Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого
Курсовая работа
по дисциплине «Статистика»
на тему «Статистические методы изучения развития малого бизнеса в России»
Исполнитель: Хазагаева Ольга
Группа 17-129
Руководитель:
Улан-Удэ 2013 г.
Оглавление
Введение..............................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого бизнеса в стране.................4
1.1 Сущность статистического изучения малого бизнеса в стране..............................................4
1.2 Специфические показатели исследования состояния малого бизнеса в стране (ТРАСТ Индекс МСБ).......................................................................................................................................9
1.3 Состояние и проблемы развития малого бизнеса в стране....................................................10
Глава 2. Расчет и анализ показателей малого бизнеса в стране...................................................16
2.1 Сводка и группировка................................................................................................................16
2.2 Расчет средних величин.............................................................................................................19
2.3 Расчет показателей динамики...................................................................................................20
2.4 Расчет показателей вариации....................................................................................................22
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ...................................................................................23
2.6 Индексный метод.......................................................................................................................24
2.7 Расчет ТРАСТ Индекса МСБ для малого бизнеса..................................................................26
Заключение........................................................................................................................................27
Список использованной литературы..............................................................................................29
Приложения......................................................................................................................................30
Введение
Статистическое изучение малого бизнеса в стране является важной частью общего статистического анализа экономики страны. В современной рыночной экономике именно малый бизнес должен являться тем элементом, которому стоит уделять особое внимание.
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
• мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки;
• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции;
• развитие мелкого бизнеса это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
• мелкие предприятия проще в управлении;
• мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию;
• развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
• с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников;
Объектом исследования является малый бизнес в РФ.
Предметом исследования выступает текущее состояние малого бизнеса и основные тенденции в его развитии.
Цель курсовой работы состоит в изучении малого бизнеса в РФ с помощью системы общих и частных статистических показателей.
Задачи работы:
· рассмотреть основные методы статистического анализа малого бизнеса
· оценить текущее состояние этой отрасли в стране
· выявить тенденции и перспективы развития малого бизнеса;
Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого
Бизнеса в стране
Специфические показатели исследования состояния малого бизнеса в стране (ТРАСТ Индекс МСБ)
В начале 2007 года Национальный банк «ТРАСТ» запустил уникальный для России проект — регулярное исследование настроений в среде малых и средних предпринимателей, получившее название «ТРАСТ Индекс МСБ» (МСБ — Малый и Средний Бизнес). Это исследование позволяет определить индекс самочувствия малого и среднего бизнеса России, который отражает как текущие настроения частных предпринимателей, так и их ожидания по развитию МСБ на ближайшее будущее. Благодаря тому, что исследование проводится регулярно, можно отследить, как меняется отношение предпринимателей к происходящему в стране и в сфере их деятельности.
Экономически развитые страны уже более 50 лет регулярно измеряют самочувствие малого и среднего бизнеса, поскольку это важнейший индикатор состояния экономики в целом. Однако в России подобные исследования только начали проводиться, а «ТРАСТ Индекс МСБ» проводится с использованием уникальной методологии, разработанной социологическим центром ROMIR Monitoring на основе подхода Мичиганского университета (это наиболее авторитетный и самый распространенный в мире подход, используемый для формирования индексов МСБ.) В разработке Индекса приняли участие «теоретики» и «практики», работающие в сферах, так или иначе сопряженных с развитием малого и среднего бизнеса в России. Это представители государственных, общественных, научных организаций, профессиональных объединений, международных организаций и самих банковских структур.
Каждые 2 месяца 1000 предпринимателей из всех регионов России отвечают на пять вопросов: два из них по теме текущего состояния бизнеса и сектора МСБ, остальные посвящены ожиданиям предпринимателей в таких областях как инвестиции, взаимоотношения с органами власти и перспективы кредитования. В результате сами предприниматели, государство и финансовые институты получают достоверную информацию о ситуации в этом важнейшем для экономики страны секторе. Проект «ТРАСТ Индекс МСБ» осуществляется по инициативе и на средства Национального банка «ТРАСТ». Данные исследования находятся в открытом доступе для всех желающих.
Расчет индекса проводится по следующей формуле: , где:
wi–весовые коэффициенты, отражающие степень влияния соответствующего показателя на общее состояние малого и среднего бизнеса;
Pi –доля положительных ответов;
Ni–доля отрицательных ответов.
Сумма весовых коэффициентов равна единице: wi=1.
Весовые коэффициенты приведены в таблице 1.
Таблица 1
Весовые коэффициенты для расчета ТРАСТ Индекса МСБ
Группа показателей | Показатель | Весовой коэффициент |
Индекс текущего состояния | Изменение объема рынка | 0,2 |
Развитие бизнеса | 0,2 | |
Индекс ожиданий | Изменение объема инвестиций | 0,3 |
Изменение взаимодействий с властью | 0,1 | |
Планы по кредитованию | 0,2 |
Сводка и группировка
Наиболее простыми операциями в статистическом исследовании являются сводка и группировка данных. Именно поэтому стоит начать аналитическую часть работы именно с них. Так как для вычисления берутся данные с сайта Росстата, то необходимость в их сводке отпадает. В данном случае целью является проведение группировки данных – структурной и аналитической. За основу возьмем данные из приложения 1, в котором приведены сведения о численности и о годовом обороте предприятий малого бизнеса по регионам РФ. Для расчетов выберем ЦФО, в состав которого входит Брянская область. При проведении расчетов будет вполне уместным опустить данные по г. Москва и Московской области, так как уровень развития этих субъектов в целом и уровень развития малого бизнеса в частности, не сопоставим с другими регионами и при проведении группировки внесет существенный дисбаланс в результаты.
Для начала рассчитаем число групп и интервал. Группировочным признаком определим число предприятий. Минимальное значение – 7009, максимальное – 23642.
Размах вариации R = Xmin – Xmax = 23642 - 7009 = 16633. Число единиц совокупности равно 16. Используя формулу Стерджесса определим число групп n.
n=1+3,322*logN=1+3,322*log16=5 групп.
Теперь рассчитаем величину интервала.
I = 16633/5 = 3326,6 ед.
В таблице 3 представим результаты распределения субъектов по числу предприятий малого бизнеса по полученным группам.
Таблица 3
Итоги распределения субъектов по полученным группам
Группа субъектов по числу предприятий малого бизнеса, ед. | Субъект ЦФО | Число предприятий малого бизнеса, ед. |
7009-10335,6 | Орловская область | |
Тамбовская область | ||
Костромская область | ||
Брянская область | ||
Ивановская область | ||
Курская область | ||
Смоленская область | ||
Липецкая область | ||
10335,6-13662,2 | Калужская область | |
Рязанская область | ||
Тверская область | ||
13662,2-16988,8 | Белгородская область | |
Владимирская область | ||
Тульская область | ||
16988,8-20315,4 | Воронежская область | |
20315,4-23642 | Ярославская область | |
Итого |
После того как мы разбили совокупность на группы проведем аналитическую и структурную группировку.
Структурная группировка применяется для изучения структуры совокупности, соотношения ее составных частей между собой. Проведем структурную группировку с целью выяснить, какова доля каждой определенной нами группы субъектов в общем числе предприятий в ЦФО, а также выясним ту часть в общем обороте, которую занимают субъекты каждой группы. Итоги структурной группировки приведены в таблице 4.
Таблица 4
Структурная группировка
Группа субъектов по числу предприятий малого бизнеса, ед. | Число субъектов | Число предприятий, всего | Число предприятий, в % к итогу | Оборот, всего | Оборот, в % к итогу |
7009-10335,6 | 34,2 | 571,5 | 39,4 | ||
10335,6-13662,2 | 18,1 | 294,1 | 20,3 | ||
13662,2-16988,8 | 25,7 | 289,2 | 19,9 | ||
16988,8-20315,4 | 9,7 | 152,8 | 10,5 | ||
20315,4-23642 | 12,3 | 9,9 | |||
Итого | 1450,6 |
Из таблицы можно сделать вывод, что основная масса предприятий малого бизнеса приходится на субъекты с числом предприятий от 7009 до 10335,6 единиц. На эти же субъекты приходится и основная доля в обороте – 39,4%. Это не удивительно, так как первая группа – самая многочисленная (8 субъектов). Интереснее другой факт. 25,7% предприятий, сосредоточенных в 3 субъектах с численностью предприятий от 13662,2 до 16988,8 единиц занимают в общем обороте долю в 19,9 %. Это на 0,4 % меньше, чем у субъектов второй группы, в которую входит 3 региона, объединяющие 18,1 % предприятий. Аналогичная ситуация наблюдается и в 2 последних группах, каждая из которых состоит из 1 развитой области – Воронежской и Ярославской. 12,3% от общего числа предприятий позволяют Ярославской области иметь долю в 9,9% в общем обороте. В то время как Воронежская область характеризуется показателями в 9,7% и 10,5% соответственно. Это говорит о том, что на долю в обороте влияет не только количество предприятий, но и качество их работы и масштабы.
Выяснить, какая группа субъектов содержит наиболее эффективные предприятия малого бизнеса, позволяет аналитическая группировка. Она предназначена для взаимосвязей между отдельными признаками изучаемого явления. Результаты группировки – в таблице 5.
Таблица 5
Аналитическая группировка
Группа субъектов по числу предприятий малого бизнеса, ед. | Число субъектов | Средний оборот на одно предприятие, млн. руб. |
7009-10335,6 | 8,689 | |
10335,6-13662,2 | 8,479 | |
13662,2-16988,8 | 5,859 | |
16988,8-20315,4 | 8,189 | |
20315,4-23642 | 6,049 |
Результаты аналитической группировки подтвердили предположение о том, что не всегда большее количество предприятий материализуется в больший суммарный оборот. Наиболее эффективные предприятия (средний оборот 8,689 млн. руб.) сосредоточены в субъектах с наименьшим их количеством. А субъекты третьей и пятой групп существенно уступают второй и четвертой группам соответственно, что выливается в меньшую долю в общем обороте, несмотря на большую долю в численности. Это было подтверждено результатами структурной группировки. Поэтому делаем вывод, что судить о развитии малого бизнеса в регионе только по количеству соответствующих предприятий - преждевременно. Более важными являются качественные факторы.
Расчет средних величин
В данной части работы проведем расчет средних величин. Они бывают 2 классов: структурные средние и структурные степенные.
К структурным средним относят такие показатели, как мода и медиана. Мода – числовое значение признака, который наиболее часто встречается в ряду распределения. Медиана – величина признака, которая делит упорядоченную последовательность его значений на 2 равные части. В работе будет рассчитана мода и медиана для интервального ряда. За основу возьмутся данные из таблицы 3.
Значение моды для интервального ряда находится по формуле:
ед.
Среди субъектов ЦФО наиболее часто встречается число предприятий в размере 9056,138 ед.
Для расчета медианы используется следующая формула:
, где SMe – сумма накопленных частот.
Для нахождения медианы необходимо рассчитать сумму накопленных частот SMe. Для этого заполним таблицу 6.
Таблица 6
Расчет суммы накопленных частот
Группа субъектов по числу предприятий малого бизнеса, ед. | Число субъектов | Сумма накопленных частот |
7009-10335,6 | ||
10335,6-13662,2 | ||
13662,2-16988,8 | ||
16988,8-20315,4 | ||
20315,4-23642 | ||
Итого |
ед.
Таким образом, становится очевидным, что половина исследуемых субъектов имеет число предприятий малого бизнеса больше 10335,6 ед., а половина – меньше.
Далее приступим к расчету степенных средних. Существует множество видов таких средних величин. Мы рассчитаем 2 из них: среднюю арифметическую простую и среднюю величину для сгруппированных данных.
Для расчетов воспользуемся данными из приложения 1. Рассчитаем среднее количество предприятий малого бизнеса, приходящееся на 1 субъект ЦФО (исключая Москву и МО). Средняя арифметическая простая рассчитывается по следующей формуле:
Таким образом, 192119/16=12007 ед. Именно столько предприятий, согласно средней арифметической простой приходится в среднем на 1 субъект ЦФО.
Рассчитаем ту же самую величину на основе данных из таблицы 3. Так как данные сгруппированы, а группы сформированы в пределах определенных интервалов, то для расчета будут использоваться середины интервалов. В таблице 7 представим имеющиеся группы, а также отразим середины интервалов.
Таблица 7
Середины интервалов групп
Группа субъектов по числу предприятий малого бизнеса, ед. | Число субъектов | Середина интервала |
7009-10335,6 | 8672,3 | |
10335,6-13662,2 | 11998,9 | |
13662,2-16988,8 | 15325,5 | |
16988,8-20315,4 | 18652,1 | |
20315,4-23642 | 21978,7 | |
Итого |
Формула для расчета средней будет иметь вид:
(8672,3*8+11998,9*3+15325,5*3+18652,1*1+21978,7*1)/16=11999 ед.
Таким образом, мы получили среднюю численность предприятий в субъектах ЦФО в размере 11999 единиц. Очевидно, тип средней, с помощью которой производится расчет, оказывает влияние на результат. Посмотрев на оба полученных итога, можно сказать, что среднее число предприятий малого бизнеса в субъектах ЦФО составляет около 12000 предприятий.
Расчет показателей динамики
Для изучения изменений какого-либо признака во времени в статистике используются различные показатели динамики. Они помогают определить особенности изменения того или иного показателя в течение некоторого времени. Проанализируем с помощью показателей динамики изменение числа предприятий малого бизнеса в стране (приложение 3).
Рассчитаем по имеющимся данным абсолютные и относительные показатели динамики. Необходимые формулы представлены в таблице 8.
Таблица 8
Формулы для расчета показателей динамики
Показатель | Цепной | Базисный |
Абсолютный прирост | ||
Коэффициент роста | ||
Темп роста | ||
Темп прироста | ||
Абсолютное значение 1% прироста | ||
Средний абсолютный прирост | ||
Средний темп роста | ||
Средний темп прироста |
По имеющимся формулам рассчитаем все необходимые показатели. Итоги расчетов удобно представить в виде таблицы 9
Таблица 9
Итоги расчета абсолютных и относительных показателей динамики
Год | Число предприятий, тыс. | Абсолютный прирост | Темп роста | Темп прироста | Абсолютное значение 1% прироста | |||
базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | |||
142,15% | 142,15% | 42,15% | 42,15% | 6,05 | ||||
231,40% | 162,79% | 131,40% | 62,79% | 8,6 | ||||
611,57% | 264,29% | 511,57% | 164,29% | |||||
842,98% | 137,84% | 742,98% | 37,84% | |||||
1603,31% | 190,20% | 1503,31% | 90,20% | |||||
4280,99% | 267,01% | 4180,99% | 167,01% | |||||
11190,08% | 261,39% | 11090,08% | 161,39% | |||||
-50500 | 2842,98% | 25,41% | 2742,98% | -74,59% | ||||
10247,93% | 360,47% | 10147,93% | 260,47% | |||||
∑ | ||||||||
В среднем | 10,89% | 10,89% |
Итак, изучив таблицу 9, мы можем сделать выводы о том, как менялось число предприятий малого бизнеса в стране в период с 2000 по 2009 гг. За последние 10 лет число предприятий выросло на 723,2 тыс. предприятий или на 82,2 %. Средний темп прироста за эти годы составил 6,9%. Стоит отметить, что начиная с 2005 года этот показатель неизменно увеличивался. Постоянно растет и абсолютное значение 1% прироста, что говорит о том, что развитие малого бизнеса активно поддерживается и финансируется государством и это конвертируется в постоянный рост числа предприятий этой отрасли.
Расчет показателей вариации
Вариация – это несовпадение уровней одного и того же признака у разных объектов, принадлежащих одной совокупности. Вариация – изменение только тех явлений, на которые воздействуют внешние факторы и причины.
Рассчитаем показатели вариации на основе данных приложения 1. Рассмотрим ситуацию с общим годовым оборотом по субъектам ЦФО. В предыдущих частях работы мы исключили из исследования Москву и Московскую область, предположив, что уровень развития малого бизнеса этих субъектов в силу различных причин существенно разнится с остальными субъектами. Такой прием, как вариация, поможет проверить наше предположение.
Размах вариации
R= Xmax – Xmin =3861,4-45,6=3815,8
Простая средняя
= 6572,7/18=365,15
Среднее линейное отклонение
d= =8783,6/18=487,98
Дисперсия
=14245317,03/18=791406,5
Коэффициент вариации
=889,6103/365,15*100%=244%
Итак, мы видим, что коэффициент вариации в разы превышает норму (33%), а значит, совокупность неоднородна, среднюю величину нельзя использовать в статистическом исследовании. Наше предположение, выдвинутое выше, оказалось верным, и решение исключать при исследовании из совокупности субъектов ЦФО Москву и Московскую область является обоснованным.
Индексный метод
Следующим статистическим приемом, который будет использован в данной курсовой работе, станет индексный метод. Попробуем с его помощью рассчитать индивидуальные индексы (базисные и цепные) изменения выпуска продукции предприятий малого бизнеса за последние пять лет в зависимости от изменения числа работников, а также от изменения производительности их труда. Используем данные из приложения 4. Представим расчеты в таблице 10
Таблица 10
Расчет индивидуальных индексов
Сравниваемые периоды | Индекс численности работников | Индекс производительности труда | Индекс выпуска продукции предприятиями малого бизнеса |
Базисные индексы | |||
2006/2005 | 1,067 | 1,180 | 1,259 |
2007/2005 | 1,148 | 1,401 | 1,609 |
2008/2005 | 1,297 | 1,502 | 1,948 |
2009/2005 | 1,274 | 1,378 | 1,755 |
Цепные индексы | |||
2006/2005 | 1,067 | 1,180 | 1,259 |
2007/2006 | 1,076 | 1,188 | 1,279 |
2008/2007 | 1,130 | 1,072 | 1,211 |
2009/2008 | 0,982 | 0,918 | 0,901 |
Для проверки правильности расчетов выясним, выполняются ли правила, присущие цепным и базисным индексам подобного рода.
1. произведение промежуточных по периодам цепных индексов дает базисный индекс отчетного периода: 1,259*1,279*1,211*0,901=1,755
2. отношение базисного индекса отчетного периода к базисному индексу предыдущего периода дает цепной индекс отчетного периода: 1,755/1,948=0,901
Очевидно, что оба правила выполняются, а стало быть, наши расчеты верны. Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что объем производства предприятий малого бизнеса в последние годы неизменно рос, и этот рост сменился спадом лишь в 2009 году. Однако в сравнении с базисным 2005 годом, темп прироста даже в последнем периоде составил 75,5%. Падение же в последнем году по сравнению с 2008 составило 9,9%. Причем это падение было вызвано на 1,8% снижением численности работников, а на 8,2% - снижением производительности труда.
Заключение
В данной курсовой работе был проведен статистический анализ малого бизнеса в Российской федерации с помощью изученных в курсе дисциплины «Статистика» приемов.
Этот анализ позволяет сделать ряд выводов. Стало очевидно, что в большинстве регионов ЦФО численность предприятий малого бизнеса колеблется в пределах 7009-10335 предприятий. На эти субъекты приходится 39,4% оборота предприятий малого бизнеса ЦФО. Также стоит обратить внимание на то, что доля в обороте зависит не столько от количества предприятий, сколько от качества их работы. Именно за счет этого на долю, например, Воронежской области приходится 10,5 % оборота при ЦФО, а на долю Ярославской – 9,9%, хотя по количеству предприятий они занимают доли в 9,7% и 12,3% соответственно. Наибольшая эффективность (оборот 8,689 млн. руб./предприятие) отмечена в регионах с наименьшей численностью предприятий, в то время как наименьшая эффективность (оборот 5,859 млн.руб./предприятие) отмечена в субъектах с численностью предприятий в районе 13662-16989 предприятий. В то же время среднее число предприятий в 1 субъекте ЦФО составляет примерно 12000 предприятий.
В последние годы бурными темпами происходило увеличение числа предприятий, относящихся к категории малого бизнеса. Так, за последние 10 лет их численность выросла на 82,2%, причем средний абсолютный прирост их числа составил 80,36 тыс. предприятий в год. Средний темп прироста составил 6,9%, постоянно увеличиваясь с 2005 года.
Проведенная вариация продемонстрировала большой разрыв в уровне развития малого бизнеса в Москве и Московской области по сравнению с другими регионами. Эти субъекты несопоставимы с остальными ни по числу предприятий, ни по их обороту, так как условия для ведения успешного бизнеса в столице в разы лучше, чем в провинции.
Выявлена прямая связь между величиной инвестиций в основной капитал и оборотом предприятий малого бизнеса. В последние годы объем инвестиций неизменно рос, упав лишь в последнем году (ощущаются последствия финансового кризиса и недостаток ликвидности). Увеличение инвестиций на 1 млрд. руб. дает эффект в виде роста оборота на 23,7 млрд. руб. Прогнозное значение объемов инвестирования в размере 500 млрд. руб. позволяет говорить об ожидаемом объеме оборота в размере 20950 млрд. руб.
Индексный метод позволил обнаружить практически 10%-ное падение объемов производства по сравнению с предшествующим периодом. На 1,8% это вызвано снижением численности работников, а на 8,2% - уменьшение производительности их труда. В то же время стоит отметить, что на протяжении предыдущих 5 лет объем производства непременно возрастал.
Самые последние исследования и опросы, проведенные банком ТРАСТ в рамках программы по расчету введенного ими индекса состояния малого и среднего бизнеса в стране, позволили сделать вывод о том, что владельцы предприятий положительно оценивают состояние своего бизнеса и постепенно выходят из кризисного состояния, однако особо оптимизма по поводу будущего у них нет.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что малый бизнес в стране активно развивается, однако государству следует принять меры по корректировке направления этого развития и направить его из количественного русла в качественное.
Список использованной литературы
1. Башкатова, Б.И. Социально-экономическая статистика / Б.И. Башкатова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002. – 703с.
2. Гусаров, В.М., Кузнецова, Е.И. Статистика. 2-е издание / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 479с.
3. Салин, В.Н., Шпаковская, Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник / Н.В. Салин, Е.П. Шпаковская. – М.: Юристъ, 2001 – 461с.
4. Иванов, Ю.Н. Экономическая статистика / Ю.Н. Иванов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480с.
5. Назаров, М.Г. Курс социально-экономической статистики / М.Г. Назаров. – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 771с.
6. Сайт www.gks.ru
7. Сайт www.rg.ru
8. Сайт www.trust.ru
9. Сайт www.giac.ru/
10. Сайт www.tpprf.ru/
Приложения
Приложение 1
Численность предприятий малого бизнеса и их оборот по субъектам РФ в 2009г.
Регион | Оборот предприятий, млрд.руб. | Численность предприятий, ед. |
Центральный федеральный округ | 6572,8 | |
Белгородская область | 77,4 | |
Брянская область | 74,4 | |
Владимирская область | 93,6 | |
Воронежская область | 152,8 | |
Ивановская область | 94,9 | |
Калужская область | 117,1 | |
Костромская область | 45,7 | |
Курская область | 64,9 | |
Липецкая область | 98,9 | |
Московская область | 1260,7 | |
Орловская область | 45,6 | |
Рязанская область | 97,0 | |
Смоленская область | 74,3 | |
Тамбовская область | 72,8 | |
Тверская область | 80,0 | |
Тульская область | 118,2 | |
Ярославская область | 143,0 | |
г. Москва | 3861,4 | |
Северо-Западный федеральный округ | 2068,4 | |
Республика Карелия | 60,0 | |
Республика Коми | 100,2 | |
Архангельская область | 80,7 | |
в том числе Ненецкий автономный округ | 3,1 | |
Вологодская область | 77,6 | |
Калининградская область | 246,0 | |
Ленинградская область | 110,8 | |
Мурманская область | 99,5 | |
Новгородская область | 37,5 | |
Псковская область | 39,4 | |
г. Санкт-Петербург | 1216,7 | |
Южный федеральный округ | 1740,2 | |
Республика Адыгея | 21,6 | |
Республика Дагестан | 86,7 | |
Республика Ингушетия | 5,5 | |
Кабардино-Балкарская Республика | 21,8 | |
Республика Калмыкия | 4,0 | |
Карачаево-Черкесская Республика | 16,7 | |
Республика Северная Осетия – Алания | 20,5 | |
Чеченская Республика | 30,1 | |
Краснодарский край | 683,5 | |
Ставропольский край | 205,1 | |
Астраханская область | 49,6 | |
Волгоградская область | 195,9 | |
Ростовская область | 399,1 | |
Приволжский федеральный округ | 2760,5 | |
Республика Башкортостан | 403,0 | |
Республика Марий Эл | 51,4 | |
Республика Мордовия | 61,5 | |
Республика Татарстан | 357,8 | |
Удмуртская Республика | 91,5 | |
Чувашская Республика | 71,1 | |
Пермский край | 284,7 | |
Кировская область | 115,1 | |
Нижегородская область | 424,9 | |
Оренбургская область | 106,1 | |
Пензенская область | 79,8 | |
Самарская область | 484,9 | |
Саратовская область | 132,8 | |
Ульяновская область | 96,0 | |
Уральский федеральный округ | 1717,3 | |
Курганская область | 40,4 | |
Свердловская область | 879,3 | |
Тюменская область | 476,5 | |
в том числе: | ||
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 265,7 | |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 40,8 | |
Челябинская область | 321,1 | |
Сибирский федеральный округ | 1502,2 | |
Республика Алтай | 8,1 | |
Республика Бурятия | 49,3 | |
Республика Тыва | 5,4 | |
Республика Хакасия | 17,4 | |
Алтайский край | 143,7 | |
Забайкальский край | 34,7 | |
Красноярский край | 242,3 | |
Иркутская область | 210,2 | |
Кемеровская область | 193,0 | |
Новосибирская область | 289,8 | |
Омская область | 216,4 | |
Томская область | 91,9 | |
Дальневосточный федеральный округ | 511,8 | |
Республика Саха (Якутия) | 64,6 | |
Камчатский край | 42,0 | |
Приморский край | 150,6 | |
Хабаровский край | 97,7 | |
Амурская область | 49,4 | |
Магаданская область | 25,1 | |
Сахалинская область | 70,3 | |
Еврейская автономная область | 9,2 | |
Чукотский автономный округ | 3,0 |
Приложение 2
Изменение числа предприятий малого бизнеса в стране за последние 10 лет
Год | Численность предприятий, ед. |
2000 | 879,3 |
2001 | |
2002 | 882,3 |
2003 | |
2004 | 953,1 |
2005 | 979,3 |
2006 | 1032,8 |
2007 | 1137,4 |
2008 | 1347,67 |
2009 | 1602,5 |
Приложение 3
Оборот предприятий малого бизнеса и инвестиции в основной капитал этих предприятий за последние 7 лет
Год | Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. | Оборот предприятий малого бизнеса, млрд. руб. |
2003 | 56,2 | 5775,2 |
2004 | 70,1 | 6831,2 |
2005 | 120,5 | 9612,6 |
2006 | 171,3 | 12099,2 |
2007 | 259,1 | 15468,9 |
2008 | 472,3 | 18727,6 |
2009 | 346,1 | 16873,1 |
Приложение 4
Показатели численности работников малых предприятий и производительности их труда в стоимостном выражении в 2005-2009 гг.
Год | Численность работников малых предприятий, чел. | Производительность труда, руб./чел. |
2005 | ||
2006 | ||
2007 | ||
2008 | ||
2009 |
Приложение 5
Результаты опроса руководителей предприятий малого бизнеса для составления ТРАСТ Индекса МБ, янв. 2011 г.
Тематика вопроса | Доля положительных ответов, % | Доля отрицательных ответов, % |
Изменение объема рынка | 50,5 | 49,5 |
Развитие бизнеса | ||
Изменение объема инвестиций | 70,5 | 29,5 |
Изменение взаимодействий с властью | 50,5 | 49,5 |
Планы по кредитованию |
Курсовая работа
по дисциплине «Статистика»
на тему «Статистические методы изучения развития малого бизнеса в России»
Исполнитель: Хазагаева Ольга
Группа 17-129
Руководитель:
Улан-Удэ 2013 г.
Оглавление
Введение..............................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого бизнеса в стране.................4
1.1 Сущность статистического изучения малого бизнеса в стране..............................................4
1.2 Специфические показатели исследования состояния малого бизнеса в стране (ТРАСТ Индекс МСБ).............................................................................................................