Воздействие реинжиниринга на бизнес
Как же реинжиниринг воздействует на бизнес? Обычно несколько рабочих процедур объединяются в одну. Процедуры, выполнявшиеся ранее разными работниками, трансформируются в одну. Для ее реализации создается специальный коллектив. Подобное «горизонтальное сжатие процесса» в ходе реинжиниринга многократно повышает эффективность работы за счет сокращения времени ее выполнения и численности исполнителей. Здесь очень важно, что меняется управленческий подход — работниками принимаются самостоятельные решения. В ходе реинжиниринга происходит не только «горизонтальное», но и «вертикальное» сжатие процессов. Там, где имеет место традиционная организация работ, исполнитель для принятия решений должен был ранее обращаться к руководству. Ныне же он принимает решения самостоятельно. Расширение полномочий сотрудников, повышение роли каждого из них в рабочем процессе приводит к значительному росту отдачи от их труда.
Не менее существенно и то, что сам процесс реализуется в естественном порядке. Реинжиниринг процессов уничтожает линейное упорядочение рабочих процедур, позволяет распараллеливать процессы. Кроме того, разные процессы имеют различные варианты исполнения.
Традиционный процесс реализуется на основе четких стандартов. Но сегодня рынок требует постоянной адаптации процесса к внешним условиям. Выход — к варианту, имеющему несколько версий исполнения. Выбор же версии делается в соответствии с конкретной ситуацией.
Следующий момент — работа выполняется в том месте (территория предприятия и т.д.), где это целесообразно, а не по функциональному признаку, таким образом, реинжиниринг повышает эффективность работы за счет отказа от иерархического деления компании на отделы. Кроме того, существенно ограничивается число проверок и управляющих воздействий. В менеджменте контроль за соблюдением исполнителями намеченного очень важен. Реинжиниринг предполагает более сбалансированный подход. Объединение отдельных рабочих процедур позволяет сокращать количество проверок и управленческих акций, кроме того, существенно уменьшается количество согласований, т.е. и здесь идет речь о стирании граней между функциональными подразделениями.
Главная фигура — «уполномоченный» менеджер, который является посредником. Менеджер должен быть способен отвечать на все вопросы заказчика и решать его проблемы. Имеет место смешанный (централизованный/децентрализованный) подход. Современные технологии открывают возможность компаниям действовать автономно на уровне подразделений, сохраняя право пользоваться централизованными данными и знаниями.
Целесообразно выделить следующие «шаги» реинжиниринга:
— Постановка задач, уточнение цели компании, исходя из ее стратегии, потребностей клиентов, уровня бизнеса, текущего его положения.
— Создание модели существующей компании. Менеджеры обязаны разработать и документировать ее основные бизнес процессы, оценить их эффективность.
— Перепроектирование бизнес-процессов. Внедрение более эффективных рабочих процедур, определение способов использования информационных процедур и технологий, необходимые изменения в работе персонала.
— Разработка систем организационного взаимодействия персонала. Характеризуются разные виды работ, разрабатывается система мотивации, организуются команды по выполнению работ, создаются программы подготовки специалистов и т.д.
— Подготовка поддерживающих информационных систем. Выявляются имеющиеся ресурсы (оборудование, программное обеспечение) и разрабатывается специальная система.
— Внедрение обновленных процессов. Интеграция разработанных процессов, обучение сотрудников, переход к новой организации деятельности компании.
Потребности использования возможностей реинжиниринга привели к образованию во многих российских фирмах специальных подразделений, на которые возлагаются задачи, связанные с развитием в этой области. Это организационные структуры по-разному называются, комплектуются, реализуют свой потенциал. Но сущность их работы одна — использовать новые возможности антикризисного управления, реорганизовать, перестроить дело так, чтобы выжить на рынке и преуспевать. Например, в практике все шире имеют место так называемые «центры по развитию новых сфер бизнеса». Их размер и структура определяется в зависимости от специфики хозяйственной деятельности и размера данного предприятия. В одних фирмах это могут быть группы, в других — отделы или целые подразделения. Основной задачей такого рода структур является разработка и освоение продуктов, сбыт которых обеспечил бы устойчивое положение на рынке и в конечном счете повышенную рентабельность данного вида производства, а также новых бизнес-процессов. Важной составляющей частью этих центров являются, так называемые, службы поиска существующих или потенциальных прибыльных рынков, осуществляющих данную работу в соответствии с заданиями, содержащимися в долгосрочных планах компаний.
Характерная особенность инновационных структур состоит в том, что внутри фирмы не только создаются службы стратегического планирования и мощные исследовательские центры, но нередко вся хозяйственно-производственная деятельность по развитию перспективных направлений деятельности вменяется в обязанности новому самостоятельному отделению, не имеющему никаких обязательств по текущей работе предприятий. Все чаще наблюдается тенденция к организационному отделению подразделений, занимающихся вопросами перспективного развития (сюда входят службы научно-исследовательской работы, стратегического планирования, социально-политического и экономического прогнозирования, развития людских ресурсов, реинжиниринга, организационного проектирования и др.), от подразделений, отвечающих за текущую производственно-хозяйственную и управленческую деятельность.