Основные критерии оценки инновационных проектов в социально-культурном сервисе и туризме

Общие критерии оценки ИП в скс и т:

1. Социально-культурные критерии:

- качество жизни;

- культура;

- образование, просвещение;

- свободное время;

- отдых, развлечения.

2. Научно-технические критерии:

- вклад в развитие сферы скс и т региона, области, конкретного местонахождения фирмы;

- степень (вероятность) реализуемости проекта;

3. Экономические критерии:

- затраты на инновационный проект;

- ожидаемая прибыль.

Оценки: 1 - очень низкая оценка, 2 - низкая 3 - удовлетворительная оценка, 4 - высокая оценка, 5 - очень высокая оценка.

Для получения полной оценки ИП экспертам необходимо оценить каждую позицию, а затем на основе обобщённой оценки принимать решение об эффективности проекта в целом.

Государственные органы выделяют в качестве приоритетных те ИП, которые имеют особое значение для народного хозяйства в целом, и оказывают им поддержку в разных формах. В этой связи государственные органы устанавливают основные показатели эффективности ИП:

- коммерческая эффективность, финансовые последствия реализации проекта для его участников;

- бюджетная, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов;

- народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты на реализацию проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников ИП и допускающие стоимостное измерение.

Творчество в профессиональной деятельности специалиста в сфере СКС и Т. Традиции и новаторство в СКС и Т. Творчество – двигатель развития СКС и Т. Творчество как необходимая характеристика специалиста

Традиции и новаторство

Конкретное решение проблемы традиций и новаторства можно выразить в тех требованиях:

- Необходимо ценить труд и материальные достижения предшествующих поколений.

- То, что берётся из наследия прошлого, не может быть использовано без определённых преобразований.

- Учитывая цикличность многих процессов общественной жизни надо использовать старое в качестве основы, существенного момента при созидании нового.

Новаторство, созидание нового при инновационном развитии скс и т тоже требует соблюдения определённых условий:

- новое всегда следует рассматривать в контексте исторического развития общества в целом, духовной культуры, сферы скс и т, конкретного вида социокультурных и туристских услуг;

- правильное понимание сути нового должно исходить из оценки его содержания, а не внешних, формальных черт, сторон, качеств;

- истинно новое отличается от старого как по содержанию, так и по форме, ибо новое содержание всегда требует соответствующей ему формы.

Творчество – двигатель развития СКС и Т

В настоящее время ни одна вещь, ни один процесс, ни одна услуга в жизни людей не обходятся без предварительной профессиональной, всесторонней творческой проработки.

В сфере скс и т творчество превратилось в постоянно действующий двигатель развития. В современном мире без инновационного творчества невозможно приобрести конкурентные преимущества на рынке с-к и т услуг.

Творчество является необходимым средством развития и содержания в деятельности социокультурной сервисной фирмы:

- При внедрении новой социокультурной услуги качественно меняется содержание, что позволяет говорить о принципиальной новизне услуги.

- При использовании культурно-исторических событий, явлений, реальных предметов и т. п. в социокультурном сервисе происходит творческий процесс конструирования услуги.

- Изменение содержания социокультурной услуги может происходить в результате внедрения новой техники или технологии.

Творчество как необходимая характеристика специалиста

Творчество как важнейшая и необходимая характеристика менеджера по инновациям в сфере скс и т есть показатель его ума. У менеджера по инновациям должен быть, прежде всего, творческий ум. Выражением такого ума являются следующие качества.

1. Самостоятельность мышления (умение выдвигать новые идеи услуг, технологий и т. д), способность находить неординарные решения в кризисных ситуациях.

2. Смелость мысли (ответственность за принимаемые решения), не надеяться на других, не перекладывать решение важных вопросов на других и т. п.

3. Сознательное усвоение и творческая переработка опыта, накопленного другими в сфере скс и т, в инновационном менеджменте. Чем больше специалист усвоил опыт других людей, тем больше у него будет шансов не изобретать велосипед, тем прозорливее он будет в видении нового, в принятии нестандартных решений.

4. Широта ума характеризует объём знаний не только в профессиональной сфере, но и в смежных областях.

5. Глубина ума – умение постигать сущность вещей, явлений, процессов, видеть закономерности и тенденции их развития.

6. Гибкость ума выражается в умении ассоциативно связывать разные области знания, мыслить по аналогии, быстро переходить от одних действий к другим с целью адаптации к изменениям рыночных условий.

Вторая сторона творческого специалиста – его интуиция. Если ум представляет сознательную сторону творчества, то интуиция – бессознательную. Интуицией обозначают в науке то, что в обиходе называют шестым чувством, внутренним голосом.

Интуиция является необходимой стороной профессиональной деятельности творческого специалиста в любой сфере общественной жизни. Интуиция должна постоянно взаимодействовать с сознательными, логическими размышлениями.

Организация и управление социокультурным творчеством. Основные принципы управления творческим коллективом. Планирование социокультурного творчества

Оптимальная величина группы составляет 7-8 человек. Успех в деятельности творческого коллектива во многом зависит от того, соблюдаются ли в управлении следующие основные принципы.

1. Принцип информативности о существе проблемы. Деятельность работников в творческом коллективе связана друг с другом.

2. Принцип превентивной оценки работы требует при обнаружении каждого новшества производить тотчас же и его оценку.

3. Принцип инициативы снизу, т. е. ни одна идея, ни одно замечание, поступающее от разработчиков проблемы не должны оставаться без внимания руководителя творческой группы, какими бы «дикими» ни казались они ему.

4. Принцип тотальности означает, что каждый работник творческой группы должен быть вовлечён как в общие, так и во все частные вопросы инновационной проблемы.

5. Принцип перманентного информирования. Руководитель коллектива должен систематически информировать всех работников как о достигнутых успехах в решении творческой задачи, так и о трудностях, осложнениях и т. п.

6. Принцип непрерывности деятельности.

7. Принцип индивидуальной компенсации. Постоянно заботясь о материальном и материальном стимулировании творческих работников, руководитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого в его потребностях, интересах, ценностных ориентациях.

8. Принцип учёта типологических особенностей восприятия инноваций различных людей. Энтузиастов, рационалистов, нейтралов, скептиков и консерваторов.

Планирование с-к творчества

Руководитель, составляющий план работы творческой группы, должен быть не просто высококвалифицированным специалистом в области скс и т, но и уметь предвидеть, быть хорошим организатором коллективного труда.

Можно выделить следующие наиболее важные задачи, которые должен решать руководитель творческого коллектива в процессе планирования его работы.

- Исходной основой для текущего планирования должен служить перспективный план инновационного развития фирмы, работающей на ниве скс и т.

- Системный подход к планированию означает, что составитель должен учесть все этапы, элементы, организацию творческой деятельности.

- Проведение в группе регулярных совещаний для решения конкретных постоянно возникающих задач (обсуждение достигаемых каждым работником результатов, оценка дальнейшего исследования и т. д.).

План работы творческой группы принято составлять с введением следующих разделов.

1. Организационная часть. Мероприятия по формированию творческой группы, проведение инструктажей, создание необходимой материально-технической базы, определение конечных целей, выдача индивидуальных заданий.

2. Информационное обеспечение. Поиск информации в библиотеке, в Интернете, в архивах и т. д.; знакомство с новейшей информацией на конференциях, семинарах, выставках и т. д.

3. Экспериментально-конструкторская работа (научно-исследовательская, прикладная, опросы т.д.).

4. Исследовательско-внедренческие мероприятия.

5. Пропаганда достижений творческой группы.

Наши рекомендации