Модели государственного управления в туризме. Современные проблемы развития туризма в России
Модели управления тур. индустрией:
1. Отсутствие центральной гос-ой адм-ции. Все вопросы, касающиеся орг-ции тур. отрасли реш-ся на основе пр-па рыночной самоорг-ции. (невмеш-во гос-ва в дела т-ма). Все вопросы, касающиеся организации, функционирования, развития туристской отрасли решаются на местах на основе принципов рыночной самоорганизации. Такой подход к организации национального туризма можно охарактеризовать как политику невмешательства государства в дела туризма или безразличие к национальному туризму вообще, как экономическому или социальному явлению (* такая модель характерна для США).
2. Предусматривает наличие сильного и авторитетного мин-ва, концентрирующего в своих руках контроль, орг-цию деят-ти всей отрасли. (Турция, Египет, Тунис). В первую очередь правительства перечисленных стран ежегодно выделяют из своих бюджетов миллионы и десятки миллионов долларов на рекламу и маркетинг, занимаются государственным инвестированием в туристскую инфраструктуру. С учетом того, что эти страны никак нельзя назвать очень богатыми, подобные финансовые вложения – результат по-настоящему серьезного внимания государства к туризму, который служит одним из основных источников валютных поступлений Прав-во ежегодно выделяет ср-ва на рекламу, маркетинг разв-ия инфр-ры т-ма, т.к. т-м явл-ся осн.сточником поступления валюты.
3. Т-м на уровне цент-х органов гос. власти входит в компетенцию какого-л. отраслевого мин-ва. (Европ. страны, Россия). Еще одна существенная составляющая такой модели государственного регулирования – четкое разделение органов туристской администрации на 2 ветви – что активно внедряют у себя и развивающиеся страны. Одна такая ветвь, которую с определенной долей условности можно назвать бюрократической, занимается глобальными вопросами государственного регулирования, корпоративно-правовой базой функционирования отрасли, обработкой статистической информации, координацией деятельности региона, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне. 2-я ветвь – маркетинговая. Это, как правило, ведомство, которое подчиняется или входит в состав туристского министерства, но само по себе органом управления не является. В его компетенцию входит все, что необходимо для создания образа страны за рубежом. Т.е. маркетинг и реклама, участие в выставках, управление туристскими представительствами за рубежом. При этом эти институты получают основную долю государственного финансирования. Такие мин-ва решают вопросы:
- разработка норм.-прав. базы т-ма, координация деят-ти регионов, статистич. учет.
Гос-во этим мин-вам орг-ет и проводит марк-ую деят-ть. Орг-ет и участвует в выставках, имеет свое представит-во за рубежом. Как пр., такие мин-ва раб-ют во взаимод-ии с мест. властями и с частным бизнесом, вплоть до подд-ки и созд-я гос-но-частных институтов регул-я тур. деят-ти.о взаимод-ии с мест. т-воза рубежом. егионов, статистич. нцентрирующего
В РФ необходимо создание тур. комплекса, обеспечивающего, с одной стороны широкими возможностями для удовлетворения потребностей росс. и иностр. граждан в тур. услугах, а с др. – значительный вклад в развитие экономики страны (увеличение рабочих мест, налоговые поступления, притока ин. валюты, сохранение и использование культ наследия).
Меры по реализации этой цели:
. Включение туризма в перечень основных направлений российской экономики.
. Выполнение Фед. Целевой программы « Развитие туризма в РФ»
. Создание нормативно-правовой базы развития туризма.
. Привлечение инвестиций и защита внутр тур. рынка путём предоставления налоговых, таможенных льгот, гос. гарантий.
Западные специалисты отмечают недостатки в ГТК:
. Проблема сохранения тур. ресурсов. Тур ресурсы – природные, исторические, соц.-культ. объекты, включая объекты тур. показа и иные объекты способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физ сил.
. Острая нехватка гостиниц, соответствующих мировым стандартам.
. Плохо обучен персонал.
. Устаревшая инфраструктура.
Проблема кадров в тур. отрасли.
Актуальная проблема – нехватка подготовленных, квалифицированных кадров. Успех фирмы на рынке во всё возрастающей степени зависит от уровня проф. подготовки сотрудников, и главным образом, от руководителей. Все специалисты тур. фирм должны проходить спец. обучение по краткосрочным и фундаментальным программам. Практически все нац. и междун. турфирмы организуют семинары, научно-практические конференции, учебные центры, задача которых – максимальное оповещение работников тур. индустрии обо всех новинках и достижении тур. отрасли.
Экологическое воздействие туризма.
В процессе тур. деят. неизбежно происходит изменение окружающей среды.
Положительное воздействие межд. туризма включает: охрану и реставрацию историч памятников, создание нац. парков и заповедников, защиту берегов и рифов. Однако во многих странах не предпринималось никаких шагов для защиты и сохранения природы из-за отсутствия необходимых финансовых средств.
Негативные последствия часто берут верх над положительными. Это воздействие на качество воды в реках, морях, озёрах, качество воздуха из-за применения транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, уничтожение местной и дикой фауны туристами.
Сдерживающими факторами в развитии въездного и социального туризма являются отсталая маркетинговая стратегия продвижения национального туристского продукта на внешние туристские рынки, скудный ассортимент туристского продукта, усиление монополизации естественных монополий, высокая стоимость и состояние транспортного обслуживания (особенно железнодорожного), неконтролируемая государством ситуация в политике цен и тарифов, ослабление государственного регулирования приоритетных направлений туристской деятельности (детский, студенческий, молодежный, внутренний и въездной туризм), отсутствие льготных кредитов и налоговых льгот (каникул) для турфирм, занимающихся развитием внутреннего и социального туризма, отсутствие стимулирующих механизмов привлечения средств работодателей для развития отдыха работников не способствуют развитию внутреннего туризма.