Понятие и предмет предпринимательского права.
Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
а) как комплексная отрасль права– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
б) как наука – совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
в) как учебная дисциплина – совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.
Сторонники дуалистической концепции (Е.А. Суханов, Б.И. Пугинский и др.) считают, что предпринимательские отношения должны регулироваться гражданским и административным правом.
Монистическаятеория (В.К. Мамутов, В.С. Мартемьянов и др.) исходит их того, что предпринимательское право является самостоятельной комплексной отраслью права.
Объектом предпринимательского права является предпринимательская деятельность.
Предмет регулирования предпринимательского права как отрасли права составляют три группы общественных отношений, представленные ниже.
1. Предпринимательские отношения, которые возникают между хозяйствующими субъектами на основе гражданско-правовых сделок (например, в связи с заключением договора аренды, поставки, комиссии и др.). Такие отношения называют «горизонтальными», поскольку они основываются на равенстве сторон.
2. Отношения организационно-имущественного характера, которые создают условия для осуществления предпринимательской деятельности (создание, реорганизация, ликвидация предприятий, деятельность торговых, фондовых бирж по организации торговли и другая деятельность некоммерческого характера).
3. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, при осуществлении государственного контроля (надзора), при государственной регистрации хозяйствующих субъектов, лицензировании отдельных видов деятельности, налогообложении и т. д.)
Предмет предпринимательского права- это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.
В предмет предпринимательского права входят:
- профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;
- отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т. п.;
- предпринимательская деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;
- хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;
- государственное воздействие на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность
4. Метод
Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.
Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:
- императивный метод - метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги и т.д.);
- диспозитивный метод - предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон) и др.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в предпринимательском праве используется императивно-диспозитивный метод правового регулирования.
Урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями, являютсяпредпринимательскими правоотношениями.Они представляют собой правовую связь между субъектами, содержание которой составляют субъективные права и обязанности.
Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.
Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:
а) императивный метод – метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги, и т. д.);
б) диспозитивный метод – предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон) и др.
1) метод обязательных предписаний
2) автономных решений
3) рекомендаций
Принципы
Принципы предпринимательского права.Принципы — это выра- женные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризую- щие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности. Прин- ципы как основные нормативные положения определяют собой структуру и существенные черты предпринимательского права, его общие положения. Сущность принципов права как юридических явлений раскрывается не толь- ко через их содержание, но и через структуру. Наиболее традиционными являются следующие принципы предпринимательского права.
1. Принцип законности является межотраслевым принципом, т.е. су- ществует не только в рамках системы принципов предпринимательского права, но и является принципом всех отраслей российского права. Принцип законности означает, что все действия субъектов права должны основы- ваться на требованиях закона, не противоречить им. При нарушении требо- ваний законности любое лицо, считающее, что его права, свободы и закон- ные интересы были нарушены или подвергаются угрозе нарушения, вправе обратиться за защитой в суд. В рамках предпринимательского права закон- ность воплощается в том, что при осуществлении предпринимательской дея- тельности ее субъекты должны строго соблюдать законы, не допускать на- рушения их требований.
2.Принципсвободыпредпринимательскойдеятельности.Конституция закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется свобода экономи- ческой деятельности, каждый имеет право на свободное использование сво- их способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещен- ной законом экономической деятельности. Свобода предпринимательской деятельности предполагает, что предприниматель самостоятельно принима- ет решение о том, заниматься ли ему собственной предпринимательской деятельностью, сам выбирает организационно-правовую форму такой дея- тельности, решая, будет ли он работать индивидуально или совместно с дру- гими лицами.
3.Принципединстваэкономическогопространства.Конституциязакреп- ляет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Единство экономического пространства предполагает, в частности:
— единую нормативную правовую базу осуществления предпринима- тельской деятельности с верховенством федеральных законов в системе источников регулирования предпринимательской деятельности;
— единые на всей территории страны требования к предпринимателям, в том числе и на этапе их регистрации в качестве таковых;
— отсутствие законодательных ограничений свободы выбора контр- агента в зависимости от региона его регистрации;
— наличие единой денежной единицы и централизованной денежной эмиссии;
— установление системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общих принципов налогообложения и сборов исключительно федеральным законом;
— единство и повсеместность судебной защиты прав и свобод в сфере предпринимательства.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
4.Принципмногообразияформсобственности,юридическогоравенст- ва форм собственности иравной их защиты. Собственное имущество пред- принимателя является не только необходимой предпосылкой осуществления предпринимательской деятельности, но и гарантией реальной ответствен- ности предпринимателя в случаях необходимости возмещения вреда, причи- ненного им при осуществлении предпринимательской деятельности. В соот- ветствии с Конституцией в Российской Федерации признаются и защищают-
ся равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Каждый предприниматель вправе иметь имущество в собст- венности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Принудительное отчуждение имущества не- зависимо от права, на котором оно принадлежит владельцу, собственнику, в том числе используемого для осуществления предпринимательской дея- тельности, для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Собственник может быть лишен своего имущества только по решению суда, причем такое реше- ние может быть обжаловано собственником имущества в суд.
5.Принципподдержанияконкуренцииинедопущениядеятельности,на- правленнойнамонополизациюинедобросовестнуюконкуренцию.ВРоссий- ской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Государство гаранти- рует поддержку конкуренции. Целью ограничения монополистической дея- тельности является создание условий, при которых предприниматель не смо- жет использовать для увеличения прибыли методы, которые могут негативно сказаться на состоянии рынка, качестве товаров и услуг, исказить экономи- чески обоснованные факторы формирования цены, несовместимые со свобо- дой осуществления предпринимательской деятельности иными субъектами.
6.Принципгосударственноговоздействиянаосуществлениепредприни- мательскойдеятельности.Цельюгосударственноговоздействиянаэкономи- ческие процессы является обеспечение публичного интереса, защита прав
и свобод всех членов общества. Именно с этой точки зрения и должно осу- ществляться государственное регулирование экономики. Причем такое регу- лирование в правовом демократическом государстве должно осуществлять- ся преимущественно экономическими методами, а не административными, неэффективность которых подтверждается историческим опытом. Клас- сификация принципов предпринимательского права на виды возможна и в зависимости от того, в одной или нескольких отраслях права действуют соответствующие принципы. С этой точки зрения принципы предпринима- тельского права можно разделить на межотраслевые (действующие в не- скольких отраслях права, например принцип законности) и специфические принципы предпринимательского права, характерные для регулирования именно предпринимательской деятельности (например, принцип единого экономического пространства).
Источники
Источник предпринимательского права - это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.
Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:
1) нормативный правовой акт;
2) обычай делового оборота;
3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи - Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.
Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. К ним относятся:
1. Конституция РФ, которая:
а) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
- в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8);
- в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8);
- земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9);
- каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34);
- не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34);
б) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:
- равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8);
- гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46);
- возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы;
в) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. ст. 71 - 73).
2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушенияхи др.
3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:
а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ред. от 23.12.2010 г.;
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от 29.12.2010 г.;
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в ред. от 28.09.2010 г.;
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ред. от 28.12.2010 г.;
б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:
- Закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ред. от 29.11.2010 г.;
- Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» в ред. от 27.07.2010 г.;
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в ред. от 04.10.2010 г.;
в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в ред. от 28.12.2010 г.;
- Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в ред. от 28.12.2010 г.;
- Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» в ред. от 19.07.2009 г.;
- Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в ред. от 02.07.2010 г. и др.;
г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
- Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в ред. от 08.05.2010 г.;
- Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в ред. от 28.12.2010 г.;
- Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» в ред. от 27.07.2010 г.;
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» в ред. от 28.09.2010 г. и т.д.
4. Подзаконные акты:
а) указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 22.06.2010 г.);
б) постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» в ред. от 26.01.2010 г.);
в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) и др.);
5. Нормативные правовые акты субъектов РФ - издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.
6. Муниципальные правовые акты - принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.
7. Обычаи делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (Понятие обычая делового оборота определено в ст. 5 ГК РФ).
Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. ст. 309, 311, 314, 315, 474 и др.).
Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, т.е. соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего, т.е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.
Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе). Деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом, либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.
8. Одним из видов источников российского предпринимательского права являются такжеобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие:
- Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;
- Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;
- Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;
- Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
- Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.
Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.