Классификация психодиагностических методик. Характеристика видов психодиагностических методик, используемых в современной психодиагностической практике.

Классификация методов психодиагностики

1. Тип применяемых в методике тестовых задач:

- опросные методики – используются вопросы.

- Утверждающие – используются некоторые рассуждения или утверждения, с которыми испытуемый выражает свое согласие или несогласие.

- Продуктивные – применяется тот или иной вид собственной творческой продукции испытуемого.

- Действенные – испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии.

- Физиологические – производятся на основе анализа непроизвольных физиологических реакций организма.

Чаще всего используют опросные методы.

2. Адресат используемого в тестовой методике материала:

- сознательные методы – обращенные к сознанию.

- Бессознательные методы.

3. Форма представления тестового материала испытуемым:

- бланковые методы – представляют собой материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме.

- Технические методы – представление материала в аудио, видео форме.

- Сенсорные методы – представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств.

Чаще всего используются бланковые методы.

4. характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики:

- объективные методы

- субъективные методы.

5. Внутреннее строение методики:

- мономерные методы – оценивается единственное качество или свойство.

- Многомерные методы.

В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в научных понятиях, а во втором – через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Методы делят на научные и практические.

Кроме этого выделяют:

1. Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого. Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

2. Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы. Недостатки:

ð субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;

ð эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

3. Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

4. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.

5. Объективно– манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам: валидность, надежность, однозначность, точность

1. валидность (полноценный, пригодный, соответствующий) – характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психического качества, для которого она предназначается. Валидность может быть теоретической и практической. Теоретическая определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым посредством других методик. Практическая проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Валидность может быть внутренней и внешней. Внутренняя означает соответствие содержащихся в методике заданий, суждений и т.п. общей цели и смыслу методики в целом. Внешняя = практической.

Рассмотрим критерии, по которым можно практически судить, является ли данная методика валидной или нет:

1. поведенческие показатели

2. достижения испытуемого в различных видах деятельности – учебной, трудовой и т.п.

3. данные, свидетельствующие о выполнении различных контрольных проб и заданий.

4. данные, получаемые при помощи других методик – валидных, связь которых установлена с проверяемой методикой.

2. надежность – характеризует возможность получения с помощью методики устойчивых показателей. Надежность можно установить 2 способами:

1. путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми.

2. путем сравнения результатов, получаемых при помощи применения одной и той же методики в идентичных условиях.

3. Точность – отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства. Чем точнее методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества.

4. Однозначность – характеризуется тем, в какой степени, получаемые с ее помощью данные, отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.

Кроме применяемой методики на результаты психодиагностики влияют и другие факторы:

- возраст испытуемого

- индивидуальная или групповая форма проведения диагностики

- ситуация в диагностике

- поведение экспериментатора во время диагностики

- время проведения тестирования

Наши рекомендации