Оценка человеческого фактора

В производственном процессе консультационных услуг домини­рует один единственный ресурс — человеческий капитал. Помимо него, в данном процессе используется несколько других производственных факторов. В частности, в распоряжении консультанта на­ходится коммуникационная, информационная и транспортная инфраструктуры. Но именно здесь технический прогресс ликвидиро­вал всякие различия и специфику. Сегодня не составляет никакой проблемы снабдить всех консультантов одним и тем же «оружием», так что все зависит исключительно от самого «бойца», точнее говоря, от его оснащенности человеческим капиталом.

Так как консультационные услуги на предприятии являются преимущественно результатом командного труда, то в рамках рабо­чих групп значительную роль играет так называемый эффект вы­равнивания. Это означает, что процессы взаимодействия между индивидами однородных по составу групп протекают продуктивней, чем в неоднородных коллективах. При выработке решения пробле­мы консультанты одной команды совместно используют человеческий капитал каждого члена группы. Качество решения зависит, таким образом, от человеческого капитала как отдельных консультантов, так и всей группы. Поскольку консультанты учатся друг у друга и совместно разрабатывают идеи, то и вклады отдельных высококвалифицированных консультантов, работающих в команде одинаково талантливых, хорошо образованных коллег, более ценны, чем в разнородной по составу группе.

Производственный процесс консультационных услуг зависит от качества используемого человеческого капитала во многих отношениях. С одной стороны, человеческий капитал — это доминирующий ресурс, с другой — он приносит максимальную пользу, когда в достаточной мере имеется дополнительный высокоценный челове­ческий капитал для получения эффекта выравнивания. На этом ос­новании клиент получает возможность судить о качестве ожидае­мой консультационной услуги по качеству человеческого капитала, которым располагает консультационная фирма.

Работодатели обычно могут определить качество используемого ими персонала довольно точно, наблюдая, например, за работой от­дельного сотрудника в течение длительного времени или сравнивая результаты его труда и других работников. Отделы кадров и начальство используют полученную информацию для определения размеров заработной платы, повышения сотрудников в должности или рас­пределения задач и компетенций. Третья сторона, находящаяся за пределами предприятия, может воспользоваться подобными взаи­мосвязями и получить информацию об уровне человеческого капи­тала чужих работников косвенно, например из трудовых биографий. Таким образом, конкуренты или консультанты по кадрам, которые занимаются поисками опытных сотрудников, могут составить себе картину о возможных кандидатах. Этот способ добывания инфор­мации подробно изучается в теории и на практике. Однако функцио­нирование сигнального механизма, лежащего в основе такого способа, предполагает надежный и систематический подход к отбору персона­ла с тем, чтобы информация, получаемая третьей стороной косвен­ным путем, оказалась достоверной. Работодатели должны получать только качественную рабочую силу с позитивными сигналами.

В нормальных условиях конкурентный механизм автоматически «наводит дисциплину» в этом отношении. Предприятия, которые распределяют человеческий капитал не оптимально, бесполезно рас­трачивают потенциал повышения производительности и надолго от­тесняются на задний план конкурентами. Работодатели сами себе на­носят вред, когда продвигают по службе не лучших сотрудников или назначают им высокую заработную плату. Однако в секторе консуль­таций высшего менеджмента предприятий этот механизм не действует безусловно. Поскольку продукция консультационных фирм — это «то­вар доверия», то они могут незаметно снизить ее качество в результате нелогичных повышений сотрудников по службе. Конкурентный меха­низм «дисциплинирования» в таком случае не сработал бы.

В действительности клиенты фирм, консультирующих высший менеджмент, в отличие от клиентов большинства других фирм мо­гут воспользоваться наряду с косвенным также и прямым наблюде­нием, если захотят оценить качество консультантов. Во-первых, ка­чество человеческого капитала последних выявляется задним чис­лом, когда в дальнейшем клиенты предоставляют бывшим консуль­тантам работу на своих предприятиях или эти лица занимают высокие должности на других предприятиях. Во-вторых, консультаци­онные фирмы разрабатывают рекомендации и концепции, как правило, в тесном сотрудничестве с клиентами. Консультанты работают на местах с сотрудниками консультируемого предприятия в смешанных командах, причем нередко в течение нескольких месяцев. Здесь клиенты могут составить себе довольно точное суждение о качестве отдельных консультантов. Многократный опыт работы с разными сотрудниками одной и той же консультационной фирмы по различным проектам позволяет сформировать общее представление о качестве человеческого капитала всей этой фирмы.



Наши рекомендации