Понятие и значение инновационных процессов. Понятие инновации. Классификация инноваций
Слово «инновация» является синонимом нововведения. Многие экономисты отождествляют инновацию, нововведение с новшеством. Целесообразно разграничить понятия «новшество» и «инновация». «Новшество, - определяет он, - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, ... ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов ... и т. д. ... Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения общественного управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта».'
Действительно, если новшество - это нечто новое, выражаемое в знании (идеях, понятиях, теории, методах, принципах и т. д.), то инновация - это воплощение новшества в различные вещи, процессы, отношения (например в техническое устройство, товар, организацию производства, услугу, процесс потребления услуги и т. д.). Инновация есть результат предварительной инновационной деятельности.
Инновации всегда воздействуют на существенные свойства, которые приводят к изменению качества (и, разумеется, в лучшую сторону) процесса в целом или отдельных его элементов. Поэтому инновации всегда представляют собой существенные и прогрессивные изменения.
Инновация в сфере социально-культурного сервиса и туризма - это результат внедрения в социокультурную практику новых идей, взглядов, теорий и других знаний, которые улучшают качество как социокультурной сервисной деятельности в целом, так и отдельных её элементов.
В сфере социально-культурного сервиса и туризма можно выделить следующие классификации инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают Применение новых материалов, новых полуфабрикатов, получение принципиально новых продуктов и материальных услуг, использование новых материальных носителей духовных услуг. Процессные инновации связаны о созданием новых организационных структур, новых методов, процедур, форм предоставления и потребления социокультурных услуг.
В зависимости от вида социально-культурного сервиса и туризма Можно выделить инновации туристические и социокультурные, в рамках каждого из них выделяются подвиды. Социокультурные инновации бывают музыкальные, театральные, образовательные, информационные, юридические и т. д. Туристические инновации разделяются на международно- и внутреннетуристические, горные и равнинные, пешеходные, велосипедные, конные, водные и т. д.
По типу новизны инновации делятся на:
- новые для сферы социокультурного сервиса или туризма в мире;
- новые для данной сферы в стране;
- новые для данной фирмы, организации учреждения. По глубине вносимых изменений выделяют инновации:
- радикальные;
- комбинаторные;
- совершенствующие.
По месту в прессе социокультурной сервисной деятельности, инновации можно подразделить на:
- инновации в условиях осуществления социокультурного сервиса (природных или социальных);
- инновации в производстве социокультурных услуг;
- инновации в предоставлении (распределении) социокультурных услуг;
- инновации в потреблении социокультурных услуг.
По характеру удовлетворения потребностей инновации могут быть ориентированны на существующие потребности или могут создавать новые.
в инновационном менеджменте разработаны и иные классификации инноваций, которые могут быть использованы в большей или меньшей мере в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию. Он представляет собой последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от замысла, идеи до конечного продукта, технологии, услуги, получающих практическое использование в социокультурном сервисе. Инновационный процесс не заканчивается внедрением, т. е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги, технологии. Он включает в себя процессы распространения (диффузии) новшества, его совершенствования за счёт приобретения новых потребительских свойств, повышения эффективности, улучшение качества услуги и т. д.
Основой инновационного процесса является создание и освоение новой техники и технологии в сфере социально-культурного сервиса и туризма
В инновационном процессе выделяются три стадии: исследования и разработки, освоения, предоставления и потребления новых социокультурных услуг.
Содержание инновационных процессов. Инновация как противоречие единства старого и нового, как процесс разработки внедрения нового
Содержание инновационных процессов
Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию. Он представляет собой последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от замысла, идеи до конечного продукта, технологии, услуги, получающих практическое использование в социокультурном сервисе. Он включает в себя процессы распространения новшества, его совершенствования за счёт приобретения новых потребительских свойств, повышения эффективности, улучшение качества услуги и т.д.
В сфере социально-культурного сервиса и туризма наиболее общая градация инновационного процесса может быть следующей:
- ранняя стадия – от возникновения идеи до её технико-технологической проработки;
- средняя – от технико-технологической проработки до подготовки и организации производства новых социокультурных услуг;
- заключительная – до практического предоставления и потребления новых социально-культурной услуги.
Иначе говоря, в инновационном процессе выделяются три стадии: исследования и разработки, освоения, предоставления и потребления новых социокультурных услуг.
Инновация как противоречие единства старого и нового
По своей наиболее общей (философской) сути инновация представляет переход от старого к новому. Важно правильно понимать не только конкретный механизм инновации, но и её философскую сущность.
Противоположными философскими трактовками перехода от старого к новому являются диалектическая и метафизическая. И та, и другая опираются на реально существующие в природе и в обществе две противоположные формы уничтожения новым старого, коротко говоря, два вида отрицания: внешнее и внутреннее. Внешнее отрицание представляет собой полное уничтожение старого в процессе воздействия на него какой-либо внешней силой (например, размол зерна на мельнице). Внутреннее отрицание - это уничтожение старого за счёт его саморазвития, это самоотрицание старого (например, уничтожение зерна вследствие того, что из него выросло растение). С философской точки зрения внешнее отрицание можно назвать метафизическим, а внутреннее - диалектическим. Метафизическое понимание нового является упрощённым, односторонним, примитивным. Хотя оно может иногда вести к успешной деятельности, чаще всего оно не в состоянии помочь правильно понять системные, сложно-динамические процессы и потому обеспечить успех конкретной деятельности новатора. И напротив, диалектическое понимание связи между старым и новым есть глубокое, многостороннее и правильное. Оно позволяет адекватно отразить не только простые, но и сложные системно-динамические процессы, и благодаря этому правильно ориентироваться в конкретной инновационной деятельности.
Диалектическая связь между старым и новым характеризуется категорией «диалектическое снятие». Оно означает, что:
1) старое в процессе отрицания новым уничтожается не полностью, а только в той части, которая устарела и не соответствует потребностям нового;
2) сохраняющаяся часть старого воспринимается новым, ибо в той или иной мере способствует формированию нового;
3) в процессе возникновения нового сохраняющаяся часть старого органически включается в структуру нового, т. е. между ними и другими элементами нового устанавливаются разнообразные связи (структурные, системные, функциональные и пр.);
4) часть старого, включённая в структуру нового, получает в нём своё развитие и выходит на более высокий уровень в сравнении с тем, на каком она находилась в рамках старого.
При отражении (познании) процесса рождения нового возможны его самые различные трактовки, обусловленные, в конечном счете, интересами отражающих субъектов (индивидов, разных социальных групп). Если субъект заинтересован в рождении нового, то оно представляется ему закономерным, необходимым, неизбежным. Новизна для него очевидна и преимущества её перед старым несомненны. Если же субъект не заинтересован в рождении нового, то ни новизны, ни преимуществ в рождающемся явлении, процессе он не видит, либо оно кажется ему псевдоноваторским, повторением того, что уже было, а потому совершенно случайным, незакономерным и ненужным. При этом незаинтересованный субъект, естественно, встаёт на метафизическую позицию, упрощая саму суть нового явления, процесса. И напротив, заинтересованный в новом субъект стремится к диалектическому пониманию нового.
Диалектика взаимодействия интересов в отражении ими процесса рождения нового может оказаться совсем иной в процессе оценки и дальнейшего внедрения в жизнь. Причём в отражении (понимании) нового субъекты всегда стремятся к максимальной объективности. Поэтому на данном этапе, как правило, наибольшее воздействие оказывают экономические интересы субъектов как самые фундаментальные и материальные. Наибольшее действие иных интересов встречается довольно редко.
Таким образом, социально-философский уровень исследования диалектики старого и нового, инноваций предполагает учёт всех факторов, влияющих на инновационное поведение социальных субъектов (индивидов, малых и больших социальных групп), а также тех, которые составляют объективные условия деятельности субъектов (природные, экономические, технико-технологические, политические и т. д.). В сложной диалектике их взаимодействия направляющей силой, своеобразным компасом выступает общефилософская ориентация субъекта (не обязательно даже осознаваемая им) - диалектическая или метафизическая.
Наконец, специально-научный уровень как конкретизация социально-философского понимания противоречивого взаимодействия старого и нового, процесса, инновации существует в рамках социокультурного знания вообще и сервисного в частности.
Инновация как процесс разработки и внедрения нового
Совокупность всех видов деятельности, связанных с разработкой и внедрением инновационной продукции образует инновационную сферу. Однако в неё входят не только различные вида деятельности производителей и потребителей инновационной продукции. Сюда включаются и соответствующие организации, фирмы, объединения, которые осуществляют инновационную деятельность на любом этапе инновационного процесса. Они составляют инновационную инфраструктуру.
Конечной целью формирования инновационной структуры в сфере социально-культурного сервиса и туризма является развитие социального сервиса и туризма в интересах общества, повышения культурного уровня населения, улучшения жизни людей.
Совокупная деятельность организаций обеспечивает осуществление инновационного процесса, в котором можно выделить ряд последовательных стадий.
1. Определение целей инновационной деятельности. При этом возможны два пути:
а) цель определяется самой социально-культурной сервисной практикой. Функционирование социокультурной сервисной фирмы, организации обнаруживает проблемы, требующие инновационной деятельности, сулящей радикальное преобразование фирмы.
б) цель порождается новыми научными достижениями из самых разных областей знания.
2. Стадия разработки новшества, которое может существенно повысить качество социально-культурного сервиса и туризма в целом либо в какой-то его части. Определяющее влияние на создание новшества оказывает уровень научного обеспечения.
3. Стадия внедрения новшества в социально-культурную практику, т. е. превращения новшества в инновацию. Она складывается из ряда необходимых этапов на пути продвижения нового в жизнь: обоснования применимости и эффективности новшества именно в данном виде и т.д.
4. Стадия использования инновации в социокультурной сервисной или туристической деятельности. Данная стадия выявляет, прежде всего, недостатки и ошибки процесса внедрения новшества, позволяет довести до необходимого совершенства нововведение и в какой-то мере обнаружить возможности дальнейшего развития данной социокультурной услуги.