Тесты и тестирование в психодиагностике

Первым исследователем, использовавшим в психологической литературе понятие интеллектуальных тестов, был Дж. Кеттелл. Следующий шаг был сделан французским ученым А. Бине. В 1905 году была создана первая школа по исследованию интеллекта у детей. В 1908 году – вторая реакция шкалы Бине (дети от 3 до 13 лет), шкала Стэнфорд-Бине (дети до 18 лет); введение IQ В. Штерном. Введение понятия статистической нормы.

Развитие группового тестирования: А. Отис «Альфа» и «Бета». Развитие теста специальных способностей и достижений: Ч. Спирмен – факторный анализ; Л. Терстоун – исследование специальных способностей. Появляются тесты достижений.

Классификация методов тестирования:

1. по предмету тестирования: интеллектуальные, личностные, межличностные.

2. По особенностям используемых задач: практические, образные, словесные (вербальные).

3. По характеру тестового материала: бланковые, аппаратурные.

4. По объекту оценки: процессуальные, тесты достижений, тесты состояний и свойств.

В особую группу выделяют проективные тесты. Они основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается при интерпретации многозначных объектов. Требования, предъявляемые к применению тестов:

1. социокультурная адаптированность теста

2. простота формулировок и однозначность тестовых заданий

3. ограниченное время выполнения тестовых заданий

4. наличие тестовых норм для данного теста

Компьютерная психодиагностика

Важное значение в развитии экспериментальных психодиагностических методик имеют технические средства стимуляции, регистрации и обработки информации. Использование в психодиагностике компьютерных технологий влечет за собой несколько важных эффектов:

1. автоматизация рутинных операций, таких как инструктаж испытуемого, предъявление стимулов, регистрация ответов испытуемого, ведение протокола, расчет и выдача результатов и т.п. За счет такой автоматизации повышается уровень стандартизации, точность и скорость получения выходных диагностических данных.

2. Проведение массовых психодиагностических обследований в сжатые сроки как результат оперативности обработки информации.

3. Реализация новых видов психодиагностических исследований, таких как возможность генерировать новые стимулы, регистрировать ранее недоступные параметры реакции испытуемых, оформлять психодиагностические методики в виде компьютерных игр, заменять статистические стимулы в виде текстов и рисунков на движущиеся динамические объекты и т.п.

4. Создание новых алгоритмов, распознавание образов психодиагностики и методов искусственного интеллекта.

Большое количество положительных черт компьютерного обследования не говорит о его безупречности. Проблемы взаимодействия испытуемого с автоматизированной системой еще далеки от полного устранения. При общении с компьютером могут возникать эффекты психологического барьера или сверхдоверия 3 основных направления развития компьютерной психодиагностики:

1. создание развитых баз психодиагностических данных – основная задача – унификация внутреннего представления разнотипной информации и устранение дублирования информации.

2. разработка эффективных методов анализа психодиагностической информации (корреляционный анализ, факторный анализ и др.)

3. построение интеллектуальных психодиагностических систем. Направление сформировалось в 80е годы 20 века на основе исследований искусственного интеллекта и известно как производство интеллектуальных систем.

Примерами интеллектуальных являются задачи понимания и синтеза текстов на естественном языке, понимания и синтеза речи, перевода с одного естественного языка на другой и т.п.

Теоретико-методологические подходы к исследованию личности: психоанализ (Фрейд, Юнг и др.), гуманистическая психология (Маслоу, Роджерс и др.), гештальтпсихология (Вертгеймер, Коффка и др.), динамическая теория поля Левина.

I. Психоан-з. Возн. в к. 19 в., основоп-к – З. Фрейд. Основыва-ся на положении о том, что повед-е ч-ка опр-ся не только и не столько сознанием, сколько бессозн-но. Осн. м-ды иссл-ия: м-д своб-х ассоциаций, гипноз, толков-е снов, ошибочных д-ий. В основе концепции лежит 3х уровневая стр-ра лич-ти:

СВЕРХ Я – носитель моральных запретов↓
Я или сознание

ОНО – бессозн-ная часть психики
сублимация + ← защит-ые мех-змы → – неврозы

Дост-ва конц-ии Фрейда:

1. вкл-л в объект иссл-ия пс-гии сферу бессозн-го;

2. предложил конкр. м-ды его изуч-я;

3. дал начало иссл-ию внутриличн-х конфл-ов;

4. иссл-вал роль мотивационных фак-ров, как регуляторов чел-го повед-я.

Недост-ки концепции Фрейда:

1. преувеличил роль секс-ой сферы в жизни и психике ч-ка;

2. ч-к понимался в основном как биол. сущ-во, кот. нах. в состоянии непрерывной войны с общ-вом.

Уч-ком и последователем З.Ф. был К.Юнг. Он выделил в стр-ре лич-ти 2 вида бессозн-го:

1. Индив-ое: отражает личностный опыт отд. ч-ка и состоит из переживаний, кот-ые кагда-то были созн-ми, но потом из-за забвения или подавл-я утратили свой созн. хар-р.

2. Коллек-ое: это более глубокий слой чел-ой психики, кот. сост. из психический первообразов или архитипов, предст. собой скрытые следы памяти чел-го прошлого

Юнг выд-л неск. типов л-ти:

1. экстраверсия– интроверсия,

2. рациональный– иррациональный,

3. мыслительный–рациональный,

2. ощущающий–интуитивный.

II. Гуманистическая пс-гия. Возн-ет в 50-60 гг. 20 в.. Исходит из понимания ч-ка как здоровой творч-кой лич-ти, стремящегося к самовыраж-ию, к самореализации. Отрицает прим-е экспир-ов в псохол-х иссл-ях. Любовь, творч-во,высшие цен-ти и близкие данным понятия хар-ют базисные п-ти ч-ка.

Амер. уч. А.Маслоу иссл-ет мотивацию повед-ия ч-ка, создавая иерархическую теорию:

1. физиол-е п-ти 4. п-ть в самоутв-ии.

2. п-ти в самосохр-ии. 5. п-ть в самореализации.

3. п-ть в общении.

Карл Роджерс исход. из того, что повед-е ч-ка опр-ся его внутр. мотивами, и ч-к свободен в выборе св. поступков и в опр-ии св. судьбы. Он счит., что в сознании кажд. ч-ка изнач-но заключ-ся стремление к самосохр-ю и и реализации себя в общ-ве. Представ-е о том как сможет ч-к реализ-ть себя в общ-ве составляет «реальное Я». Однако ч-к склонен предсталять себя тем, кем ему хотелось бы стать в рез-те реал-ции св. возм-тей. Это «идеальное Я». Согл. конц. Роджерса «реальное Я» часто сталк-ся с противореч-ми, по причине того, что конфл-ет с общ-вом. В то же время, общ-во д. создавать усл-я д/разв-я и реал-ции способ-тей кажд. ч-ка.

III. Гештальт психология.

Возн. в нач. 20 в. Основоп-ки К.Вертгеймер и В.Кёллер. Пон-е гештальт означ. образ, форма, орг-ция. Осн. идеи гештальтпс-гии:

1. Идея образа как целостного формирования.

2. Идея изоморфизма, указ-щая на структурное подобие психич-х и объек-х матер-ых пр-ссов(напр., соотв-е в реальных межличн-х отн-ях субъек-го переживается как психологич-й комфорт).

3. Идея ассимиляции и контраста исп-ся при восприятии ч-ка ч-ком.

В психологии данное понятие употребляется в смысле организованного целого, свойства которого не сводятся к сумме свойств его частей. Главное понятие этой психологии – понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами. Гештальтпсихологи выступали с новым пониманием предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать переживания, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. С самого начала ученые отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущения функцией. Указывается на целостный и организованный характер восприятия человеком мира, образов других людей и их поведения. Кёллер вводит понятие «inside» - это спонтанное схватывание отношений, осознаний и характера в целом. Во многих случаях имеет место достаточно точное восприятие и осознание человеком явлений внешнего мира и характера отношений между другими людьми. Широко применяется метод моделирования, с помощью которого изучается процесс образования в сознании людей того или иного целостного образа, его психологической достройки по каким-то известным человеку данным.

IV. Динамическая теория поля К. Левина.

Эта теория д. объяснить взотнош-ия ч-ка и среды, в кот. осущ-ся ж/д-ть, а также отн-ия людей др. к др. Полия – это стр-ра, в кот. соверш-ся повед-е. Инд-д д-ет в опр. среде, кот. им. р/ны с позитивной валентностью (притягивают все силы) и отриц-ой (отталкивают). Т.о. среда заряжена плюсами и минусами, направляющими приспособительную актив-ть л-ти.

95. Личность в контексте теорий черт, акцентуаций, психологических типов (Кречмер, Леонгард, Юнг)

Конституциональная типология Кречмера. Смысл состоит в том, что особенности тела влияют на психологические особенности:

1. астенический (замкнутость, упрямство, малоподдатливость к убеждению, сложность к приспособлению, окружению);

2. пикнический (легко контактируют с окружением, добродушны, веселы);

3. атлетический (спокойны, мало впечатлительны, обладают сдержанными жестами и мимикой, невысокой гибкостью мышления).

4. дипластик – тяготеют к одному из первых 3х типов.

Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных черт характера в ущерб другим (К. Леонгард). Типы акцентуации:

1. гипертимный – чрезмерно приподнятое настроение, теряется грань недозволенного, отсутствует самокритичность.

2. дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность.

3. циклотимный – в период подъема настроения ведут себя как гипертимные, в период спада – как дистимичные.

4. эмотивный – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубокие переживания по поводу малейших неприятностей.

5. тревожный – опасение за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность.

6. демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой.

7. экзальтированный – очень изменчивое настроение, яркая выраженность эмоций, словоохотливость, влюбчивость.

8. педантичный – выраженная занудливость в виде переживаний подробностей, чрезмерная точность, аккуратность, трудно переключается с одной эмоции на другую.

9. возбудимый – повышенная раздражительность, агрессивность, импульсивность, особенно в сфере влечения.

10. застревающий – «застревают» на своих чувствах, сводит счеты, не может забыть обид, в результате чего образуются навязчивые идеи.

Психологические типы

Психологические функции:

Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь.

Чувство. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.

Интуиция – это своего рода инстинктивное схватывание.

Ощущение – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение.

Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).

Используя введенные понятия, Юнг построил типологию. Для этого он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертной, так и в интровертной и определил соответственно 8 психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим». Подробные описания типов Юнг привел в своей книге «Психологические типы». Психологические типы К. Г. Юнга

  Рациональные Иррациональные
Экстраверты Экстравертный мыслительный тип Экстравертный чувствующий тип Экстравертный ощущающий тип Экстравертный интуитивный тип
Интроверты Интровертный мыслительный тип Интровертный чувствующий тип Интровертный ощущающий тип Интровертный интуитивный тип

Наши рекомендации