Пролонгация сотрудничества с клиентом
Клиент и консультант часто договариваются, завершив конкретное задание, не прекращать полностью рабочие взаимоотношения. Если дальнейшая работа консультанта все еще связана с этим заданием, мы называем ее пролонгацией сотрудничества с клиентом. Же-'] лательность такой работы часто обнаруживается при оценке выполз нения задания. Если консультант убежден, что может еще что-то предложить, т.е. продолжить работу в интересах клиента, он указывает это в заключительном отчете. Многие организации-клиенты могут понять, что получение последующих услуг - полезная форма, помощи, посредством которой можно выявить и решить новые проблемы, прежде чем они вызовут головную боль.
Существует множество вариантов участия консультанта в процессе внедрения. Консультант может приходить на три дня каждые1 три месяца в течение двух лет. Цель этих посещений следить за ходом работ по внедрению, помогать, если это необходимо, что-то корректировать, выявлять новые проблемы, если они возникли. Если требуется новое вмешательство, выходящее за рамки периодических визитов, клиент получает на это отдельное предложение.
Многие контракты на постоянные услуги - следствие успешней завершенных консультативных проектов. Имеются разные типы контрактов на постоянные услуги, однако с технической точки зрения преобладают два типа: услуги общего характера, когда консультант следит за общими результатами и развитием тенденций в деле клиента, ищет возможности совершенствования в различных областях и снабжает клиента новой информацией и идеями; услуги специального характера, когда клиент получает непрерывный поток технической информации и предложений в области, в которой консультирующая фирма особенно компетентна.
Заключительный отчет
До и во время выполнения задания клиент получал несколько отчетов о ходе консультирования.
При относительно коротких заданиях это может быть единственный отчет всеобъемлющего характера. При более долгосрочных заданиях отчет может содержать упоминания о предыдущих отчетах и вдаваться в подробности лишь событий, происшедших после написания последнего из них, т.е. быть заключительным. Во всех случаях как завершающий отчет он «подчищает все хвосты» и охватывает все факты и утверждения, имеющие существенное значение при завершении задания. Его составляют, уже зная, будет ли консультант оказывать последующие услуги.
Кроме короткого всеобъемлющего обзора выполненной работы заключительный отчет должен указывать на реальные преимущества, полученные в результате изменений, и давать клиенту откровенные рекомендации о том, что нужно предпринять или чего избегать в будущем.
Оценка полученных преимуществ. Такая оценка приводится в заключительном отчете, если он носит практический характер, т.е. если консультант покидает клиента после периода внедрения, нуждающегося в оценке.
Оценка процесса консультирования. Включать или не включать оценку процесса консультирования в заключительный отчет, нужно решать в каждом конкретном случае. Если клиент может извлечь из этого урок на будущее или если его поведение во время выполнения задания привело к получению результатов выше или ниже среднего, желательно сделать это.
Предложения клиенту. Хотя работа консультанта завершена, он показывает клиенту организацию в перспективе, указывая на возможные дальнейшие усовершенствования, узкие места, факторы риска, необходимые мероприятия и т.д.
Помимо заключительного отчета для клиента, консультанты составляют справочный отчет о выполненном задании для собственной организации. В некоторых организациях, где используются консультанты, подготавливаются внутренние отчеты по завершенным заданиям.
Тема 9. Рынок управленческого консультирования. – 2 часа.
Особенности российского рынка консультационных услуг с точки зрения особенностей клиентов, консультантов, консультант-клиентных отношений, внешних условий. Современные проблемы фирм: проблемы управления, проблемы рынка, проблемы финансов.
Специфика консультационной деятельности в России
Современные проблемы фирм: проблемы управления, проблемы рынка, проблемы финансов