Факторы, определяющие перспективность инновационных проектов. Проблемы выбора перспективных направлений нововведений
К внутренним факторам, влияющим на инновационную деятельность фирмы, относятся:
1 производственные; 2 управленческие; 3 финансово-экономические; 4 культурно-содержательные.
Группы внешних факторов:
1 экономические; 2 политические; 3 правовые; 4 научно-технические; 5 демографические; 6 социально-культурные; 7 социально-психологические; 8 природные; 9 международные.
Эффективность инновационной деятельности зависит от способности руководителя и работников фирмы не ограничиваться текущими задачами, а мыслить перспективно и в этом свете проектировать качественное совершенствование всех сторон работы фирмы, т.е. разрабатывать перспективные проекты и настойчиво внедрять их в жизнь.
Проблемы выбора перспективных направлений нововведений.
1 группа проблем – психологические проблемы – менеджер должен быть психологически настроен на отыскание новшеств и внедрение их в деятельность своей фирмы. Менеджер по инновациям должен психологически настраивать персонал на готовность к восприятию нового, на желание внедрять всё новое в практику своей деятельности.
2 группа проблема имеет теоретический характер. Он должен правильно понять причины необходимости нововведения, его методологические основы и теоретическое содержание, внутренние и внешние противоречия, с ним связанные, и т.д. Этапы разработки проекта:
1) выбор направления (предоставление новой, неизвестной потребителям услуги, освоение нового рынка и тп.) и разрабатывать инновационный перспективный проект.
2) процесс непосредственной разработки проекта.
3) корректировка перспективного инновационного проекта в ходе её реализации.
4) противоречия между текущими инновационными планами и перспективным инновационным проектом. Текущие планы как раз и преследуют цель учёта и инновационного использования новых обстоятельств, порождаемых жизнью, практикой. Задача менеджера по инновациям заключается в том, чтобы в текущих планах максимально использовать новые обстоятельства для инновационного развития фирмы, и в то же время нацеливать текущие планы на полную реализацию перспективного проекта.
Инновации в туризме
По экономическим показателям он занимает второе место после нефтеперерабатывающей отрасли, по числу рабочих мест он знимает первую позицию. По данным ВТО в этой сфере ежегодно создаётся около 3 млн. новых рабочих мест.
Новшествами в туризме выступают те или иные туристические услуги: культурно-исторические памятники; всевозможные достопримечательности как общественного, так и природного характера; интересные в разных отношениях (в эстетическом, климатическом, познавательном, для отдыха или развлечений и т. д.) уголки природы; своеобразие образа жизни, нравов, обычаев, кулинарии, празднеств самых разных народов мира; привлекательные формы отдыха и развлечений и т. д.
Однако освоение туристических ресурсов может быть как быстрым, так и долговременным в зависимости от масштабов того или иного ресурса. Поэтому инновационная деятельность в туризме связана как с текущим планированием, так и с перспективным проектированием, с их взаимодействием.
Исходной основой для инновационной деятельности в туризме является вербальная модель тура, которая предлагает ответы на следующие вопросы.
1. Кто планируемый потребитель тура?
2. На какие материальные возможности рассчитан тур?
3. Каков возрастной состав туристов?
4. Планируемый вид туризма?
5. Какие туристические ресурсы берутся за основу для разработок тура?
6. Почему предполагается, что разработанная модель тура будет успешной?
7. Каковы слабые места разработанной модели тура?
Данный пример взят из методического пособия Т. П. Кавериной. Тур на 8 дней.
Специалист в области туризма должен быть творческим работником. Только в этом случае он сможет, с одной стороны, успешно решать задачи инновационного развития своей фирмы, а с другой – реализовать личную карьеру. Отсюда важная задача, которую должно решать образование в области скс и т – это развитие творческих способностей студентов.
55. Инновационный проект в социально-культурном сервисе и туризме Сущность и содержание инновационного проекта
Перспективный ИП представляет собой сложную систему взаимообусловленных, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение системного результата в развитии сервисной социокультурной или туристской фирмы либо предоставляемых ею услуг. ИП всегда связан с внедрением каких-то новшеств в практику социокультурного сервиса. Выделяют следующие типы проектов:
Модернизационный – когда представляемая с-к или т услуга существенно меняется за счёт добавления новых качеств или вообще заменяется принципиально иной услугой.
Новаторский – когда в деятельности с-к и т деятельности фирм используется принципиально новые техника и технология.
Опережающий – когда фирма внедряет в свою деятельность такую культурную или туристскую услугу, которая нигде, никогда и никем не предоставлялась.
Пионерский – когда появляются ранее не существовавшие материальные и духовные блага, выступающие объектом социокультурного потребления; новые конструкции и технологии, которые выполняют прежние либо даже новые функции в скс и т.
С точки зрения масштабности решаемых задач ИП в сфере скс и т могут быть разделены следующим образом:
1) монопроекты – проекты, выполняемые одной фирмой, связанные с постановкой однозначной инновационной цели (конкретной услуги, определённой технологии и т. д.);
2) мультипроекты выполняются рядом фирм, каждая из которых обрабатывает и внедряет свою часть единого согласованного проекта;
3) мегапроекты – это многоцелевые проекты, но связанные одним деревом целей, которое направлено на существенное преобразование всей либо подотрасли скс и т.
По выполняемым объёмам работ и продолжительности ИП подразделяются обычно на краткосрочные (до 2 лет), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет).
Основными разделами перспективного ИП являются:
1) содержание и актуальность инновационной проблемы (идеи);
2) дерево целей проекта;
3) система мероприятий по реализации дерева целей проекта.
Первый раздел предполагает краткое изложение сути тех новшеств, которые планируются ввести в сервисную практику социокультурной и туристской фирмы.
Второй раздел Дерево целей – это комплекс задач с распределением подцелей. При разработке дерева целей необходимо придерживаться следующих правил:
1) выделить основную цель.
2) выделить самостоятельные цели, которые помогут основной цели.
3) необходимо как можно точнее формулировать подцели, т. к. от их реализации зависит достижение основной цели.
4) необходимо минимизировать количество целей и подцелей.
5) надо ранжировать цели, т. е. определить ранги целей по степени реальной важности и их уровень в дереве целей.
Третий раздел. Содержание данного раздела складывается из следующих элементов:
1. Разработка плана мероприятий по реализации проекта. По каждому мероприятию необходимо определить исполнителей, необходимые ресурсы и сроки; осуществления.
2. Разработка графиков (четкого плана действий).
3. Выполнение работы.
4. Контроль за выполнением работ и соблюдением графиков.
5. Корректировка графиков, содержания выполняемых работ и даже плана мероприятий по реализации инновационного проекта, если в этом возникает необходимость.