Методы активизации творческой деятельности
Ассоциативные методы
1 Метод каталогов. Берётся пакет (каталог) понятий, методов, алгоритмов в одной области знания и используется для творчества в другой.
2 Метод фокальных объектов. Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект (услугу), который лежит в фокусе переноса.
3 Метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Он отличается от предыдущего метода тем, что в качестве фокального объекта берётся не один, а цепь (гирлянда) сходных объектов, которая сопоставляется по каждому понятию, входящему в неё, с признаками случайно выбранных объектов. И на этом сопоставлении генерируются новые идеи.
Метод мозгового штурма
Изобретатель данного метода А. Осборн, предложил разделить во времени процессы генерирования идей и их критическую оценку. Причём проводить эти два процесса должны разные люди. Правило применения «метода мозгового штурма»:
1. Подбирается группа (6-12 человек) «генераторов идей». В ней желательно иметь людей, склонных к абстрагированию, обладающих буйной фантазией. Творческая задача ставится перед ними только в общих чертах.
2. Члены группы должны выдать как можно больше идей за отведённое время. Следует свободно высказывать любые идеи: фактические и реальные, серьёзные и шутливые, правильные и неправильные и т. д. Идеи высказываются без доказательства и все фиксируются.
3. При генерации идей запрещена всякая критика как словесная, так и молчаливая.
4. Экспертизу и отбор идей после окончания их генерирования осуществляет другая группа людей с аналитическим и критическим складом ума. Члены этой группы тщательно и всесторонне осмысливают все идеи, даже несерьёзные, шутливые, абстрактные.
5. Процессом решения творческой задачи управляет руководитель мозгового штурма, который обеспечивает соблюдение всех правил без приказаний и критики. Он лишь задаёт различные вопросы, что-то подсказывает или уточняет задачу.
Метод контрольных вопросов
Это метод основан на использовании специально составленных вопросов, позволяющих в форме монолога инноватора, обращённого к самому себе, либо в форме группового обсуждения решать творческие задачи.
Методика использования синектических методов
Основное правило данного метода – никогда не идти проторенной дорогой, избегать привычных шаблонов и, таким образом, преодолевать психологические барьеры в творчестве. Это достигается применением следующих приёмов:
1. Прямая аналогия – поиск сходных процессов, структур, явлений из совершенно других.
2. Личная аналогия – это такое уподобление, при котором надо представить себя изучаемым процессом, явлением и таким образом проникнуть в его механизм действия.
3. Символическая аналогия – это использование абстрактных, мысленных конструкций или художественных образов для уподобления творческой задаче или способам её решения.
4. Фантастическая аналогия – это введение какого-либо фантастического существа, выполняющего то, что требуется по условиям задачи, или какие-либо фантастические средства, которые действуют «как в сказке», не считаясь с законами природы.
Очень близко примыкает к синектике метод преодоления инерционного эффекта мышления. Данный метод, преследует ту же цель, что и синектика – разрушить стереотипы мыслительного процесса, увидеть новое в уже известном.
Дискуссия как инновационный метод
Дискуссия как специфический коллективный метод творчества предполагает определённую подготовку её участников. Она включает следующие действия и мероприятия.
1. Информирование участников дискуссии о её теме и целях, о порядке дискутирования, о требованиях к форме подачи материала и времени выступления каждого, о необходимости активного участия каждого в дискуссии.
2. Предварительное позиционирование участников. Роли участников дискуссии: докладчики, оппоненты, рецензенты, содействующие главному докладчику, критикующие его и т. д.
3. Соревнования между участниками, поскольку это мобилизует усилия, концентрирует силы и в итоге значительно повышает продуктивность работы творческой группы.
4. Необходимо объединить индивидуальные действия участников в единую групповую деятельность и подчинить её достижению общей цели, решению единой задачи.
5. Сам процесс проведения дискуссии. Выделяют три этапа:
- введение участников в дискуссию. Уточняется тема, цели и регламент дискуссии, если произошли какие-то изменения в последний момент, организуется экспертная группа и объясняются её функции: вынесение оценок выступающим и содержательное обобщение материала;
- основной этап дискуссии включает выступления докладчиков, вопросы докладчикам и ответы на них, выступления в прениях, реплики всем выступающим и ответы на них;
- завершение дискуссии, подведение итогов. Экспертная группа обобщает наработанный материал, фиксирует наиболее ценные и важные результаты дискуссии. С заключительным словом выступает организатор дискуссии.