, применительно к специфике российской экономики, рекомендует начинать с пробного проекта в той сфере деятельности, в которой он может принести должный успех. Руководство фирмы сможет оценить при этом возможные результаты применения методологии на других сферах деятельности организации. Реализация проектов реорганизации процесса бизнеса приводит к существенным изменениям в его методах в организации. Поэтому первостепенное значение приобретает управление процессом изменений. Здесь недопустимы излишняя поспешность, недостаточное финансирование или неспособность учесть внутреннее сопротивление переменам.
Основными составляющими процесса управления изменениями являются оценка готовности к ним организации и разработка плана их внедрения. Должны быть четко определены роли сотрудников, участвующих в процессе изменений. Инициаторы изменения обязаны иметь полномочия для принятия решений об изменениях и претворять их в жизнь. Весьма важна и роль людей, которые не имеют формальной власти в организации, но могут использовать свое влияние в коллективе для инициирования процесса изменений.
Брюс Хант предлагает для России следующую методику использования потенциала реинжиниринга.
Первый этап — определение направления развития бизнеса. На этом отрезке организация определяет цели и принципы своей деятельности, решает ряд важных вопросов, например определение ключевых рынков, групп покупателей и их основных потребностей. При этом можно ориентироваться на результаты работы конкурентов или опыт других компаний.
Второй этап — определение масштаба и конечных целей проекта, для чего используются средства анализа и моделирования, например, диаграммы потоков данных и методики сравнения текущих результатов деятельности с планируемыми на период после завершения проекта.
Этап третий — планирование процесса, осуществляемое специалистами, которые работают над проектированием отдельных процессов. При этом ставятся такие цели, как сокращение длительности производственного цикла, оптимизация функции контроля и т.д. Определяется система оценки процесса и контроля за его эффективностью.
Четвертый этап — определение структуры организации и кадровой политики. Необходимо конкретизировать инфраструктуру для обеспечения эффективного функционирования новых процессов. Следует проанализировать и определить организационные и кадровые последствия предлагаемого решения. Важно установить, какие принципы корпоративной культуры следует заложить в основу новой организационной модели. Это поможет определить различные структурные единицы, рабочие взаимоотношения, распределение полномочий, позволит спрогнозировать количество и виды должностей, необходимый уровень квалификации сотрудников и потребность в их обучении. Полезно также создать модель кадрового планирования.
Пятый этап — технологическая поддержка, когда формулируются требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам новых технологий и оценивается их воздействие на работу организации. На основании этого производится выбор технологий, эффективных для данной организации.
Шестой этап — определение физической инфраструктуры, когда выявляются характеристики помещения, оборудования, (состав, расположение, назначение, функциональные особенности и др.), согласуются планы и проекты помещений и необходимых систем жизнеобеспечения (энергетическая система, системы водоснабжения, вентиляции и т.д.).
Седьмой этап — осуществление внутренней политики предприятия и влияния действующего законодательства. Определяются сферы, где для реализации выбранных решений необходимы изменения во внутренней политике. Как правило, необходимость в таких изменениях выявляется на более ранних этапах проекта и нужно как можно раньше решить, возможно ли изменение политики или же следует строить новые процессы на основе уже существующих.
Восьмой этап — мобилизация ресурсов для осуществления проекта, когда обеспечивается планирование новых процессов для получения максимально быстрой и эффективной отдачи. Составляется окончательный бюджет затрат (в том числе капитальных и затрат на реализацию), оцениваются преимущества и риски, связанные с каждым бизнес-решением. Внедряется стратегия управления процессом изменений для обеспечения успешной реализации проекта.
План работы должен фиксировать цели, сроки, проблемы, ресурсы и ответственных по каждому направлению. Необходимо использовать автоматизированные средства планирования для оптимизации плана работ и контролем за ходом их выполнения.
Последний этап — внедрение. Тогда в процессе реинжиниринга появляется возможность достижения быстрого успеха при минимальном привлечении ресурсов. Важно ее ускоренно реализовать. Для проверки действенности выработанных подходов и рекомендаций к разработке новых бизнес-процессов может потребоваться осуществление пробных (пилотных) проектов, призванных продемонстрировать их жизнеспособность и эффективность. Однако основу внедрения составляют действия, описанные в плане внедрения.
Осуществление таких проектов требует немалых усилий. Необходимо создать команду специалистов, в которую должны входить: руководитель организации, группы по проектированию каждого процесса, подвергающегося реинжинирингу, группы внедрения, которые могут пересекаться с группами проектирования, а также наблюдательный комитет, необходимый для координации проекта и состоящий из авторитетных представителей организации и внешних консультантов.