Диалог. Условия возникновения диалога. Виды диалогов, их характеристика. Роль диалога в профессиональной деятельности работников СКС и Т
Диалог как форма речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка. Диалог – это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой с постоянной сменой ролей. Если какой-либо из партнеров отказывается от своей реплики, то диалог превращается в монолог. Если оба – то общение прекращается. Выделяют 2 класса диалога:
1. информационный – характерен для ситуации, когда к началу общения у собеседников имеется разрыв в знаниях.
2. Интерпретационный – характеризуется тем, что знания примерено равны, но получают разную интерпретацию.
Условия возникновения диалога.
1. Достаточная информативность. Достигается не только за счет новизны информации, а при помощи языковых средств, подчеркивающих новый аспект в восприятии общеизвестной информации.
2. исходный (хотя бы небольшой) разрыв в знаниях, то есть если партнеры нее будут сообщать друг другу новые неизвестные информации, а начнут обмениваться общеизвестными истинами, то диалог не состоится
3. Потребность в общении. Возникает в ситуации, когда имеющиеся у субъекта знания о предмете общения оказываются недостаточными.
4. Детерминизм, т.е. соблюдение причинно-следственной связи.
5. Требование общей памяти, т.е. говорящие должны иметь минимум запас сведений о прошлом.
6. Необходимы хотя бы небольшие общие языковые знания.
7. Семантическая связность диалога (подразумевает возможность подобрать ответную реплику, которая придала бы смысл диалогу).
Виды диалогов, их характеристика
1. Событийный (информационный). Свойственен любой сфере общения (бытовой, деловой, профессиональной). Его закономерности: - всегда есть предмет общения; - осуществление тактики принятия партнера; - реализация ситуации партнерства в общении; - самопрезентация личности.
2. Деловой (конвенциальный). Характеризуется четкой ролевой дифференциацией. Основные закономерности: - не всегда есть предмет общения; - осуществление тактики принятия партнера; - ситуация партнерства реализуется лишь в соответствии с ролью; - самопрезентация согласно своей роли.
Основные разновидности:- бытовой разговор (незапланированность, большое разнообразие тем и используемых языковых средств, частые отклонения от темы, отсутствие целевых установок, самопрезентация личности, разговорный стиль речи);
- деловая беседа (дифференциальный подход к предмету обсуждения, быстрота реагирования и высказывания партнеров, критическая оценка мнений, ощущение сопричастности и полезности в решение затронутой в беседе проблемы);
- собеседование; - интервью; - переговоры.
Уровни диалогического общения.
Известно, что общение бывает разным по качеству, характеру, впечатлений, которое на нас производит. Чтобы описать эту дифференциацию, было введено понятие «уровни общения»
1. Примитивный – партнеры грубы друг с другом, невежливы и общаются только в ситуации острой необходимости.
2. Манипулятивный – фальшь, отношение к человеку, как к предмету, необходимому для достижения какой – либо цели. В отличие от примитивного, манипулятивное общение предполагает вежливость, такт.
3. Ролевой (стандартизированный) – общение в пределах социальных ролей «контакт масок». С партнером общаются как с исполнителем соответствующей роли (на работе, за праздничным столом)
4. Конвенциональный (уровень соглашения) – собеседник – милость, с мнением которого надо считаться. Уровень доступен людям, владеющим моральными нормами и обладающий культурным повелением. Доброжелательностью.
5. Деловой – между коммуникантами, которых соединяет отношения сотрудничества, которые видят друг в друге товарищей по общему делу.
6. Игровой – превосходит другие уровни тонкостью содержания и богатством оттенков, так называемое «праздничное общение» свойственно для друзей, влюбленных (флирт).
7. Духовный – партнеры понимают друг друга с помощью слова и воспринимают друг друга как личность.
Целью вступления в диалог может являться стремление добиться от человека определенных действий. Такое общение называется деятельностным (целевым). В этом случае каждый человек относиться как к средству достижения цели. Общение при этом на первом и втором уровнях.
Если в контакт вступают представители разных социальных групп, занимающие разные положение внутри 1 социальной группы и цель такого общения - подтвердить положение в обществе ли внутри группы – социальное (межгрупповое) общение.Происходит на 3 или 5 уровне, невозможен переход на 4 уровень и следующие. Собеседник относится к партнеру, как атрибуту, без которых общение невозможно. Манера держаться, зависит от собственной социальной роли (от положения внутри социальной группы, выбор языковых средств), тема разговора зависит от правил этикета (бытового или делового).
Межличностное (психологическое) общение.Происходит на 6 и 7 уровне. Отношение к партнеру как к индивидуальной, неповторимой личности. Цель диалога 0- сам процесс общения. Называют дружеским общением, не имеет значение положение в обществе, социальный статус, роль. Манера поведения естественная. Стиль ведения диалога зависит от ситуации. Возникающие разногласия могут привести к дискуссиям, спорам, которые отличаются уважением к собеседнику и его мнению.
Роль диалога в профессиональной деятельности работников СКС и Т