Нормирование ресурсов. Нормы, нормативы и порядок расчета.
Нормирование ресурсов. Нормы, нормативы и порядок расчета.
Нормирование-процесс анализа использ-ния оборотных средств, разработки, согласования, учреждения норм и нормативов на производство ед. продукции или оказания услуг.Нормативы- мах. допустимые V сырья, материалов, элементов оборотных средств, необх-мых для произв-ва ед. продукции в планируемых условиях произв-ва.Нормы-поэлементная составляющая, характер-щая удельный расход элемента нормир-ния на ед. прод. с учетом реальной произ-ти, условий произ-ва и специфики произ-го товара.
В нормы расхода и нормативы не включается:
1. технологические потери по всем видам произв-ва;
2. финансовые отчисления от прибыли;
3. соц. нормативы.
При разработке норм расхода необходимо:
1. учитывать действит. и перспектив. номенклатуру продукции
2. нормы должны переодич-ки пересматриваться в силу изменяющихся технологий, износа средств произ-ва;
3. учитывать достижения НТП в период внедрения новых норм;
4. нормы должны способствовать мах мобилиз-ии внутр. ресурсов при сохранении технологич. требов-ий и соц. нормативов;
Классиф-ия норм расходов материалов и сырья:
1. по степени агрегации: индивид-е, групп-е, произ-е;
2. по степени укрупнения номенклатуры сырья и материалов: ч/з спецификацию;
3. по периоду действия: годовые, 5-тилетние, спец. периоды;
Комплексные нормы расхода по конкрет-м видам ресурсов:Pn.i.=Pd.i.*Jvп/Jн.пi
Pn.i - потреб-ть произ-ва в i-ом ресурсе на плановый период.
Pd.i - фактич. расход i-го ресурса в отчетном периоде.
Jvп - индекс планового изменения V произ-ва в планов-м периоде
Jн.пi - плановый индекс измен-я нормы расхода i-го рес-са в новых усл-х произ-ва.
Необходимо учит-ть не только текущ-е состояние технологии и организации но перспектив. изменения на планир. период.
Управление конфликтами
1.В организации можно выделить след варианты конфликтного взаимодействия:
1. бойкот- полный или частич отказ от совме-х действий; 2. Саботаж- сознат действие с целью нанесения ущерба др; 3.Травля- дейст-е для ослабления и компроментации соперников путем замалчивания, отрицания; 4.Словеснаяагрессия- выдвиж-е обвинения, оскорбления, сплетней;5. физич насилие; 6. Массовые стихийные, организов. выступления; 7. Моббинг- осущ. скрыто, без юр. доказ-тв.
2. Упр-ие межличностн. и групп. конфликтами:
1. предотвращение конфл. или их профилактика; 2. упр-ие им на стадии возник-я; 3. Исп-е рез-ов отд-ых стадий, и рез-в разрешенных конфл; 4. Проектир-е и конструир-е последствий.
Для упр-я конфл важно знать: 1. На какой стадии конфл.; 2. Сущ-во проблемы, лежащ в основе конфл.
Мет-ды разреш-я конфл в зависимости от его накала:
1. если конфл-щие нах-ся в жесткой конфронтации, не осознают причину конфл, и не хотят мирится, то рук-ль берет на себя роль обвинителя и прибегает к администр. мерам; 2. Если нет ярко выражен. причин конфл, то рук-ль может выступить консультантом и применить психолог меры возд-я; 3. Если конфл случайный, то рук-ль выступ в роли воспитателя.
Мет-ды разреш- конфл между подчиненными:
1. рук-ль приглашает в кабинет конфликтующих, выслу-т их и сам выносит решение по спорному вопр.; 2.рук-ль приглашает в кабинет конфликтующих, выслу-т их и заставляет придти к мирному соглашению; 3. Конфликтанты разговоривают между собой, в присутствии рук-ля, а он их только сдерживает; 4. Рук-ль выясняет обстоят-ва дела и в случ невозможности примирения разделяет их(разные подразделения); 5.Если спорный вопрос касается всего коллектива, то рук-ль приглаш всех, все высказыв-ся и приним-ся решение.
Тактики и выхода из кризиса:1. Мягкие- их последствия могут быть приятны или нейтральны для аппонента; 2. Жесткие- могут вызвать неприятные переживания.
Стратегии выхода из конфл. (сетка томаса киллмана)
1. конкур-я- удовлет-е собств интересов в ущерб интересам др. Исп-ся если ставка реш-я пробл очень высока.; 2. Уклонение- отсутствие собств. Стремления как к кооперации, так и для достиж целей; 3. Сотруд-во- работа вместе, для принятия реш-я удовлет обоих. 4. Компромисс- мет-д взаимных уступок. Эф-но если обе стороны хотят одного и того же. 5. Приспособ-е- вы действуете совместно с др. стороной, не пытаясь отстаивать др. интересы.(если пробл очень важна для др. стор, но не важна для вас.)
Анализ и оценка рисков.
Ур.риска хар-ся:1.вероят-ю реализации неблагоприятного события2.величиной потерь,кот.могут привести к реализации этого события.В условиях ограниченной инфор-ии испол-т совок-ть количест-х и качествен.методов.Качест-й анализ предшеств-т колич-му и предпологает определение риска.Но качес-я оценка не дает достат-й инфор-и о ур.риска,поэтому выводы можно сделать только после проведения колич-й оценки.Выражение риска абсалютное: Ra=∑pi*yi(pi-вер-ть возн-я i-го неблаг-го события,yi-ущерб в рез-те реализ-и события,х-величина,характ-я рез-ты хоз-ой деят-ти-выручка,прибыль) относит-е: W=Ra/x.Абсол-е выраж-е риска д.б.в стоимост-м виде(матер.потери,временные,трудовые,экологические).Статистич-й м-д предп-т кроме определ-я сред.ожидаемой велич.потерь расчет ряда показ-ей,кот.харак-ют амплитуду колебаний значений,вер-ть того,что анализ-й параметр не выйдет за установлен.пределы.Нормал-е распределение параметр А примет сред.значение ,кот-е если известна частота повторения может рассчит-ся : Если изв. вер-ть,то ф-ла имеет след.вид:
степень рассеивания случайных величин вокруг средней опр-ся пок-лем среднего квадратического тклонения
Чем меньше , тем больше вер-ть того, что будет ближе к среднему знач-ю . Сдедовательно, тем ниже ур-нь неопр-ти.
. пок-ет долю отклонения к ср. величине.Чем ниже , тем менее рисков-я деят-ть.Экс-ые -ды.исп-ся в ситуациях связанных с недостатком инфор-и и при разр-ке инновац-х проектов в условиях выс.неопределенности.Суть м-да-разработке си-мы параметров,по которым оценивается уровень риска .Для каждого оценочного показателя в виде макс-но возможного значения либо виде весового коэф-та указывается значимость, кот выр-ет влияние на итоговую величину риска.Итоговая сумма оценок по всей системе показ-ей и явл. индикатором риска.Наиболее распространенный м-д эксп-ых оценок в оценке страхового риска.Анал-ий метод.выбир-ся ключевой параметр(прибыль)и факторы влияющие на него и рассм-ся при каком значении факторов ключ-й параметр будет иметь критич-ю величину,т.е. точка безубыточности в кот-й прибыль=0.Тб=Спост./Цена-Сперем.Анализ зон риска.В качестве критерия для определ-я границ зон исп-ся:показ-ли-прибыль,выручка или рез-ты оценки риска спец-ми методами.Выд.зоны риска:1.область миним-го риска-когда возмож-е потери незначит-ы и не превысят чистую прибыль и фирма сможет расчит-ся по своим обязател-ам(безрисковая)2.обл.допустимого риска-потери нах-ся в пределах прибыли,а реализ-я риска приведет к сниж-ю доходности фирмы.3.обл.критич-го риска- потери нах-ся в пределах от размера общей прибыли до размера выручки пред-тия. Может наблюдаться временная неплатёжесп-сть пред-тия, состояние явл неустойчивым,но сущ-т возможность возращения в устойчивую фазу.4.катастроф-й риск-потери равны или превышают стоимость имущества,риск-банкротство.
Виды и м-ды ТКК продукции
1. По стадиям жизн цикла изд-ий: - контроль и проектиров-е новых изд-ий, - контроль пр-ва и реал-ции продукции, - контроль эксплуатации или потребления.По объектам контроля:- контр предметов труда, - ср-в пр-ва, - технологий, - труда исполнителей, - условий труда.
2. По стадиям произв-го процесса: - входной контр, предназначен для проверки кач-ва мат-ов и тд до начала пр-ва, - промежуточный , выполняется по ходу технол процесса, - окончательный приемочный контр, проводимый над сборочными ед-ами готов из-лий, - конрт транспортировки и хранения
3. По степени охвата продукции: - сплошной, выпол-ый при 100% охвате продукции.Он примен-ся при:ненадежном кач-ве поступ-щих мат-ов,после опреаций, имеющих решающее значение для кач-ва, полсе операций с высоким размером брака; - выборочный, осущ-ый не над всей массой, п только над выборкой. Исп-ся при:большом кол-ве одинаковых изд-ий, при высокой степени устойчивости технолог процесса.
4. По месту выполнения: -стационарный, выполн-ый в стацион контр-ных пунктах, к-ые созд-ся в след случ:при необ-ти проверки большого числа одинаков объектов, при воз-ти вкл-я работы стацион пунктах в поток заключт операций произв-го процесса; - скользящий контр: при проверке громоздких изд-ий, при изготовл малого числа одинаковых изд-й, при возм-ти примен-я простых контр-измерит интсрументов.
5. По времени выполнения:-непрерывный, - периодический
6. По влиянию на воз-ть последующ исп-я продукции_разрушающий, - неразрушающий
7. По степени механизации и автоматизации: ручной, механизир-ый, автоматизир-ный,автоматический, активный и пассивный.
8. По исполнителям: самоконтроль, контроль мастеров, контроль ОТК, инспекциооный контр.
9. По используемым сред-ам:измерительный, регистрациооный, органолептический, визуальный, контр по образцу, технич осмотр
Класс-ция. Учет и анализ брака и рекламаций(Р) Брак – продукция, передача кот-й потребителю не допуск-ся из-за наличия в ней дефектов. Дефект-кажд.отд-ое несоотв-е прод.установл-ым треб-ям. Бывают:явные(их выявл-е регламент-о) и скрытые(их выявл-е докум-цией не продусмотр).Исправ.брак – продукция с дефектами, устранение кот-х технически возм-но и экон.целесообразно.Неисправимым браком счит-ся прод, в котор хотя бы один из дефектов невоз-но устранить.По месту выявления брак:внутризоводской и внешний. Рекламация-претензия по кач-ву ПРиУ, котор оказывает негат влиян на имидж орг-ции, вредит его репутации, подрывает доверие потребителей.По причинам возникновения брак, допущенный из-за: наруш технологии пр-ва, ошибок в технич докум-ции, работы на неправ оборудовании, некачественного сырья, пропуска дефектов ОТК на стадии пр-ва и выпуска готов продукц. Абсол.размер брака – это сумма затр на окончательно забракованные изд. и затрат на исправление этого брака. Абсол размер потерь от брака получ-ся вычитанием из абсол размера брака ст-ти брака по цене исп-я, суммы удержаний с лиц-винов суммы взыскания с поставщиков за поставку некачеств мат-ов.Относит размер брака рассчитыв процентным отношением абсол размера брака или потерь от брака соотв-но к проив-ой себест-ти продукции
Суть показателя EVA.Согласно концепции EVA стоимость компании – пред-ет собой ее балансовую ст-ть,увеличенную на тек-ю ст-ть будущих EVA. Научные исследования,доказали наличие корреляция между EVA и рыночной ст-тью.
Очевидно,что наибольший прирост ст-ти любой компании в первую очередь вызван ее инвест-ной активностью,кот.м.б.реализована как за счет собст-х так и за счет заемных источников.Осн. идея,обосновывающая целесообразность испол-ния EVA, состоит в том,что инвесторы(в лице кот-х м. выступать собственники компании) компании д.получить норму возврата за принятый риск. Капитал компании д. заработать по крайней мере ту же самую норму возврата как схожие инвест-ные риски на рынках капитала.Если данного момента не происходит,то отсутствует реальная прибыль,и акционеры не видят выгод от инвест-ной деят-сти компании.
Т.о.,полож-ное значение ЕVА характ-ет эфф-ное испол-ние кап-ла,значение ЕVА равное нулю,хар-зует опред-ного рода достижение,т.к.инвесторы владельцы компании фактически получили норму возврата,компенсирующую риск,отриц-ное значение ЕVА харак-ет неэффективное испол-ние кап-ла.
Сущ-т два осн-х варианта расчета показ-ля EVA:
1)EVA=Прибыль после выплаты налогов(NOPAT)–Средневзвешенная ст-ть капитала (COST OF CAPITAL)xИнвестированный капитал(CAPITAL employed)
2)EVA=(Норма прибыли(RATE OF RETURN)-Средневзвешенная стоимость капитала (COST OF CAPITAL))x Инвестированный капитал(CAPITAL employed)
Пок-ль EVA м.б. увеличен:
1.за счет ув-ния дохода от реал-ции и умен-ния величины затрат(экономия и оптимизация текущих издержек(сокращение нерентабельных производств и т.п.))
2.за счет оптимизации затрат на капитал.
С помощью показателя EVA также можно рассчитать стоимость компании.
Ст-стькомпании=Ранее инвестированный капитал+Текущая добавленная ст-сть
от капитальных вложений+Сумма текущих добавленных стоимостей
от новых проектов
Групповая динамика.
Осн. стадии развития группы: 1)возникновение(образ-ся новая группа) 2)формирование(образ-ние формальн.групп и формир-ние гр. мнений) 3)стабилизация (достижение опред. зрелости)
Защитные мех-мы от гр. давления: 1)отступление(молчание,высокомерие) 2)пугающая инфо. (критика, ссылки на собств. превосходство) 3)приведение в замешательство(неожид. ответы)4)формальная вежливость 5)попытки обольщения (эротические)6) превращение дела в шутку 7)пробуждение чувства виновности.
Феномены гр. жизнедеятельность: 1. Ф-н соц. лености ( раб-к работает хуже в условиях анонимности его усилий, за искл. когда совместная деят-сть увлекательна, когда работают друзья и т.д.) 2 Ф-н деиндивидуализации( потери индив. самосознания и утраты ответственности. На этот ф-н влияют: размер гр., физич. анонимность, алкогольное опьянение, отвлекающие действия). 3 Ф-н групповой поляризации(групповое обсуждение проблем в группе часто усиливает изначальные позиции членов групп. Это происх-т из-за: желания понравиться др.др, из-за сравнения своего мнения с др.) 4 Ф-н влияния меньшенства (меньшен-во в гр. может победить при след. условиях: последоват-сть действий, уверенность в своей правоте, умение привлекать сторонников) 5 Ф-н группового мышления( для гр. чувство гармонии и единства часто оказыв. важнее, чем правильно принятое решение) 6 Ф-н соц. фасилитации(когда за работой кого-то из членов гр. наблюдают, то чел-к начинает работать лучше, если работа простая и привычная, и хуже, если раб-та сложная и плохо освоена).
15. Организация групповой дискуссии.Совр-е сост-е эк-ки треб учёта больш кол-ва взаимоувя-х фак-в, а также в проц групповой дискуссии происх осозн пробл членами кол-ва и решение, кот было принято совм-но не встреч сопративл-я при реализ-и. кач-во гр-го реш-я в среднем при правильной организации групп диск-и лучше инд-го реш-я, но хуже лучшего из инд-х решений. Партисипативные- совм-е, соучастные, групповые м-ды прин реш-й. условия парт-х мет-в прин реш: 1. Ситуац-и, треб-е при прин реш вовлеч как можно большего числа раб-в(выполн-е работы всеми участ-ми групп); 2. Готовность раб-в гр-ы к реше проблем.;, 3 готовность самой орг-и к «мягким» партисип-м стилям управления. Психология совещания: 1. Когда есть возм-ть обойтись без совещ-лучше его не проводить , так как на провед-е затрач-ся значит-е кол-во средств и сил; 2. Если после провед совещ нет записи кто и что должен сделать, и сроках- бессмысленно; 3. Если в совещ прин участие больше 7 чел и длится более 2 часов- оно малоэф-но; 4. При подг к совещ в перв очередь опред тема, кот должна быть сформ-на в активном ключе (что конкретно нужно сделать). Затем опред цель совещ, опред повестка дня, кот заранее отправл всем участн совещ; 5. Оптим-е число участ-в 5-7 чел, при этом они могут меняться по мере рассмотрения вопр-в, но при эт важно сохр-ть регламент провед совещания. 6.Во вр провед совещ, ведущ совещ долж контр-ть время, корректность и достиж цели совещ.; 7. Нельзя начин совещ с критики, 8. Порядок выступления на совещ – как правило обратно пропорционально статусу выступающего; 9. Нельзя сад-ся за столом тем, у кого противоп точки зрения, 10. На совещ принято говорить «я так думаю». М-д моз-го штурма (моз-й штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — операт-й м-д реш-я проблемы на основе стимул-я творч-й актив-ти, при кот участникам обсуж-я предл-т выск-ть как можно большее кол-во вар-в реш-я, в т числе самых фантаст-х. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, кот м быть исполь-ы на практике. Явл-ся мет-м экспертного оценивания. Этапы и правила мозг-го штурма: 1. Постановка проблемы. Предвар-й этап. В начале этого этапа проблема д б четко сформул-а. Происх-т отбор участн-в штурма, опред-е ведущего и распред-е прочих ролей участ-в в завис-ти от поставл-й проблемы и выбранного спос-а провед-я штурма. 2. Генерация идей. Основной этап, от кот во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюд правила для этого этапа: Главное — кол-во идей. Полный запрет на критику и любую оценку высказ-х идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творч-й настрой. Необычные и даже абсурдные идеи привет-ся. 3. Груп-ка, отбор и оценка идей. Позволяет выделить наиб-е ценные идеи и дать оконч-й рез-т мозг-го штурма. На этом этапе оценка не огранич-я, а наоборот, привет-ся. Мет-ы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участ-и поним-т крит-и отбора и оценки идей. Для пров-я мозг-й атаки обычно создают две группы: а) учас-ки, предл-е новые вар-ты реш-я задачи; б) члены комиссии, обраб-е предл-е реш-я. Различают индив-е и кол-е моз-е атаки. Успех моз-о штурма сильно зав-т от псих-й атмосферы и актив-ти обсуж-я, поэтому роль вед-го в моз-м штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.
Отбор персонала.
Источники найма:1)внутр(внутри предпр-я)2)внеш-й(со стороны).
(1)Преимущ-ва:скорость замещения вакансии, меньше сложности с адаптацией, карьерный рост(что явл.мотиватором раб-ка), соблюдение общего уровня зарпл. (кандидаты треб-т более высок.з.п). Недостатки: меньше выбор, отсутствие притока свежих идей и инф. о нов. технологиях, отсутствие обмена опытом с другими предприятиями, проще завоевать признание у подчин-х чел-ку со стороны.Методы отбора: 1)тесты: а)личные опросники(кителла,айзенка,MMPI),б)тесты общих способностей(для одномерной оценки способностей,личности мышления,способности к слушанию, общению,для группы способ-й),в)имитационные тесты.2)прогностические методы(анкетные данные, пись. и устные харак-ки,мнение и отзывы руководителей,личные беседы).3)практические методы оценки(оц-ка на основании наблюдений).Этапы отбора:1)подготовительная работа(подготовка заявки,анализ уровня зарпл. на рынке, в орг-ции, анализ системы льгот в орг-ции) 2)поиск претендентов (реклама в СМИ, И-нет, кадр-е агентства, центры занятости, личные контакты, ВУЗы) 3)формирование базы данных о кандидатах 4) сбор предварительной инф-ции от кандид-в (предваритель-е собеседование, анализ анкетных данных, резюме, заполнение сведений о канд-те) 5)проверка инф-ции о кондид-те, 6)оц-ка кандидата,7) проверка инф-ции о состоянии здоровья, 8) серия последовательных интервью. Собеседование-позволяет составить первое впечатление о кандидате. Формы собес-я:1)беседа по схеме (единый список вопросов). Преимущ-ва:проще готовиться,сравнивать кандид-в м-у собой, Недост-ки:не полное представл-е о кандид-те, вопросы могут передаваться среди знакомых кандид-в. 2)слабоформализованная беседа (готовятся основные вопросы,остальные в процессе собеседования) 3)беседа не по схеме (готовятся только темы для собеседования: *физ.хар-ки(здоровье,внешность, манеры),*образование и опыт, *интеллект,способность к обучению,*способность к умств-му труду,комуникабель-ть, *интересы(вне работы), *диспозиции(ценностные характеристики и качество), *личное восприятие (влияние работы на личную жизнь)). Показ-ли эфф-ти отбора кадров:1)время,на заполнение вакансий,2)финансовые затраты,3)время на обучение нов. раб-в,4)доля раб.не прошедших испыт-й срок,5)время необходимое раб.для нормальной производ-ти(рабочие-3 мес,высшее руковод-во-1год),6)ур-нь нарушения труд.дисциплины среди вновь принятых,7)эфф-ть использ-я сырья и матер-в ср.вновь прин-х,8)кол-во жалоб среди нов. раб-в.
Содержание инновационного менеджмента.
Инновация – рез-тат творческ. деят-ти, получ-ой от вложения капитала в технологию, формы орга-ции труда или произв-во, обслуж-е. Иннов. процесс-- создание, освоение и распростр-е инновац. Технология- не только порядок выполн-я операций, но и выбор предметов труда, ср-тв возд-я на них, оснащение пр-ва обор-ем, приспособл-ми, инстр-ом, ср-вами контроля, сп-бы сочет. личностного и вещественных эл-тов пр-ва во времени и простр-ве, содерж-е труда, отнош-е пр-ва к осн. ср-вам.Иннов-ая деят-ть – процесс создания, освоения и использ-я инноваций. Сущность НТП – материализация научн. знаний об окруж нас мире и законов его развития. НТП имеет ресурсно-машинное выраж-е, а инновац-ый процесс – информ-но-управл-кое наполнение. Интеллектуальная экономика – хоз-ая с-ма, разв-е кот. основано на интеллект. капитале, высоких технологиях, кул-ре пр-ва.
Ф-ции инноваций:1.Произв-ная(воспроизв-ную)— выраж. процесс получ-я прибыли от инноваций и использ-е её в кач-ве ист-ков фин. рес-сов.2.инвестиц-ную— прибиль,получ-ая в рез-те иннов-й может использ-ся для инвестир-я новых проектов,выражая тем самым сод-е инвестиц.ф-ций инноваций.3.Стимулир-ую—поиск предпр-ем инновации как ист-ка прибыли определяет содерж-е стимулирующей ф-ции.
Виды:1.Продуктовая,связ.с разраб-кой и внедр-ем новой или модернизацией вып-мой пр-ции;2.Процессные,обусл-ны новшествами в осущ-нии произв-го процесса (разраб-ки новой техники,технологий,способов и методов орг-ции производства и упр-ния)3.Рыночные,основаны на дифф-ции деят-сти предпр-я на рынке (н-р: внедрение новых сп-бов продвиж-я товара)4.Соц-ные,связ. с новшествами в соц.сфере (новая система соц защиты р-ков,новые эл-ты соц-ной инфрастр-ры)5.Экон-кие,связ-ные с нововвед-ями в эк-ой сфере (новый эк-ский мех-м,новые эл-ты эк-ского инструментария)6.Эколог-кие,связ-ные с нововвед-ями в экологич сфере (новые спос утилизации отходов и т.д.)
Для орг-ции пр-са упр-я иннов. д-тью необх-мо четко сформул-ть цель упр-я (реал-ция идеи, решение пробл.), оценить свои возм-ти, сильн и слаб стороны, м-ды упр-ия, разр-ть орг-ную и произв-ную стр-ры и решить ряд др. вопр.
Особ-ти воспр-ва иннов. прод-та определили специфику предмета иннов. мен-та—с-ма воздейств-я, направл-я на воспр-во иннов-го прод-та, учитывающ-я значительный риск нововведений и обеспеч-я их конкурентосп-ть на внутр и внеш рынках с учетом послудующ утилизации.
ПРОДОЛЖЕНИЕ 58
Показатели рентабельности – это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей п/п с одной из двух сторон – ресурсы или совокупный доход в виде выручки. (рентабельности инвестиций и рентабельность продаж).
Коэффициент рентабельности инвестиций: Кр.и = Приб / Инвестиции.
1. Рентабельность собственного капитала:
Рс.к = (Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала) × 100%.
Инвестированный капитал = Совокупный объем источников финансирования (итог баланса по пассиву) – Краткосрочные обязательства.
2. Рентабельность реализации (продаж):
Рр = (Прибыль от реализ. Прод. / Выручка от реализ. Прод.) × 100%.
3. Чистая рентабельность реализации (продаж):
Рч. р = (Чистая прибыль / Выручка от реализации продукции) × 100%.
4. Рентабельность продукции:
Рпрод = (Прибыль от реализации продукции / Себестоимость продукции)× 100%.
рын-я активность - комплекс меропр-й, способств-х стабильному ее положению на р-ке капитала в плане динамики рын-х индикаторов; контроль за динамикой р-ка капитала, имеющий целью выявление общеэкон. и отрасл-х тенденций, оценку положения осн-х конкур-в и лидир-х компаний.
Доход на акцию предст. собой отнош-е ЧП, уменьш-й на величину дивидендов по привилегированным акциям, к общему числу обыкн-х акций.
Реальная ст-ть акции м. рассма-ся как ст-сть буд-х ден-х поступлений по ней, к-ые состоят из суммы ежегодно ожидаемых дивидендов и цены, по которой инвестор предполагает продать эту акцию в будущем.
Р– рын-я цена акции в текущем, руб.; D – дивиденды, к-е инвестор рассчит-т получить в году t, руб.; n – мин. необх-я норма прибыли, в долях единицы; t –номер года, ед.; Т– общее число лет, ед.; Р´– рын-я цена акции в году Т, руб.
Ценность акции= рын-я цена акции / доход на акцию.
Дивидендная доходность акции= дивиденд, выплач-й по акции / рын. цена.
Коэфф-т котировки акции = рын-я цена акции / учетная (книжная) цена.
Метод капитализации прибыли
Оценка стоимости предприятия доходным методом производится следующими методами расчета стоимости:
капитализации по норме отдачи (дисконтированием денежных потоков);
прямой капитализации.
Метод капитализации по норме отдачи прим, когда предполагается изменение буд дох и их изменение в течение опр-го прогнозного периода. Отличит-й особ-тью и гл достоинством метода явл то, что он позволяет учесть несистемат-е изменения потока дох.
М-д прямой капитализации прим при усл, что в ретроспективном пер и при составлении прогноза ур-нь дохода постоянен или со стабильными темпами роста. М-д предполагает, что пред-ие (бизнес) обладает способ-тью созд доход (приб) в буд в течение неогран-го пер вр.
В кач-ве ден потока в м-де капит-ции по норме отдачи (дискон-ие ден потока) и ме-де прямой капит-ции могут выступать: ден поток для собств капитала; бездолговой денежный поток; фактич-е или потенц-е дивиденды (как пр, для привилегированных акций); чистая прибыль; приб до уплаты нал (прибыль к налогообложению); приб до уплаты нал плюс аморт по осн средствам и немат-м активам; др.
Опр-ие коэф-та кап-ции при прим м-да прямой кап-ции производится путем вычитания из нормы дисконт-ния ожидаемых темпов роста ден потока в соотв-ии с форм-й R = r - g, где R – коэф-т кап-ции; r - норма диск-ния; g - темпы роста ден потока.
Оц ст-ти пред-тия м-дом кап-ции по норме отдачи произв-ся по ф-ле
n CFt Vterm
V = SUM --------- + ---------
t=1 (1 + rt )t (1 + rn )n
где rt,n - норма дискон-ия в году t/n Vterm - остаточная ст-ть предп-ия (реверсия в году n), д.е.; t - расчетный пер от 1 до n, лет; n - срок прогноза, лет.
Основные этапы применения метода :
1. Анализ фин-й отчет-ти, ее норм-ция(поправки) и трансформация (при необх-ти перевод на общепринятые стандарты бух учета).
2. Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована(выбор пер текущей произв-ной деят-ти, рез-ты к-го будут капитализированы).
3. Расчет адекватной ставки кап-ции(выводится из ставки дисконта путем вычета ожидаемых среднегод темпов роста приб или ден потока).
4. Определение предварительной величины стоимости(Чист приб / ставка кап-ции = Оцененная ст-ть I / R = V )
5. Проведение поправок на наличие нефункционирующих активов (если таковые имеются).
6. Проведение поправок на контрольный или неконтр-й хар-р оцениваемой доли, а также на недостаток ликвидности (если они необходимы).
77.Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия (бизнеса)
Оценка стоимости предприятия сравнительным подходом строится на принципе замещения. Сравнительный подход в оценке предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка. В сравнительном подходе выделяют три метода: Метод рынка капитала предполагает использование в качестве базы для сравнения реальные цены, выплаченные за акции аналогичных компаний на фондовых рынках. Преимущество данного метода заключается в использовании фактической информации, а не прогнозных данных, имеющих известную неопределенность. Данный метод оценивает стоимость предприятия на уровне неконтрольного (миноритарного) пакета акций. Метод сделок является частным случаем метода рынка капитала. Основан на ценах приобретения целых аналогичных предприятий, предполагает использование в качестве базы для сравнения цены акций, по которым приобретались контрольные пакеты акций или компании в целом. Метод определяет уровень стоимости контрольного (мажори тарного) пакета акций, позволяющего полностью управлять предприяти ем. Метод отраслевых коэффициентов основан на рекомендуемых соотношениях между ценой и определенными финансовыми параметра ми. Все три метода сравнительного подхода основываются на ценах за акции компанийаналогов на фондовых рынках. Рассмотрим этапы реализации указанных методов: 1. Осуществляется сбор информации о проданных предприятиях или их пакетах акций.(Рыночная (ценовая) информация Финансовая информация).
2. Осуществляется отбор аналогичных компаний по критериям.Отраслевое сходство ,Размер (прибыли),Перспективы роста ( оценщик должен определить фазу экономического развития предприятия, поскольку она определяет распределение чистой прибыли на дивидендные выплаты и затраты, связанные с развитием предприятия) Финансовый риск. Оценка финансового риска осуществляется следующими способами:
• сравнивается структура капитала или соотношение собственных и заемных средств;
• оценивается ликвидность или возможность оплачивать текущие обязательства текущими активами;
• анализируется кредитоспособность фирмы, другими словами способность привлекать заемные средства на выгодных условиях.
Качество менеджмента
Этапы санации предприятия.
1. Определение целесообразности и возможности проведения санации
2. Обоснование концепции санации
3. Определение направления осуществления
4. Выбор формы санации
5. Подбор Подготовка бизнес-плана санации
6. Расчет эффективности санации
8. Утверждение бизнес-плана санации.
9. Мониторинг реализации мероприятий бизнес-плана санации.
Развитие рынка слияний и поглощений (M&A – Mergers and Acquisitions) в Беларуси. Общий объем рынка M&A в Беларуси в последние годы, по данным экспертов, колебался от $1 млрд. в 2007 году до $1,5 млрд. в 2008 году. По итогам 2009 года общий объем рынка упал по сравнению с 2008 годом в 1,5 раза и составил около $920 млн. За первое полугодие 2010 года рынок M&A в Беларуси практически вышел на докризисный уровень.
Впрочем имеется рост не столько в денежном выражении, сколько в количестве заключаемых сделок. На сегодня это более важный показатель, чем общий объем. Ведь в предыдущие годы объем рынка слияний и поглощений был сделан преимущественно за счет продажи акций Белтрансгаза. Большой вклад внесли и операторы сотовой связи. Впрочем, вышеупомянутый совокупный объем сделок M&A является весьма условным, поскольку базируется только на открытых данных. По ряду сделок стоимость покупки-продажи является коммерческой тайной (главный специалист по М&А ЗАО «Альфа-Банк» Олег Андреев).
В качестве примеров с участием национальных игроков можно привести слияние двух частных белорусских банков (Технобанка и Белорусского индустриального банка), а также приобретение минским ритейлером «Евроопт» мозырского оператора «Нелли».
Впрочем, самой крупной в истории белорусского рынка M&A является сделка по продаже Газпрому 50% акций ОАО «Белтрансгаз». На протяжении четырех лет государство получало от российской монополии 625 млн долларов за 12,5%.
ПРОДОЛЖЕНИЕ 85
Стимулирующим фактором в развитии рынка слияний и поглощений могла бы стать объявленная государством приватизация. Санация жилищного фонда. Эксперты считают, что в Беларуси формируется интересный и динамичный рынок в сфере санации жилой недвижимости в частности и управления жилищным фондом в целом, который представляет собой новый вызов (значительный потенциал) и возможность трудоустройства большого количества специалистов в сфере недвижимости, а также широкие возможности для инвестиционных вложений большого числа инвесторов. На сегодняшний день в Беларуси насчитывается около 200 млн. м2 общей площади жилья, нуждающегося в тепловой санации (примеч. данные на 1999 г. – В.А.). Согласно Программе развития строительного комплекса Беларуси на период до 2015 года, утепление жилых домов только первых массовых серий, построенных в 1965-1975 годах, позволило бы с 2005 года экономить 256 тысяч тонн условного топлива в год, а к 2015 году общая годовая экономия энергоресурсов достигла бы 1,2 млн. тонн условного топлива. Поэтому работа по энергосбережению в Беларуси возведена в рамки государственной политики.В странах Восточной Европы работа по тепловой санации зданий является первоочередной в деятельности по экономии энергоресурсов. В Беларуси сегодня также предпринимаются практические шаги по сокращению теплопотерь при эксплуатации жилищного фонда. Так, совместно с Всемирным банком реализуется проект по энергосбережению в социальной сфере, который в числе ряда мероприятий предусматривает и утепление зданий. В рамках программы TACIS под руководством Государственного комитета Республики Беларусь по энергосбережению и энергонадзору на базе жилого дома по ул. Матусевича, 11 в Минске и жилого дома в г. Заславле осуществляется демонстрационный проект по использованию энергосберегающих технологий в жилищном секторе. По расчетами специалистов, расход тепла в их домах после проведения тепловой санации и других мероприятий снизится в ходе эксплуатации не менее, чем на 60%.Для практического применения технологии по тепловой реабилитации зданий создаются новые СНиПы по утеплению стен, реконструкции вентиляции домов, по окнам и новым материалам. В системе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Беларуси запрещено проводить ремонт без полной или частичной реабилитации жилых зданий.
89.В законах о банкротстве разных стран рассматриваются различные стадии процедур несостоят-ти, но все они, как правило, начинаются с внешнего управления имуществом должника. На этой начальной стадии внешний управляющий имеет широкие полномочия, предоставленные либо судом (Франция, Германия), либо кредиторами во внесудебных процедурах (Великобритания и еще ряд стран англосаксонской правовой системы), и позволяющие изымать и продавать имущество должника, изучать информацию о должнике, учитывать интересы кредиторов, предлагать ликвидацию, мировое соглашение или реабилитацию должника. Основными задачами, решаемыми законами о банкротстве стран с рыночной экономикой, являются следующие: 1Защита имущества предприятия-должника в интересах кредиторов и его распределен