Классификация психодиагностических методик. Характеристика видов психодиагностических методик, используемых в современной психодиагностической практике.
Классификация методов психодиагностики
1. Тип применяемых в методике тестовых задач:
- опросные методики – используются вопросы.
- Утверждающие – используются некоторые рассуждения или утверждения, с которыми испытуемый выражает свое согласие или несогласие.
- Продуктивные – применяется тот или иной вид собственной творческой продукции испытуемого.
- Действенные – испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии.
- Физиологические – производятся на основе анализа непроизвольных физиологических реакций организма.
Чаще всего используют опросные методы.
2. Адресат используемого в тестовой методике материала:
- сознательные методы – обращенные к сознанию.
- Бессознательные методы.
3. Форма представления тестового материала испытуемым:
- бланковые методы – представляют собой материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме.
- Технические методы – представление материала в аудио, видео форме.
- Сенсорные методы – представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств.
Чаще всего используются бланковые методы.
4. характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики:
- объективные методы
- субъективные методы.
5. Внутреннее строение методики:
- мономерные методы – оценивается единственное качество или свойство.
- Многомерные методы.
В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в научных понятиях, а во втором – через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Методы делят на научные и практические.
Кроме этого выделяют:
1. Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого. Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.
2. Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы. Недостатки:
ð субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
ð эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
3. Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.
4. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.
5. Объективно– манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.
Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам: валидность, надежность, однозначность, точность
1. валидность (полноценный, пригодный, соответствующий) – характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психического качества, для которого она предназначается. Валидность может быть теоретической и практической. Теоретическая определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым посредством других методик. Практическая проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Валидность может быть внутренней и внешней. Внутренняя означает соответствие содержащихся в методике заданий, суждений и т.п. общей цели и смыслу методики в целом. Внешняя = практической.
Рассмотрим критерии, по которым можно практически судить, является ли данная методика валидной или нет:
1. поведенческие показатели
2. достижения испытуемого в различных видах деятельности – учебной, трудовой и т.п.
3. данные, свидетельствующие о выполнении различных контрольных проб и заданий.
4. данные, получаемые при помощи других методик – валидных, связь которых установлена с проверяемой методикой.
2. надежность – характеризует возможность получения с помощью методики устойчивых показателей. Надежность можно установить 2 способами:
1. путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми.
2. путем сравнения результатов, получаемых при помощи применения одной и той же методики в идентичных условиях.
3. Точность – отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства. Чем точнее методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества.
4. Однозначность – характеризуется тем, в какой степени, получаемые с ее помощью данные, отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.
Кроме применяемой методики на результаты психодиагностики влияют и другие факторы:
- возраст испытуемого
- индивидуальная или групповая форма проведения диагностики
- ситуация в диагностике
- поведение экспериментатора во время диагностики
- время проведения тестирования