Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса как субъекты рынка в сфере услуг их функции и черты
Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса как субъекты рынка в сфере услуг их функции и черты
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие – это юридическое лицо, за которым может стоять как отдельный гражданин, так и объединение граждан.
Коммерческое предприятие как юридическое лицо обладает следующими признаками:
- имущественная обособленность, т.е. наличие самостоятельного, расчетного счета в банке, полная самоокупаемость и самофинансирование. Имущество у юридического лица принадлежит ему на праве собственности либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;
- самостоятельная имущественная ответственность, т.е. ответственность по своим обязательствам, принадлежащим ему имуществом:
- самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего лица, право и возможность заключать хозяйственные договоры со всеми субъектами рынка;
- определенная и устойчивая организационная структура, закрепленная в учредительных документах.
Гостиница- коллективное средство размещения предназначенное для временного проживания и предоставления ряда различных дополнительных услуг
Функции гостиницы:
1.предоставление номерного фонда для проживания;
2.оказание разного вида услуги для гостей.
Функции предприятий питания:
1.производство собственной продукции
2.реализация псп и покупных товаров
3.организация потребления (псп и покупных товаров) на предприятиях общественного питания.
Также могут отказывать следующие услуги
1.услуги питания
2.услуги по изготовлению кулинарной продукции, кондитерских изделий.
Предприятия сферы услуг (обслуживания), занятые ресторанно-гостиничным бизнесом, классифицируются по различным признакам:
- по организационно-правовой форме;
- по форме собственности;
- по типам, видам и категориям;
- по размерам экономического потенциала и ряду других признаков.
По организационно-правовому признаку юридические лица, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации1, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В зависимости от форм собственности предприятия сферы услуг делятся на частные, муниципальные, государственные, а также предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и государственной собственности.
2 Классификация предприятий общественного питания и гостиниц, их место и назначение в индустрии туризма
Гостиницы классифицируются по различным признакам. К числу основных из них относятся:
-функциональное назначение и обслуживаемый контингент,
-уровень комфорта и цен,
-размер предприятия;
-место расположения;
-время работы;
-обеспеченность услугами и др.
В соответствии с утвержденным положением о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения средства размещения делятся на следующие виды:
-гостиницы,
-мотели,
-молодежные гостиницы (хостелы);
-дома отдыха; пансионаты;
-гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг.
По положению средства размещения – это предприятие различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, занимающиеся временным размещением туристов и имеющие не менее 5 номеров.
По уровню комфорта гостиницы России подразделяются на пять категорий: 1, 2, 3, 4 и 5, условно обозначаемых звездами. Мотели подразделяются на четыре категории: 1, 2, 3 и 4 звезды.
Классификация предприятий питания осуществляется по ряду признаков, наиболее важными среди которых являются такие как:
-характер производственно-торговой деятельности
(рестораны, кафе, бары, буфеты, закусочные, столовые)
-уровень обслуживания, обслуживаемый контингент,
(люкс(высший и первый)) ), которые определяются собственником в соответствии с имеющимися рекомендациями и подтверждаются органами по сертификации.
-ассортимент продукции (специализация),,
-форма обслуживания,
-место расположения,
-время функционирования и другое.
Важнейшим показателем в продуктовом балансе являются товарные запасы. Запасы как экономический показатель представляет собой определенное количество сырья, материалов и готовой продукции, находящиеся в процессе производства и обращения и необходимые для обеспечения бесперебойности или непрерывности процесса производства или реализации сырья и товаров.
Запасы в П. О. П. классифицируются по различным признакам:
1. По характеру участия в производственном и торговом процессе
· Производственные, к-ые необходимы для обеспечения процесса производства
· Собственно товарные запасы, которые представляют собой произведенную и предназначенную для реализации готовую продукцию
2. По назначению
· Текущие, необходимые для обеспечения непрерывности производственного и торгового процесса
· Запасы сезонного хранения и досрочного завоза
3. По месту нахождения
· Запасы, находящиеся в пути
· Запасы на складах предприятий
· Запасы в производстве или обслуживании
4. По времени их разработки
· Фактические
· Плановые
· Прогнозные
Важнейшим показателем состояния запасов явл. норма и норматив товарных и производственных запасов.
Норма запасов – это относительный показатель, кот-ый характеризует то количество дней, в течение которых запасы всегда должны находится в процессе производства млм обращения для обеспечения непрерывности этих процессов. Может выражаться в днях или в % к т/о.
средняя сумма запасов в руб. за ti
Норма запасов = ______________________________
(в днях) оборот за период ti
Норматив запасов – абсолютный показатель, который характеризует неснижаемое количество сырья и товаров, которое всегда должно находится в каналах производства и обращения для обеспечения их непрерывности. Норматив может рассчитываться в абсолютных показателях, в натуральных (кг, шт, м, изделий) и стоимостных (руб).
Норматив запасов = норма запасов(в днях) Х дневной т/о
Состояние запасов предприятия зависит от типа предприятия, характера производимой продукции или услуги, от периодичности их разработки, санитарных сроков их хранения и использования.
Основные фонды – это совокупность материально-вещественных ценностей, которые функционируют в течение длительного периода времени в неизменной натурально-вещественной форме и переносят свою стоимость на готовый продукт частями по мере износа.
В соответствии с положением по бухгалтерскому учету к основным фондам относятся средства труда, сроком службы более одного года.
Основные фонды предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса подразделяются по различным признакам:
- по характеру (способу) участия в производстве, реализации и организации потребления продукции, товаров и услуг;
(По характеру участия в процессе производства товара и услуг, их реализации и обслуживании основные фонды делятся на производственные и непроизводственные основные фонды. Основные производственные фонды в процессе функционирования переносят свою стоимость на произведенный продукт или услугу и возмещаются за счет перенесенной стоимости (амортизации).
Непроизводственные основные фонды предназначены для обеспечения условий быта, отдыха, оздоровления, культурного отдыха работников и детей предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма (жилые дома, поликлиники, дома культуры, детские и спортивные сооружения и др.). Стоимость непроизводственных основных фондов постепенно исчезает в процессе эксплуатации, их стоимость не амортизируется, и воспроизводятся они за счет прибыли или других инвестиционных ресурсов предприятия (заемных или привлеченных средств).
Основные производственные фонды по характеру участия в производственном процессе делятся на активные (непосредственно участвующие в процессе производства) и пассивные, создающие условия для осуществления процесса производства (здания, сооружения и некоторые др.).
- по материально-вещественному (или видовому) признаку;
(здания, сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения и прочие основные средства._
- по формам собственности;
(государственные; частные; смешанные формы собственности_
- по принадлежности;
(собственные; арендованные; безвозмездно предоставленные._
-по функциям, выполняемым предприятиями.
(Основные фонды предприятий общественного питания могут, в частности, делиться и по функциям, выполняемым отраслью. Поэтому признаку могут быть выделены основные фонды, связанные с производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.)
Положение предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма на рынке сферы услуг, их конкурентоспособность зависят от многих факторов и в т.ч. от основных фондов: их состояния и использования.
Состояние основных фондов характеризуется системой показателей, которые делятся на две группы:
- коэффициенты, характеризующие движение основных фондов, включающие: коэффициент обновления (или ввода), коэффициент выбытия и коэффициент прироста основных фондов;
- коэффициенты, характеризующие состояние основных фондов, включающие коэффициент износа и коэффициент годности основных фондов.
Годовая сумма амортизации и соответственно годовая норма амортизации определяется, исходя из балансовой стоимости объекта основных фондов и срока полезного использования объекта основных фондов. Исходя из годовой нормы амортизации, рассчитывается месячная норма амортизации.
Фонд з/п включает
- сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;
- расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров или исполнением работниками государственных обязанностей;
-денежные компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника;
- начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации;
- единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
- расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам организации;
- расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации
Фонд заработной платы представляет собой основной источник дохода работника, но не единственный. Помимо фонда заработной платы, включаемого в издержки производства и обращения, работники предприятия получают выплаты из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
Фонд заработной платы в целях анализа подразделяется по нескольким направлениям:
- по категориям работников, когда выделяется фонд заработной платы производственного, обслуживающего, административно-управленческого персонала и др. категории работников;
- фонд заработной платы списочного и несписочного состава;
- основной и дополнительный фонд заработной платы;
- и другим направлениям в зависимости от цели анализа и управления.
Основной фонд заработной платы включает всю сумму оплаты за практически отработанное время по тарифным ставкам, окладам и сдельным расценкам (так называемый тарифный фонд заработной платы), а так же все премиальные выплаты и доплаты за мастерство, бригадирство, за работу в ночное время, за знание иностранного языка, оплата обучения учеников, оплата простоев и брака не по вине работника.
Дополнительный фонд заработной платы не связан с оплатой за непосредственное участие в трудовом процессе. Это оплата очередных отпусков, дополнительных отпусков, оплата времени выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата компенсаций за неиспользованный отпуск, оплата кормящим матерям перерывов в работе и женщинам, имеющим детей до одного года, заработная плата работников, командированных на учебу и некоторые другие выплаты.
Общий фонд заработной платы одного работника рассчитывается последовательно, как сумма основной и дополнительной части заработной платы. Первоначально рассчитывается основной фонд заработной платы работника по тарифным ставкам и окладам в случае повременной системы оплаты труда. Если работник проработал все рабочие дни, например, в месяце, то ему начисляется заработная плата в соответствии с установленным окладом. Если же работник проработал неполный месяц, то его должностной оклад делится на календарное число рабочих дней в данном месяце и умножается на количество фактически отработанных дней.
Сумма денежных средств, выплачиваемых работнику за время отпуска, рассчитывается
|
å З/пл.за 3 месяца, предшествующих отпуску – сумма начисленной заработной платы за последние три календарных месяца, предшествующих отпуску;
29,6 – среднемесячное число календарных дней.
Общий фонд заработной платы работников предприятия определяется путем суммирования фонда заработной платы всех работников по формуле:
|
Фз\пл. – общий фонд заработной платы работников предприятия;
Фз\пл.i – фонд заработной платы i-го работника (в руб.);
i – число работников на предприятии (i=.....n).
Прибыль, как экономическая категория- научная абстракция экономических отношений, возникающих между субъектами рынка по поводу создания, распределения и использования прибыли, как одной из форм прибавочного продукта.
Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса как субъекты рынка в сфере услуг их функции и черты
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие – это юридическое лицо, за которым может стоять как отдельный гражданин, так и объединение граждан.
Коммерческое предприятие как юридическое лицо обладает следующими признаками:
- имущественная обособленность, т.е. наличие самостоятельного, расчетного счета в банке, полная самоокупаемость и самофинансирование. Имущество у юридического лица принадлежит ему на праве собственности либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;
- самостоятельная имущественная ответственность, т.е. ответственность по своим обязательствам, принадлежащим ему имуществом:
- самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего лица, право и возможность заключать хозяйственные договоры со всеми субъектами рынка;
- определенная и устойчивая организационная структура, закрепленная в учредительных документах.
Гостиница- коллективное средство размещения предназначенное для временного проживания и предоставления ряда различных дополнительных услуг
Функции гостиницы:
1.предоставление номерного фонда для проживания;
2.оказание разного вида услуги для гостей.
Функции предприятий питания:
1.производство собственной продукции
2.реализация псп и покупных товаров
3.организация потребления (псп и покупных товаров) на предприятиях общественного питания.
Также могут отказывать следующие услуги
1.услуги питания
2.услуги по изготовлению кулинарной продукции, кондитерских изделий.
Предприятия сферы услуг (обслуживания), занятые ресторанно-гостиничным бизнесом, классифицируются по различным признакам:
- по организационно-правовой форме;
- по форме собственности;
- по типам, видам и категориям;
- по размерам экономического потенциала и ряду других признаков.
По организационно-правовому признаку юридические лица, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации1, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В зависимости от форм собственности предприятия сферы услуг делятся на частные, муниципальные, государственные, а также предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и государственной собственности.
2 Классификация предприятий общественного питания и гостиниц, их место и назначение в индустрии туризма
Гостиницы классифицируются по различным признакам. К числу основных из них относятся:
-функциональное назначение и обслуживаемый контингент,
-уровень комфорта и цен,
-размер предприятия;
-место расположения;
-время работы;
-обеспеченность услугами и др.
В соответствии с утвержденным положением о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения средства размещения делятся на следующие виды:
-гостиницы,
-мотели,
-молодежные гостиницы (хостелы);
-дома отдыха; пансионаты;
-гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг.
По положению средства размещения – это предприятие различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, занимающиеся временным размещением туристов и имеющие не менее 5 номеров.
По уровню комфорта гостиницы России подразделяются на пять категорий: 1, 2, 3, 4 и 5, условно обозначаемых звездами. Мотели подразделяются на четыре категории: 1, 2, 3 и 4 звезды.
Классификация предприятий питания осуществляется по ряду признаков, наиболее важными среди которых являются такие как:
-характер производственно-торговой деятельности
(рестораны, кафе, бары, буфеты, закусочные, столовые)
-уровень обслуживания, обслуживаемый контингент,
(люкс(высший и первый)) ), которые определяются собственником в соответствии с имеющимися рекомендациями и подтверждаются органами по сертификации.
-ассортимент продукции (специализация),,
-форма обслуживания,
-место расположения,
-время функционирования и другое.