Тесты и тестирование в психодиагностике
Первым исследователем, использовавшим в психологической литературе понятие интеллектуальных тестов, был Дж. Кеттелл. Следующий шаг был сделан французским ученым А. Бине. В 1905 году была создана первая школа по исследованию интеллекта у детей. В 1908 году – вторая реакция шкалы Бине (дети от 3 до 13 лет), шкала Стэнфорд-Бине (дети до 18 лет); введение IQ В. Штерном. Введение понятия статистической нормы.
Развитие группового тестирования: А. Отис «Альфа» и «Бета». Развитие теста специальных способностей и достижений: Ч. Спирмен – факторный анализ; Л. Терстоун – исследование специальных способностей. Появляются тесты достижений.
Классификация методов тестирования:
1. по предмету тестирования: интеллектуальные, личностные, межличностные.
2. По особенностям используемых задач: практические, образные, словесные (вербальные).
3. По характеру тестового материала: бланковые, аппаратурные.
4. По объекту оценки: процессуальные, тесты достижений, тесты состояний и свойств.
В особую группу выделяют проективные тесты. Они основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается при интерпретации многозначных объектов. Требования, предъявляемые к применению тестов:
1. социокультурная адаптированность теста
2. простота формулировок и однозначность тестовых заданий
3. ограниченное время выполнения тестовых заданий
4. наличие тестовых норм для данного теста
Компьютерная психодиагностика
Важное значение в развитии экспериментальных психодиагностических методик имеют технические средства стимуляции, регистрации и обработки информации. Использование в психодиагностике компьютерных технологий влечет за собой несколько важных эффектов:
1. автоматизация рутинных операций, таких как инструктаж испытуемого, предъявление стимулов, регистрация ответов испытуемого, ведение протокола, расчет и выдача результатов и т.п. За счет такой автоматизации повышается уровень стандартизации, точность и скорость получения выходных диагностических данных.
2. Проведение массовых психодиагностических обследований в сжатые сроки как результат оперативности обработки информации.
3. Реализация новых видов психодиагностических исследований, таких как возможность генерировать новые стимулы, регистрировать ранее недоступные параметры реакции испытуемых, оформлять психодиагностические методики в виде компьютерных игр, заменять статистические стимулы в виде текстов и рисунков на движущиеся динамические объекты и т.п.
4. Создание новых алгоритмов, распознавание образов психодиагностики и методов искусственного интеллекта.
Большое количество положительных черт компьютерного обследования не говорит о его безупречности. Проблемы взаимодействия испытуемого с автоматизированной системой еще далеки от полного устранения. При общении с компьютером могут возникать эффекты психологического барьера или сверхдоверия 3 основных направления развития компьютерной психодиагностики:
1. создание развитых баз психодиагностических данных – основная задача – унификация внутреннего представления разнотипной информации и устранение дублирования информации.
2. разработка эффективных методов анализа психодиагностической информации (корреляционный анализ, факторный анализ и др.)
3. построение интеллектуальных психодиагностических систем. Направление сформировалось в 80е годы 20 века на основе исследований искусственного интеллекта и известно как производство интеллектуальных систем.
Примерами интеллектуальных являются задачи понимания и синтеза текстов на естественном языке, понимания и синтеза речи, перевода с одного естественного языка на другой и т.п.
Теоретико-методологические подходы к исследованию личности: психоанализ (Фрейд, Юнг и др.), гуманистическая психология (Маслоу, Роджерс и др.), гештальтпсихология (Вертгеймер, Коффка и др.), динамическая теория поля Левина.
I. Психоан-з. Возн. в к. 19 в., основоп-к – З. Фрейд. Основыва-ся на положении о том, что повед-е ч-ка опр-ся не только и не столько сознанием, сколько бессозн-но. Осн. м-ды иссл-ия: м-д своб-х ассоциаций, гипноз, толков-е снов, ошибочных д-ий. В основе концепции лежит 3х уровневая стр-ра лич-ти:
СВЕРХ Я – носитель моральных запретов↓
Я или сознание
↑
ОНО – бессозн-ная часть психики
сублимация + ← защит-ые мех-змы → – неврозы
Дост-ва конц-ии Фрейда:
1. вкл-л в объект иссл-ия пс-гии сферу бессозн-го;
2. предложил конкр. м-ды его изуч-я;
3. дал начало иссл-ию внутриличн-х конфл-ов;
4. иссл-вал роль мотивационных фак-ров, как регуляторов чел-го повед-я.
Недост-ки концепции Фрейда:
1. преувеличил роль секс-ой сферы в жизни и психике ч-ка;
2. ч-к понимался в основном как биол. сущ-во, кот. нах. в состоянии непрерывной войны с общ-вом.
Уч-ком и последователем З.Ф. был К.Юнг. Он выделил в стр-ре лич-ти 2 вида бессозн-го:
1. Индив-ое: отражает личностный опыт отд. ч-ка и состоит из переживаний, кот-ые кагда-то были созн-ми, но потом из-за забвения или подавл-я утратили свой созн. хар-р.
2. Коллек-ое: это более глубокий слой чел-ой психики, кот. сост. из психический первообразов или архитипов, предст. собой скрытые следы памяти чел-го прошлого
Юнг выд-л неск. типов л-ти:
1. экстраверсия– интроверсия,
2. рациональный– иррациональный,
3. мыслительный–рациональный,
2. ощущающий–интуитивный.
II. Гуманистическая пс-гия. Возн-ет в 50-60 гг. 20 в.. Исходит из понимания ч-ка как здоровой творч-кой лич-ти, стремящегося к самовыраж-ию, к самореализации. Отрицает прим-е экспир-ов в псохол-х иссл-ях. Любовь, творч-во,высшие цен-ти и близкие данным понятия хар-ют базисные п-ти ч-ка.
Амер. уч. А.Маслоу иссл-ет мотивацию повед-ия ч-ка, создавая иерархическую теорию:
1. физиол-е п-ти 4. п-ть в самоутв-ии.
2. п-ти в самосохр-ии. 5. п-ть в самореализации.
3. п-ть в общении.
Карл Роджерс исход. из того, что повед-е ч-ка опр-ся его внутр. мотивами, и ч-к свободен в выборе св. поступков и в опр-ии св. судьбы. Он счит., что в сознании кажд. ч-ка изнач-но заключ-ся стремление к самосохр-ю и и реализации себя в общ-ве. Представ-е о том как сможет ч-к реализ-ть себя в общ-ве составляет «реальное Я». Однако ч-к склонен предсталять себя тем, кем ему хотелось бы стать в рез-те реал-ции св. возм-тей. Это «идеальное Я». Согл. конц. Роджерса «реальное Я» часто сталк-ся с противореч-ми, по причине того, что конфл-ет с общ-вом. В то же время, общ-во д. создавать усл-я д/разв-я и реал-ции способ-тей кажд. ч-ка.
III. Гештальт психология.
Возн. в нач. 20 в. Основоп-ки К.Вертгеймер и В.Кёллер. Пон-е гештальт означ. образ, форма, орг-ция. Осн. идеи гештальтпс-гии:
1. Идея образа как целостного формирования.
2. Идея изоморфизма, указ-щая на структурное подобие психич-х и объек-х матер-ых пр-ссов(напр., соотв-е в реальных межличн-х отн-ях субъек-го переживается как психологич-й комфорт).
3. Идея ассимиляции и контраста исп-ся при восприятии ч-ка ч-ком.
В психологии данное понятие употребляется в смысле организованного целого, свойства которого не сводятся к сумме свойств его частей. Главное понятие этой психологии – понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами. Гештальтпсихологи выступали с новым пониманием предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать переживания, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. С самого начала ученые отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущения функцией. Указывается на целостный и организованный характер восприятия человеком мира, образов других людей и их поведения. Кёллер вводит понятие «inside» - это спонтанное схватывание отношений, осознаний и характера в целом. Во многих случаях имеет место достаточно точное восприятие и осознание человеком явлений внешнего мира и характера отношений между другими людьми. Широко применяется метод моделирования, с помощью которого изучается процесс образования в сознании людей того или иного целостного образа, его психологической достройки по каким-то известным человеку данным.
IV. Динамическая теория поля К. Левина.
Эта теория д. объяснить взотнош-ия ч-ка и среды, в кот. осущ-ся ж/д-ть, а также отн-ия людей др. к др. Полия – это стр-ра, в кот. соверш-ся повед-е. Инд-д д-ет в опр. среде, кот. им. р/ны с позитивной валентностью (притягивают все силы) и отриц-ой (отталкивают). Т.о. среда заряжена плюсами и минусами, направляющими приспособительную актив-ть л-ти.
95. Личность в контексте теорий черт, акцентуаций, психологических типов (Кречмер, Леонгард, Юнг)
Конституциональная типология Кречмера. Смысл состоит в том, что особенности тела влияют на психологические особенности:
1. астенический (замкнутость, упрямство, малоподдатливость к убеждению, сложность к приспособлению, окружению);
2. пикнический (легко контактируют с окружением, добродушны, веселы);
3. атлетический (спокойны, мало впечатлительны, обладают сдержанными жестами и мимикой, невысокой гибкостью мышления).
4. дипластик – тяготеют к одному из первых 3х типов.
Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных черт характера в ущерб другим (К. Леонгард). Типы акцентуации:
1. гипертимный – чрезмерно приподнятое настроение, теряется грань недозволенного, отсутствует самокритичность.
2. дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность.
3. циклотимный – в период подъема настроения ведут себя как гипертимные, в период спада – как дистимичные.
4. эмотивный – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубокие переживания по поводу малейших неприятностей.
5. тревожный – опасение за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность.
6. демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой.
7. экзальтированный – очень изменчивое настроение, яркая выраженность эмоций, словоохотливость, влюбчивость.
8. педантичный – выраженная занудливость в виде переживаний подробностей, чрезмерная точность, аккуратность, трудно переключается с одной эмоции на другую.
9. возбудимый – повышенная раздражительность, агрессивность, импульсивность, особенно в сфере влечения.
10. застревающий – «застревают» на своих чувствах, сводит счеты, не может забыть обид, в результате чего образуются навязчивые идеи.
Психологические типы
Психологические функции:
Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
Чувство. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.
Интуиция – это своего рода инстинктивное схватывание.
Ощущение – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение.
Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).
Используя введенные понятия, Юнг построил типологию. Для этого он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертной, так и в интровертной и определил соответственно 8 психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим». Подробные описания типов Юнг привел в своей книге «Психологические типы». Психологические типы К. Г. Юнга
Рациональные | Иррациональные | |
Экстраверты | Экстравертный мыслительный тип Экстравертный чувствующий тип | Экстравертный ощущающий тип Экстравертный интуитивный тип |
Интроверты | Интровертный мыслительный тип Интровертный чувствующий тип | Интровертный ощущающий тип Интровертный интуитивный тип |