Роль международных организаций в регулировании туристской деятельности.
. Всемирная туристская организация
. Манильская декларация всемирного туризма (1980)
. Документ Акапулько (1982)
. Хартия туризма и кодекс туриста (1985)
. Гаагская декларация по вопросам туризма (1989)
. Монреальская декларация (1996)
. Глобальный этический кодекс туризма (1999)
. Международная академия туризма
. Международная ассоциация научных экспертов в области туризма
. Международная федерация журналистов и писателей по туризму
Международная ассоциация научных экспертов в области туризма (1951)
ЮНЕСКО
. ООН
. Всемирный совет по туризму и и путешествиям (Брюссель)
. Совет по вопросам образования при всемирной туристской организации
. Кругосветное путешествие и Совет по Туризму
Европейская Комиссия по Туризму
. Британская Ассоциация по Туризму
. Ассоциация Британских Транспортных агентств
Туристское Общество
. Дипломированный Институт Маркетинга
. Группа индустрии путешествий
. Ассоциация независимых туроператоров
. Международная федерация информационных технологий и туризма
. Ассоциация индустрии путешествий
Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленныхмеждународных организаций, содействующих лучшей организации этой сферы международных экономических отношений. Всего насчитывается около 10 международных организаций различного профиля и статуса, занимающихся вопросами развития международного туризма. В их число входят:
- специализированные организации системы ООН;
- другие организации системы ООН, где вопросы развития международного туризма обсуждаются эпизодически и не являются главными в сфере деятельности;
- неправительственные специализированные организации;
- международные коммерческие организации по туризму;
- национальные и региональные организации, содействующие развитию международного туризма.
К числу специализированных организаций в системе ООН относится ЮНВТО. Она была создана в 1975 г. в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН для координации туристской деятельности между странами. ЮНВТО разрабатывает международные программы развития туризма, анализирует опыт государственного регулирования в туризме, в том числе изучает конкретную роль государства по упрощениютуристских формальностей. Штабквартира ЮНВТО находится в Мадриде. Устав ЮНВТО принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. этот день отмечается как Всемирный день туризма. Он проводится ежегодно и под определенным девизом. Каждые четыре года ЮНВТО созывает сессии, между которыми работает исполнительный совет Генеральной ассамблеи ЮНВТО. Срок полномочий исполнительного совета — 4 года. При совете учреждены вспомогательные комитеты по упрощению туристских формальностей, бюджету и финансам, окружающей среде, программам и координации. Генеральный секретарь ЮНВТО назначается Генеральной ассамблеей ЮНВТО сроком на 4 года. Официальные языки ЮНВТО: английский, французский, испанский. В Мексике функционирует высший учебный центр ЮНВТО по туризму.
ЮНВТО имеет разветвленную сеть, представленную шестью региональными организациями для различных континентов. К ним относятся следующие организации:
1) Европейская туристская комиссия;
2) Арабская туристская ассоциация;
3) Американское общество туристских агентов;
4) Конференция туристских агентств государств Латинской Америки;
5) Ассоциация британских туристских агентств;
6) Туристская ассоциация Тихоокеанского региона.
ЮНВТО объединяет на правах членов правительственные организации по туризму более ста стран мира. Многие правительственные и неправительственные организации входят в состав ЮНВТО в качестве наблюдателей. Россия представлена в исполнительном совете и секретариате ЮНВТО.
Кроме ЮНВТО, существует около 200 международных туристских организаций. Наиболее известны из них следующие:
- Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ОТТАА);
- Всемирная организация туристских агентств (ВАТА), являющаяся коммерческим объединением туристских фирм, работающих на кооперативных началах;
- Международный туристский альянс — организация общественного содействия автомобильному туризму;
- Международное бюро социального туризма;
- Международная ассоциация по социальному туризму и отдыху трудящихся;
- Международное бюро туризма и обменов молодежи;
- Международная федерация молодежных туристских общежитий;
- Студенческая ассощгация по воздушным перевозкам;
- Международная федерация молодежных туристских организаций;
- Международная академия туризма;
- Международное общество научных экспериментов по туризму;
- Международная федерация журналистов и писателей по туризму.
Деятельность перечисленных организаций направлена на решение туристских проблем, имеющих межнациональный характер и представляющих интерес для многих государств. Например, штабквартира Международной ассоциации по социальному туризму и отдыху трудящихся (МАСТОТ), находящаяся в Праге, в качестве основной задачи предусматривает оказание помощи членским организациям в решении социальных проблем, связанных с отпусками и туристскойработой. МАСТОТ содействует расширению сотрудничества между государствами на основе двухи многосторонних соглашений, осуществляет контакты между национальными туристскими учреждениями. Ассоциация разработала несколько международных программ, в частности программы «Социальный туризм», «Международный туризм и права трудящихся» и др.
Международным сообществом выработаны принципы и нормы, регулирующие сферу туризма. Они зафиксированы как в многосторонних и двусторонних договорах государств, так и в решениях международных организаций, в первую очередь ЮНВТО.
Манильская декларация по мировому туризму, принятая в 1980 г., обозначила роль и место туризма в современном обществе. В этом документе, в частности, сказано, что «туризм понимается как деятельность, имеющая большое значение в жизни народов в силу его непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения». Этот документ подтверждает требования уважения и соблюдения прав человека. Основные его положения сводятся к следующим утверждениям:
- соблюдение права человека на отдых, на отпуск и свободу путешествий (п. 3);
- предоставление максимальных возможностей и льгот в сфере молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и лиц с физическими недостатками (п. 15);
- обязанность государств содействовать развитию национального и международного туризма (п. 23);
- развитие иностранного туризма должно сопровождаться аналогичными усилиями по развитию внутреннего туризма (п. 7);
- социальный туризм является целью, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими права на отдых (п. 10);
- обязанность государственной власти участвовать в развитии туризма, определяя основные направления, связанные с поощрением соответствующих капиталовложений (п. 14);
- удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерба социальным и экономическим интересам населения туристских районов, окружающей среде, природным ресурсам, историческим и культурным местам (п. 18);
- туристские ресурсы являются достоянием человечества.
Манильская декларация закладывает основу для заключения двусторонних и многосторонних соглашений в целях использования ресурсов всех стран для взаимовыгодного развития туризма.
Документ Акапулько (1982 г.) подтверждает принципы Манильской декларации и добавляет к ним следующие:
- обеспечение права граждан на отдых, досуг, оплачиваемый отпуск и на создание законодательных положений для облегчения доступа к проведению отпусков всеми слоями населения;
- оказание содействия туризму всеми средствами массовой информации;
- включение туризма в программу образования;
- выпуск информационных материалов о туризме и др.
Хартия туризма (1985 г.) и Кодекс туриста, являющийся приложением к Хартии туризма, подтверждают принципы, провозглашенные Манильской декларацией и Документом Акапулько. При этом
Хартия устанавливает основные права и обязанности туристов, которые конкретизируются в Кодексе туриста.
Гаагская декларация по туризму (1989 г.) провозгласила 10 принципов, на которых базируются отношения в туристской сфере. Не все принципы Гаагской декларации имеют правовой характер. Кроме принципов, сформулированных в документах, принятых ранее, в Гаагской декларации указывается на принцип безопасности и защиты туристов, а также принцип уважения их достоинства; подчеркивается, что туризм должен планироваться государственными властями и требует выработки единой национальной туристской политики.
Кроме ЮНВТО, вопросы туризма рассматривались в ООН, которая в 1963 г. провела конференцию по международному туризму и путешествиям. На конференции было сформулировано обязательное требование к деятельности в сфере туризма — обеспечение свободы передвижения и запрещение дискриминации.
В Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе выражено намерение способствовать улучшению условий для развития индивидуального и коллективного туризма, а также поощрять расширение молодежного туризма путем предоставления соответствующих льгот.
Необходимо отметить важность Итогового документа Венской встречи представителей государств — участников СБСЕ, содержаще1 го положения о туристскихконтактах и обменах. В этом документе подчеркивается обязательство государств приложить все усилия к развитию возможностей для малообеспеченных туристов и молодежного туризма, а также обязательство по разработке программы подготовки кадров.
Положения, провозглашенные в вышеуказанных документах, признаются обязательными при регулировании отношений в сфере российского туризма в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, в которой отмечается, что общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Кроме общих и специальных принципов деятельность в сфере туризма регулируется и договорными нормами. Россия является участником Соглашения о сотрудничестве в области туризма, заключенного в рамках СНГ 23 декабря 1993 г. (далее — Соглашение), Этот документ базируется на принципах, провозглашенных Манильской декларацией по мировому туризму и Гаагской декларацией по туризму, и направлен на содействие развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма (ст. 1 Соглашения). Одно из важнейших положений Соглашения зафиксировано в ст. 2, в которой указывается на то, что стороны обязуются способствовать формированию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму. В соответствии с международными принципами Соглашение предусматривает принятие согласованных мер по восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов, расширению социального туризма (ст. 3 Соглашения); по упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, по обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания (ст. 4).
Международные нормы, регулирующие туристскую деятельность, содержатся также в Международной гостиничной конвенции (1979 г.) и Международной конвенции по контракту на путешествие (1970 г.).
Международная гостиничиая конвенция распространяется на Международную гостиничную ассоциацию (МГА) и Всемирную федерацию ассоциации туристскихагентств (ФУААВ). Данная конвенция применяется к контрактам, заключенным между владельцами гостиниц и турагентами, предприятия которых зарегистрированы в разных государствах (ст. 4). Конвенция применяется в тех случаях, когда между владельцем гостиницы и турагентом не заключен контракт или если между ними возник спор. Действие этой конвенции ограничено, поскольку она применяется только к гостиницам, которые входят в МГА.
Международная конвенция по контракту на путешествие фиксирует все положения, подлежащие включению в контракт (место и дату выдачи, имя и адрес организаторов путешествия, имена путешественников, место и дату начала и окончания путешествия, информацию о транспорте и прочих услугах, общую стоимость услуг, условия и причины, которые могут служить основанием для расторжения контракта). Данный документ регулирует ответственность организаторов путешествий и туристов. В частности, предусматривается, что туроператор несет ответственность за любой ущерб, связанный с нарушением контракта, в том числе за ущерб, причиненный туристу другими представителями, выполняющими поручения туроператора. Конвенция также устанавливает размер возмещения убытков, понесенных путешественником.
В свою очередь, путешественник несет ответственность за убытки, понесенные организатором путешествия, если им нарушены положения контракта или данной конвенции.
Большой практический интерес представляет Шенгенское соглашение ЕС «О едином визовом и туристском пространстве», вступившее в силу в 1995 г. Несмотря на то что Россия не является участницей этого Соглашения, его положения применяются к российским гражданам, которые оформляют визу в какуюлибо страну, входящую в шенгенскую зону.
Нормы документов, принятых международными организациями по вопросам туризма, имеют рекомендательный характер, однако они по возможности учитываются при разработке нормативных актов как в Российской Федерации в целом, так и в ее регионах.
В любой стране туристская деятельность находится под контролем государства. Так, в Великобритании координацию туристской деятельности осуществляет Британское управление по туризму (British Tourist Authority), созданное в 1969 г. Правительственный орган США — Управление путешествий и туризма (U.S. Travel and Tourism Administration) — учрежден в 1961 г. Аналогичные структуры созданы и в других странах.
Для расширения международных связей Правительство Российской Федерации совершенствует работу отечественных и зарубежных туристскихпредставительств, а также открывает новые представительства. Со многими странами заключены договоры и соглашения о сотрудничестве в области туризма. Эти договоры можно разделить на две группы:
1) договоры по общим вопросам сотрудничества в области науки, культуры, образования, спорта, в которых содержатся статьи, касающиеся туризма;
2) договоры о сотрудничестве в сфере туризма,
В договорах первой группы обычно содержится всего одна статья, в которую включены общие положения о том, что договаривающиеся стороны будут оказывать содействие туристским обменам (туристским поездкам). В частности, такого рода нормы установлены в соглашениях, заключенных между Правительством Российской Федерации и Правительствами Республики Мали от 6 февраля 1995 г., Румынии от 27 сентября 1995 г., Монголии от 5 апреля 1995 г., Республики Таджикистан от 19 сентября 1995 г. и др.
Ко второй группе договоров относятся соглашения о сотрудничестве в области туризма с Правительствами Румынии от 27 сентября
1993 г., Республики Индии от 30 июня 1994 г., Доминиканской Республики от 10 октября 1994 г., Республики Болгария от 14 декабря
1994 г., Турецкой Республики от 24 марта 1995 г., Мальты от 20 июля
1995 г., Республики Куба от 15 октября 1995 г., Туркменистана от 18 мая 1995 г., Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г.
Двусторонние соглашения о сотрудничестве в сфере туризма направлены на укрепление связей между туристскими организациями, ассоциациями, предприятиями обеих стран. Договаривающиеся стороны обязуются уделять особое внимание развитию социального, оздоровительного, профессионального и культурного туризма (например, ст. 2 Соглашения с Румынией). В соглашениях предусматривается оказание содействия в оформлении транзитного проезда туристов, следующих в другие страны, а также поездкам туристов из тоетьих стран. Соглашения подчеркивают необходимость принимать меры по упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с туристским обменом между странами. В соглашениях также предусматривается поощрение и поддержка информационных обменов в области туризма, участия туристских ассоциаций, предприятий и организаций в туристских выставках и ярмарках.
Туристская деятельность регулируется общими принципами международного права, такими как невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение договоров, суверенное равенство и др. Среди этих принципов первостепенное значение для регулирования туристской деятельности имеет принцип уважения прав и свобод человека. Российская Федерация является участником двух многосторонних договоров по правам человека: Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (далее — Пакт об экономических правах) и Международного пакта о гражданских и политических правах (далее — Пакт о гражданских правах), которые предусматривают следующие положения:
- государства признают права граждан на отдых и периодический отпуск (ст. 7 Пакта об экономических правах);
- государства поощряют развитие международных контактов в культурной области (ст. 15 Пакта об экономических правах);
- для обеспечения своего культурного развития все народы имеют право свободно распоряжаться естественными богатствами и ресурсами (ст. 1 Пакта о гражданских правах);
- каждому гражданину принадлежит право на свободное передвижение и право покидать любую страну, включая собственную (ст. 12 Пакта о гражданских правах).
Регулирование туристского бизнеса на государственном уровне производится с целью поддержки внутреннего и въездного туризма, защиты интересов производителей отечественного туристского продукта; защиты прав путешествующих и с другими целями.
Формы государственной поддержки туристской сферы могут быть прямыми и косвенными. К прямым формам относятся инвестиции, направляемые на формирование туристской инфраструктуры, расходы на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национальноготуристского продукта на мировом рынке.
Косвенные формы поддержки туризма включают:
- налоговые и таможенные льготы, стимулирующие приток инвестиций;
- регулирование внешнеэкономических связей туристских фирм на основании двусторонних правительственных соглашений и законодательных актов по внешнеэкономической деятельности.
В идеале государство заинтересовано в развитии туризма как эффективной сферы экономики и действенного средства сближения народов. Создавая режим наибольшего благоприятствования для турфирм, правовую и нормативную базу в сфере туризма, государство обеспечивает равные условия для осуществлениятуристской деятельности юридическими и физическими лицами, способствует развитию международного сотрудничества.
Законодательные акты по регулированию в туризме приняты более чем в ста странах мира. Они направлены на упорядочение туристских формальностей и уменьшение риска при путешествиях, интенсификацию развития туристской индустрии. Законодательные акты определяют государственные задачи в сфере развития туризма и средства их достижения, регулирование отношений между производителями и потребителями туристских услуг, а также иные актуальные для развития туризма цели и задачи, решение которых невозможно без соответствующей правовой основы. Законодатели разных стран ставили своей задачей способствовать развитию туризма на основе нормативно-правовой базы, которая регулировала бы взаимоотношения различных субъектов международного туристского рынка.
Многие страны имеют правительственные программы развития национального туризма. В Греции, например, чтобы продлить туристский сезон на 23 месяца, правительство устанавливает в начале осени льготное налогообложение для гостиниц, снижая стоимость воды, электрической и тепловой энергии. При уменьшении коммунальных расходов владельцы гостиниц имеют возможность снизить цены на размещение и привлечь дополнительных туристов.
Перспективы развития мирового туризма. В настоящее время в российском турбизнесе преобладает выездной туризм. Между тем во многих странах Западной Европы и Северной Америки, активно принимающих иностранных гостей, спросы на внутренний и международный туризм конкурируют между собой и одновременно дополняют друг друга. Внутренний туризм очень важен для мирового туризма, так как он составляет более 80% всех туристских потоков, и по примерным оценкам расходы на внутренний туризм во всем мире превышают расходы на международный туризм в 10 раз.
Перспективы развития туризма в странах Юго-Восточной Азии связаны с их взаимной кооперацией. Например, тур в Таиланд можно сочетать с посещением Южного Китая, Малайзии и Сингапура. В регионе большое внимание уделяется развитию морских курортов.