Рентабельность. Факторы кот влияют.
Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств на предприятии, в объединении и отрасли в целом в процессе производства и реализации продукции. Различают два вида рентабельности: рассчитанная на балансовой прибыли и рассчитанная на основе чистой прибыли.
Рентабельность реализации рассчитывается как по всему объему реализованных туристских услуг, так и по отдельным видам.
Рентабельность текущих затрат дает представление об эффективности текущих затрат туристского предприятия.
Рентабельность оборотных средств.
На прибыль и рентабельность оказывает влияние большое количество факторов. Все факторы можно подразделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся: 1.состояние экономики в целом, инфляционный процесс; 2.налоговая политика государства; 3.состояние кредитно-денежной и платежной дисциплины; 4.система ценообразования; 5.система оплаты и стимулирования труда; 6.статус туризма как вида деятельности в экономике страны; 7.туристская политика.
К внутренним факторам относятся:
· структура управления туристским предприятием
· уровень технической оснащенности предприятия
· квалифицированный менеджмент
· действующая система бизнес-планирования
· объем продаж, выручка от реализации и ее структура
· уровень сервиса, качество туристского продукта и обслуживания потребителей
· формы и системы оплаты труда, система премирования и др.
Экономический потенциал предприятия.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ - совокупность ресурсов и возможностей предприятия, определяющих перспективы его деятельности при тех или иных сценарных вариантах внешних условий. Представляет собой взаимосвязанную совокупность технико-технологического, имущественно-финансового, товарно- и ресурсно-рыночного, научно-исследовательского и других видов потенциала.
Методика расчета цены в туризме.
Ценообразование в туризме представлено двумя формами:
1. Определение цены агентом. Агентская цена назначается на условиях комиссии — работа по цене "брутто", либо, что встречается сейчас очень редко, на условиях надбавки к цене нетто. Вместе с тем агент, получив от туроператора отпускную цену и комиссию имея перед собой конкретного клиента может решить, какую часть комиссии нужно срезать для снижения стоимости тура чтобы не терять клиента.
2. Ценообразование у туроператоров происходит по след. вариантам: 1)оператор формирует цену самостоятельно, на основе прямых контрактов с отелями, авиакомпанией, транспортной компанией и др.; 2)на основе контрактов с принимающими туроператорами. В простейшем случае берется сумма цен нетто услуг и добавляется комиссия+маржа по каждой услуге
В упрощенном виде процесс формирования отпускной цены туроператора строится следующим образом: суммируются неттовые тарифы гостиницы, авиаперелета, трансферов, экскурсий. К полученной стоимости добавляется надбавка, покрывающая все косвенные расходы турфирмы — по зарплате, аренде, коммунальным платежам, телефонам и др. и закладывается прибыль.
Ценовая политика.
Эффективная ценовая политика – ключ к успеху в современном туристском бизнесе. Под ценовой политикой следует понимать определение уровня цен и возможных вариантов их изменения в зависимости от целей и задач, решаемых туристским предприятием в краткосрочном плане и в перспективе с учетом специфики и особенностей этого вида деятельности.
Туристские предприятия должны четко определить и проводить собственную ценовую политику с учетом ряда характерных для туризма особенностей.
· цена на туристский продукт является договорной, свободной;
· туристский продукт и услуги реализуются по розничным ценам;
· сезонные колебания спроса на туристский продукт и услуги предполагают сезонную дифференциацию цен и тарифов;
· высокая эластичность цен в различных сегментах туристского рынка;
· цены должны быть дифференцированы;
· розничная цена зависит от вида тура – группового или индивидуального;
· туристский продукт и услуги реализуются как на внутреннем, так и на международном рынке;
45.Эконом сущность прибыли.Прибыль отдельного предприятия состоит из двух компонентов:
1.дохода от обычной деятельности предприятия, представляющего собой разницу между выручкой от продаж и необходимыми производственными и иными затратами.
2.дохода, получаемого компанией от определенных видов ее активов, приносящих прибыль (ценные бумаги), а также активов, чья стоимость может изменяться в ходе отчетного периода.
Прибыль как экономич. категория отражает доход ТП от реализации туристского продукта или услуги, созданных в производительной деятельности путем соединения факторов производства. Она имеет количественное и качественное выражение. В первом случае прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации и издержками производства туристского предприятия. Во втором – характеризует эффективность его деятельности.
Балансовая прибыль является объектом распределения на конкретном туристском предприятии. Механизм распределения базируется на следующих основных принципах:
· полученная прибыль распределяется между государством и предприятием
· прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов, ставки которых устанавливаются законодательством
· размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должен стимулировать его хозяйственную деятельность
· прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, оставшаяся часть – на потребление.
47.Сущность и значение экономического анализа.Эконом анализ хоз д-сти предприятия – это комплексное изучение его работы с целью объективной оценки достигнутых результатов, повышения эффективности хоз-ния, обеспечение конкурентоспособности, повышение качества обслуживания. Анализ д-сти охватывает все стороны предприятия, и определяет условия, в которых функционирует само предприятие.
Методика экономического анализа – совокупность специальных приемов, способов, правил, применяемых для обработки экономической инфо. Методы экономического анализа включают экспертную оценку, сравнение, построение систем показателей и аналитических таблиц, балансовый, группировок, графический, индексный, линейного программирования. Основными источниками информации для анализа являются: бух баланс, отчет о прибылях и убытках, приложение к балансу, пояснительная записка.