Отечественная классификации консультационных услуг

В России консультационная деятельность в качестве профессиональной стала активизироваться в начале 90-х гг. К настоящему времени уже накоплены некоторые теоретические знания и практический опыт в данной области, что позволяет судить о тенденциях развития консультационных услуг в нашей стране (в сравнении с другими странами) и об основах классификации этих услуг.

Управленческий консалтинг. Главная цель его заключается в работке комплекса мероприятий, направленных на улучшение качества руководства и повышение эффективности работы как предприятия в целом, так и каждого из сотрудников. Диагностика состояния предприятия является исходной точкой в процессе управленческого консультирования при разработке любого инвестиционного проекта, других изменений, планируемых на предприятии. Данный вид имеет относительно постоянный спрос в нашей стране и за рубежом. Что касается антикризисного управления, то это в основном специфика постсоциалистического лагеря и развивающихся стран.

Одними из новых на нашем рынке и наиболее перспективных видов консалтинга являются аутосорсинг и «прокат директоров». Аутосорсингоснован на полной или частичной передаче рутинных функций предприятия (например, таких, как бухгалтер­ские расчеты, расчет налогов, управление персоналом и т.п.) кон­салтинговой фирме с целью сосредоточения собственных усилий на решении ключевых стратегических задач. «Прокат директоров» ис­пользуется при временном отсутствии руководства или недавнем увольнении.

Организационное развитие и делопроизводство или админист­рирование в принципе являются отдельными видами консалтинга, но мы отнесли их к управленческому консультированию в силу не­развитости спроса на них.

Такие услуги, как управление корпоративными финансами и управ­ленческий учет, являются относительно новыми и при переходе на западные стандарты управления финансовыми ресурсами весьма актуальны. Основной целью создания системы управленческой от­четности является обеспечение менеджеров предприятия своевре­менной и необходимой информацией для принятия эффективных управленческих решений.

Инвестиционный консалтинг. Сохранение и наращивание произ­водственного, технологического, финансового и экономического потенциала предприятий является наиболее важной задачей современ­ного бизнеса. Деятельность в данном направлении носит название инвестиционной и служит условием развития предприятия. Пока су­ществуют инвестиционные фонды, банки, программы развития, ча­стные вкладчики и т.п., данный вид консалтинга будет иметь наи­больший спрос, особенно в развивающихся странах.

Фандрайзинг (поиск инвестирования) — один из базовых видов инвестиционного консалтинга. Первыми шагами при разработке проекта инвестирования являются поиск и изучение информации о наиболее вероятных источниках финансирования, поскольку условия получения тех или иных видов финансовых ресурсов напрямую определяют конкретные финансовые показатели, продвигаемого инвестиционного проекта и саму возможность его реализации. Многие консалтинговые фирмы имеют свои базы данных потенциальных инвесторов или же выступают официальными посредниками при по­лучении финансирования.

Лизинг является видом инвестиционной деятельности по при­обретению имущества и передаче его на основании договора ли­зинга физическим или юридическим лицам за определенную пла­ту, на определенный срок и на определенных условиях, обуслов­ленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучате­лем. Лизинговая схема может иметь существенные преимущества перед обычными схемами финансирования инвестиционных про­ектов за счет отнесения лизинговых платежей в себестоимость у лизингополучателя.

Управление проектами наиболее перспективное направление на рынке консалтинговых услуг, которое включает в себя все выше­перечисленные виды инвестиционного консалтинга.

Аудиторские услуги (аудитинг). Согласно определению комите­та Американской бухгалтерской ассоциации, аудит — это систем­ный процесс получения и оценки объективных данных об эконо­мических действиях и событиях, устанавливающий уровень их со­ответствия определенному критерию и предоставляющий резуль­таты заинтересованному пользователю. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соот­ветствия совершенных ими финансовых и хозяйственных опера­ций нормативным актам. Первоочередная цель аудита заключается в защите интересов пользователей экономической информацией, в предоставлении им объективных данных о финансовом состоянии того или иного предприятия. Задача аудитора состоит в оценке достоверности финансовых отчетов и снижении риска появления в них искаженных данных.

Наряду с уже давно распространенными аудиторскими услу­гами является весьма перспективный вид услуг — бюджетирова­ние. Внедрение системы бюджетирования позволяет руководству предприятия получить значительный положительный эффект за счет возможности согласования деятельности подразделений внутри компании и подчинения ее общей стратегической цели. Беспри­страстные бюджеты позволяют менеджерам вначале конкретизи­ровать поставленные задачи, а потом проанализировать состоя­ние дел в компании: как прошел текущий период — принес ли прибыли или убытки, есть ли деньги на счете, что можно ожидать в ближайшем будущем.

Фондовый консалтинг. Это один из стабильных рынков консал­тинговых услуг. Постоянно наблюдается рост спроса на оценочные услуги. Одним из принципиально новых объектов фондового кон­салтинга являются нематериальные активы, к которым относятся объекты, не имеющие физических свойств, но включаемые в акти­вы предприятия и обычно требующие постепенной амортизации в течение срока их использования. Таковыми являются: патенты, автор­ские права и другая интеллектуальная собственность, права на соб­ственность и пользование землей и полезными ископаемыми, тор­говые марки, программное обеспечение ЭВМ и т.п.

Консультирование в области управления качеством. В последнее десятилетие отмечен повышенный интерес к качеству поставляемой потребителю продукции. Наличие у поставщика системы качества становится важным фактором повышения конкурентоспособности его продукции и необходимым условием для выхода на мировой рынок. Разработка систем качества ведется в соответствии с требова­ниями стандартов ИСО серии 9000. Стандарты ИСО серии 9000 име­ют главные цели: удовлетворение потребителей, вовлечение персо­нала фирмы в борьбу за качество. Принципиальным отличием соз­даваемых у поставщика систем качества, основанных на указанных стандартах, является их четкая направленность на удовлетворение конкретных запросов потребителя.

Самой новой считается услуга по разработке и внедрению элемен­тов всеобщего качества (Тотал Квалити Менеджмент TQM).

Инжиниринг. Это один из родоначальников консалтинга, пред­ставляющий собой услуги по инженерной подготовке и обеспече­нию процесса производства, строительства и эксплуатации различ­ных объектов.

Информационно-технологический консалтинг. Все услуги по дан­ному виду консалтинга являются новыми и очень перспективными вследствие роста спроса на информационные технику и технологии. Под информационными технологиями понимаются способы авто­матизированной переработки информации.

Новыми и весьма перспективными являются услуги по моделиро­ванию бизнес-процессов и по их реинжинирингу. Впервые термин «реин­жиниринг бизнес-процессов» был введен М. Хаммером и Д. Чампи, которые определяют этот вид деятельности как «фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы».

Реин­жиниринг бизнес-процессов является направлением, возникшим на стыке двух различ­ных сфер деятельности — управления (менеджмента) и информати­зации. Именно поэтому реинжиниринг требует новых специфиче­ских средств представления и обработки проблемной информации, понятных как менеджерам, так и разработчикам информационных систем. Необходимы интеграция ключевых достижений информаци­онных технологий и создание соответствующих инструментальных средств поддержки реинжиниринга. Таким образом, реинжиниринг бизнес-процессов ориентирован на коренную перестройку всей дея­тельности предприятия, а не на частичные изменения в той или иной сфере управления.

Маркетинговый консалтинг. Самое распространенное заболева­ние в бизнесе — «рыночная слепота» — порождает множество ослож­нений. По статистике, свыше 75% всех банкротств в мире объясня­ются плохим знанием своего собственного продукта, потребителя, каналов распространения и конкурентов. Самым новым видом услуг в данной области является оптимизация логистики предприятия.

Консалтинг в сфере рекламы и ПР. Цель этого вида услуг — соз­дание в глазах общественности положительного и вместе с тем осо­бенного, отличающегося от конкурентов образа (имиджа) товара или фирмы.

Одним из новых и непривычных для нашего общества, но наи­более эффективных видов услуг являются предвыборные технологии. Большинство новоиспеченных, а также и старых политиков часто используют такие услуги.

Кадровый консалтинг (рекрутмент). Это услуги по подбору и оценке кадров. Как отдельный вид консалтинга стал развиваться в связи с постоянно растущей потребностью в руководящих кадрах и высококвалифицированных специалистах и в настоящее время ши­роко распространен, так как не требует особой квалификации кон­сультантов.

Консалтинг в области конфликтологии является новым видом кад­рового консалтинга и только набирает силу на нашем рынке кон­салтинговых услуг.

Обучение. Обучающее консультирование считается самым старым видом консалтинга в нашей стране, так как ранее оно называлось повышением квалификации руководящего состава. Отличие раз­личных видов обучения от управленческого консультирования со­стоит в том, что тренер не рекомендует менеджерам управленческие решения по различным проблемам, а лишь передает им свои знания о том, как их надо принимать, и предоставляет информацию по со­ответствующей проблематике.

Обучение в действии — активно-игровые методы, которые вклю­чают деловые игры, организационно-деятельностные игры, ролевые игры и метод мастер-класса, являются наиболее эффективными и перспективными, так как предоставляют не только информацию по интересующей проблеме, но и заставляют менеджера самого принимать решения в экстремальных ситуациях, проигрывая различ­ные варианты развития проблемы.

Консалтинг в сфере безопасности организации. Он является самым новым направлением в сфере консалтинга. Экономическая безо­пасность предприятия — это обеспечение защищенности хозяйст­венных отношений, развитие экономического потенциала компа­нии, повышение уровня благосостояния всех ее сотрудников. Его цель состоит в формировании основ защищенности фирмы от раз­личных опасностей и угроз, источником зарождения и развития ко­торых выступают внутренние и внешние противоречия.

Защита информации является наиболее актуальной на сегодняш­ний день и наиболее распространенным видом услуг по безопасно­сти. Несколько лет назад Британский институт стандартов при поддержке группы коммерческих организаций, приступил к разработке стандарта информационной безопасности, получивше­го впоследствии обозначение ВS 7799. Он определяет общую орга­низацию, классификацию данных, системы доступа, направления планирования, ответственность сотрудников, использование оценки риска и другие факторы в контексте информационной безопасности.

Юридический консалтинг. Является одним из основных родона­чальников консалтинга и вообще профессиональных услуг. Юристы оказывают услуги как в форме советов, так и путем непосредствен­ного ведения дел своих клиентов. Они также могут давать эксперт­ные заключения о соответствии действия или документа юридиче­ским нормам.

Следует заметить, что процесс классификации консультацион­ных услуг в Российской Федерации пока не завершен. С развитием потребности в информационном продукте возникают все новые виды консультационных услуг. Ключевым фактором динамичного роста сферы консультационного обслуживания в настоящее время является технологический прогресс, который способствует не только расши­рению существовавших ранее областей консультационного бизнеса, но и созданию новых, базирующихся на интеграции компьютерной технологии и средств коммуникации. Развитие национальных и гло­бальных электронных систем обслуживания, включая Интернет, пре­образует характер и расширяет масштабы деятельности консульта­ционных компаний.

Создание принципиально новых или усовершенствованных сис­тем консультационного сервиса позволяет вносить существенные изменения в технологию обслуживания клиентов.

Тема 5. Подготовка к консультированию. – 2 часа.

Первоначальные контакты с клиентом. Предварительный диагноз проблемы. План задания. Предложения к клиенту. Контракт на консультирование.

Наши рекомендации