Контракт на консультирование
При работе с клиентом немаловажно составление контракта на консультирование. Для этого необходимо обращаться к компетентным в этой сфере консультантам - юристам.
Предложение является основой контракта между клиентом и консультантом и в этом смысле должно содержать ответ на следующие вопросы:
• работа, которую должен выполнить консультант, и поставляемые товары (а также работа, которая выполняться не будет);
• ресурсы, которые должен обеспечить клиент;
• график выполнения работ и продолжительность проекта в целом;
• принципы оплаты работы.
Иногда некоторые из этих аспектов могут быть пересмотрены в ходе проекта. Если так происходит, то необходимо это закрепить документально, например в письме клиенту, подтверждающем их достоверность.
Необходимо также оговорить следующие условия заключения договора:
• как долго данное предложение остается в силе (возможно, что консультант захочет пересмотреть смету оплаты, если клиент не принимает решение о начале работ в течение шести месяцев или если консультанты, назначенные на проект, уже не работают над ним;
• что включено в стоимость (включены ли накладные расходы и налог на добавленную стоимость или они разделены, кто будет обеспечивать секретарские и другие услуги — клиент или консультант, если последний, то будет ли назначена за них отдельная оплата);
• могут ли ставки гонорара пересматриваться в ходе выполнения проекта;
• каковы условия оплаты;
• каковы условия расторжения контракта по желанию одной из сторон.
В наше неспокойное время хорошо бы внести еще и статью о непризнании ответственности за то, что какие-то особые результаты не были достигнуты (за недостижение определенных результатов) и за любые связанные с этим потери клиента. Обеспечит ли это полную защиту — спорно, но, по крайней мере, поможет устранить любую двусмысленность в данном вопросе. Консультант редко может гарантировать получение расчетного эффекта от проекта, и письменные предложения должны отражать это. Например, следует использовать слово «возможно» вместо слова «обязательно». Кроме того, клиент, возможно, захочет иметь некоторые гарантии соблюдения конфиденциальности.
Прочие статьи могут касаться вопроса авторских прав, патентного права и других вопросов, связанных с защитой интеллектуальной собственности, а также некоторых ограничений в отношении консультанта, получение работы у клиента или выполнение подобной работы для других клиентов в том же секторе (совершенно неэтично со стороны отдельного консультанта заниматься разработкой маркетинговой стратегии для компании с определенным ассортиментом продукции, проделав только что то же самое для ее конкурента).
Если консультант, который занимался организацией заключения сделки, будет участвовать и в осуществлении проекта, то проблем с передачей технического задания не существует. В некоторых же случаях, особенно в больших фирмах, может возникнуть необходимость передачи технического задания от продавца исполнителю.
В любом случае контракт должен включать следующие пункты:
1) стороны, заключающие контракт (клиент и консультант);
2) объем задания (цели, описание работы, дата начала, календарный график, объем работы);
3) рабочая продукция и отчеты (документация и отчеты, которые следует передать клиенту);
4) вклад консультанта и клиента (время эксперта и время персонала, другие виды вклада);
5) гонорары и расходы (гонорар по счетам; расходы, которые возмещаются консультанту);
6) процедура представления счета на оплату;
7) профессиональные обязанности (передача конфиденциальной информации, недопущение конфликта интересов и другие существенные аспекты);
8) авторское право (охватывающее продукты труда консультанта при выполнении задания);
9) ответственность (ответственность консультанта за ущерб, причиненный клиенту, ограничение ответственности);
10) использование субподрядчиков (консультантом);
11) прекращение контракта или его пересмотр (когда и как — предлагается сторонами);
12) арбитраж (юрисдикция, процедура решения споров);
13) подписи и даты.
В практике управленческого консультирования приняты три основные формы заключения контрактов.
1. Устный договор заключается клиентом либо после рассмотрения письменного предложения консультанта, либо если он и без этого чувствует, что консультант - именно тот, кто ему нужен и сможет обеспечить требуемый профессиональный подход.
2. Письмо-договор - основной вид заключения контрактов на профессиональные услуги во многих странах. Получив предложение консультанта, клиент посылает ему письмо с согласием или с намерениями, подтверждая, что принимает предложение и выдвигаемые условия.
3. Письменный контракт. Использование письменного контракта, соответствующим образом подписанного сторонами, желательно по нескольким причинам. Это может предусматриваться законом или правилами организации-клиента по использованию внешних услуг (так обстоит дело почти во всех государственных организациях и международных учреждениях, а также во многих частных компаниях и в России, и за рубежом). Часто это наилучшая форма, если консультант и клиент относятся к разным деловым и юридическим кругам и могут неправильно понять намерения и позиции друг друга.
Консультантская фирма должна иметь свою собственную стандартную форму контракта, которую удобно использовать при работе с клиентами, не имеющим собственной стандартной формы и ожидающими ее получить консультанта.
Тема 6. Диагноз проблемы клиента. – 2 часа.
Выработка концептуальной основы диагноза. Выявление необходимых фактических данных. Анализ фактов. Обратная связь с клиентом.