Управление, манипулирование потребностями и их регулирование. Формы и методы воздействия на потребности
2 формы воздействия на потребности:
а) стихийная (формирование потребности)- обычаи, традиции, примеры предков и т.д.
б) сознательная (управление потребностями) – опирается на рациональные формы: правовые законы, теории и т.д.
С возникновением буржуазии и созданием теории общественного договора, учений о естественных правах человека, о разделении властей и других, обосновывавших демократизм политического управления обществом, формирование потребностей превращается в управление ими. Если раньше воздействие общества на потребности осуществлялось стихийно, то с ХVIII века европейское общество перешло к сознательному воздействию на потребности посредством рациональных форм. Отсюда и понимание потребностей стало иным, в нем на первый план выдвинулось осознание их человеком.
На управление влияет такой фактор, как характер политической системы. Он определяет специфику управления, его формы и методы.
Манипулирование и регулирование потребностями.
Манипулирование потребностями (это присуще диктаторским и тоталитарным обществам), означает такое управление, которое осуществляется в интересах одного господствующего класса и не учитывается потребности и интересы других социальных слоев и групп (идеология). В манипулировании потребностями людей основной упор делается на идеологическую обработку сознания человека в интересах господствующей социальной группы.
Регулирование потребностей – это такое управление ими, которое осуществляется в интересах не одной, а всех групп в обществе, их компромиссное согласование в целях максимально возможного удовлетворения (в регулировании играет реклама – она нацеливает потребителя и помогает сориентироваться). регулирование означает разъяснение каждой социальной группе ее потребностей и интересов, т.е. потребительское просвещение индивидов, малых и больших социальных групп, народа в целом. Регулирование включает обязательно компромиссное согласование потребностей разных групп и максимально возможное их удовлетворение. Регулирование не исключает выработку новых потребностей у людей на основе новейших открытий в науке, технике и технологии, которые позволяют разрабатывать новые объекты потребления. И разумеется, регулирование обеспечивает наиболее полное как в количественном, так и в качественном отношении удовлетворение потребностей. Огромную роль в регулировании потребностей и интересов играет реклама.
Стихийное формирование потребностей не исчезает с возникновением сознательного регулирования уже хотя бы потому, что не исчезла религия, ее влияние на умы и чувства людей в современном мире еще очень велико. Кроме того, стихийно складываются у людей многие потребности под влиянием условий их повседневной жизни, конкретно-исторических обстоятельств, особенностей социальной сферы.
Однако наиболее общее воздействие в целом на потребности в современном обществе осуществляется не стихийно, а сознательно посредством регулирования потребностей.
Формы и методы воздействия на потребности. Наиболее общими формами являются:
· материальные (связаны с преобразованием не только материальных потребностей (что вполне понятно), но и духовных потребностей, когда воздействие осуществляется в направлении их материальных носителей (выразителей духовных ценностей, материальных возможностей как основы удовлетворения духовных потребностей – финансовых, технических, организационных и т.д.). Наиболее общая материальная форма конкретизируется в общих формах, которые зависят от сфер общественной жизнедеятельности и соответствующих им материальных общественных потребностей: в экономической форме воздействия на потребности, политической, правовой, медицинской, бытовой, спортивно-физкультурной).
· духовные формы – не ограничиваются духовными потребностями и оказывают влияние на материальные потребности через психику человека. При этом возможно воздействие по двум направлениям: на бессознательную часть психики и на сознание. Помимо этого наиболее общая духовная форма конкретизируется в общих формах, обусловленных содержанием духовных общественных потребностей: в нравственной форме воздействия на потребности, эстетической, научной, философской, религиозной.
Методы воздействия на потребности можно классифицировать по разным основаниям.
1) Материальные методы воздействия влияют на состояние и динамику потребностей посредством воздействия на объекты материальных потребностей и на материальные носители духовных ценностей (Материальные методы отличаются от материальных форм тем, что они характеризуют процесс преобразования потребностей в материальном направлении. Методы предполагают материальные преобразование соответствующих предметов (объектов или носителей). Материальными методами осуществляется предметное, чувственно воспринимаемое преобразование, пространственное перемещение, уничтожение, изменение количества объектов (или носителей) потребностей, улучшение или ухудшение их качества и т.п.).
2) Духовные методы в отличие от материальных методов воздействуют не на объект, а на субъекта, на его потребности (причем как материальные, так и духовные). И воздействие это осуществляется через психику человека. Наиболее общая классификация духовных методов связана с воздействием на сознательную или бессознательную часть индивидуальной психики. На сознание воздействуют прежде всего абстрактно-логическими методами (суждениями, умозаключениями, логическими доказательствами, объяснениями, ссылками на научные данные, убеждениями и т.д.) и методами, воздействующими через сознание на чувства и эмоции (например, методы внушения, заражения, подражания и т.п.). На подсознание (бессознательное) воздействуют такими специальными методами, как гипнотический, кинематографический метод 25-го кадра и другие.
Наиболее общей системой разнообразных методов воздействия на потребности является социально-культурное программирование – «научно обоснованный процесс создания новой или перспективной имеющейся социально-культурной деятельности, обладающей своей спецификой и технологией».