Количественные параметры субъектов рынка
К основным количественным параметрам, характеризующим и определяющим результаты деятельности предприятия относятся:
- уставный фонд (капитал) предприятия;
- численность работников предприятия;
-годовой оборот капитала, обусловливающий экономический потенциал предприятия (размер внеоборотного и оборотного капитала, величина доходов и расходов, прибыли или убытка и др.).
Уставный фонд государственного или муниципального предприятия, как и уставный капитал хозяйственных обществ, выполняет гарантийную функцию, поскольку представляет собой минимальный размер имущества предприятия, обеспечивающего интересы кредиторов такого предприятия. Поэтому образование уставного фонда является обязательным.
Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. При этом размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5 тыс. МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1 тыс.МРОТ.
Уставный фонд предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет или передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.
Численность работников аптечного предприятия определяется производственной необходимостью и зависит от объема производимой продукции, товарооборота, режима работы, организационной структуры аптеки и других факторов.
В свою очередь от числа работников зависит статус предприятия, возможность отнесения его к предприятиям среднего и малого бизнеса.
В соответствии с Федеральным законом № 209 – ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам среднего предпринимательстваотносятся предприятия, средняя численность работников в которых за предшествующий календарный год находилась в пределах от 101 до 250 человек включительно; предприятия с количеством работников до 100 человек характеризуются как малые, среди которых выделяются микропредприятия – до 15 человек.
Одной из главных тенденций экономики России в период развития рыночных отношений явился рост мелких предприятий. Как показывает мировой опыт, малый бизнес быстрее реагирует на изменения потребительского спроса на рынке и его насыщение товарами широкого ассортимента, позволяет учитывать местные традиции населения данного региона при организации производства, создает до-
полнительные рабочие места. Кроме того, малый бизнес – это стабильная налогооблагаемая база, позволяющая пополнять бюджеты всех уровней. Большая часть собираемых в мире налогов приходится именно на малые предприятия.
Деятельность аптек, обслуживающих население, характеризуется рядом особенностей, что позволяет их отнести к предприятиям малого бизнеса:
1. Малые размеры: небольшая штатная численность (до 100 человек), незначительный объем продаж.
2. Небольшой уставный капитал (на уровне минимального размера).
3. Локальный радиус территориального обслуживания. В аптеку обращаются жители прилегающего микрорайона и прикрепленные на снабжение хронические больные, дети, инвалиды.
4. Независимый менеджмент. Эта особенность связана с тем, что в аптеке нет большого административного аппарата. Как правило, управление аптекой (организация производственной и торговой деятельности, подбор персонала, анализ и планирование экономической деятельности, контроль) осуществляет заведующий, имеющий, как правило, одного или двух заместителей. Поэтому руководитель аптеки должен разбираться не только в профессиональных вопросах, но знать основы бухгалтерского учета, уметь составлять бухгалтерскую отчетность, знать гражданское, трудовое, налоговое законодательство.