Субъекты банкротства. Правовой статус арбитражного управляющего.

К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

· должник;

· арбитражный управляющий;

· конкурсные кредиторы;

· уполномоченные органы;

· федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных «Законом о банкротстве»;

· лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного «Законом о банкротстве».

При проведении процедур банкротства руководство должника ограничивается или отстраняется от управления должником, полномочия по управлению передаются арбитражному управляющему. Должник, в отношении которого арбитражным судом вынесено решение о признании несостоятельным (банкротом), прекращает хозяйственную деятельность и по окончании процедуры конкурсного производства исключается из Единого государственного реестра юридических лиц. Представитель работников должника признается лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, он также участвует в собрании кредиторов без права голоса. То же относится и к учредителям (участникам) должника.

Должник вправе, а в определенных случаях обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным. Неподача заявления должником в арбитражный суд в случаях, когда это является обязательным, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых Законом о банкротстве возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, и подаче такого заявления по обязательствам должника, возникшим после истечения срока для подачи заявления.

Арбитражный управляющий .

Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Деятельность управляющего необходима, прежде всего, для координации под контролем арбитражного суда всей хозяйственной деятельности должника в целях максимального удовлетворения требований его кредиторов за счет полной или частичной реализации имущества должника. Арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих[2]. . Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации Деятельность арбитражного управляющего является для него частной практикой и связана с осуществлением им полномочий, которые в значительной степени носят публично-правовой характер. Решения арбитражного управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц[3].

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — это некоммерческая организация, которая основана на членстве, созданная гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих[4].

В зависимости от процедуры банкротства и выполняемых функций арбитражный суд назначает арбитражного управляющего в каждом конкретном деле о банкротстве в качестве:

· временного управляющего (процедура наблюдения),

· административного управляющего (процедура финансового оздоровления),

· внешнего управляющего (процедура внешнего управления),

· конкурсного управляющего (процедура конкурсного производства).

· финансового управляющего (процедуры банкротства граждан)

Публично-правовой статус арбитражных управляющих обуславливает право законодателя предъявлять к ним специальные требования, а также возлагает ответственность за обеспечение проведения процедур банкротства надлежащим образом. Так, арбитражным управляющим может быть только гражданин Российской Федерации, состоящий только в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Для членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих он должен соответствовать требованиям, установленным соответствующей организацией, в том числе:

· наличие высшего профессионального образования;

· наличие стажа работы на руководящих должностях и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;

· сдача теоретического экзамена[6] по программе подготовки арбитражных управляющих[7];

· отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

· отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

· наличие договора обязательного страхования ответственности;

· внесение установленных в СРО членских и иных взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов вправе выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве следующие дополнительные требования:

· наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

· наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

· проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В случае, если на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные законами и иными нормативными правовыми актами для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные законами и иными нормативными правовыми актами для руководителя такого должника.

В случае, если исполнение полномочий руководителя должника связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, арбитражный управляющий должен иметь допуск к государственной тайне по форме, соответствующей форме допуска, необходимой для исполнения полномочий руководителя данного должника и соответствующей высшей степени секретности сведений, обращающихся на предприятии должника. Процедура утверждения кандидатуры арбитражного управляющего достаточно подробно регламентирована «Законом о банкротстве». Саморегулируемая организация представляет в арбитражный суд три кандидатуры арбитражных управляющих, должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре, оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом.

Кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Отдельную категорию кредиторов, обладающую наиболее широким спектром прав, составляют конкурсные кредиторы. Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия. В отличие от иных кредиторов конкурсные кредиторы наделены большим объемом полномочий. Во-первых, только конкурсные кредиторы являются лицами, участвующими в деле о банкротстве; во-вторых, только конкурсные кредиторы имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст.7); в-третьих, участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы. К одному из важнейших прав конкурсных кредиторов в деле о банкротстве относится право выбора процедуры банкротства. Данное право осуществляется коллективно, посредством принятия соответствующего решения на собрании кредиторов. На основании этого решения суд выносит судебный акт о введении той или иной процедуры.

Уполномоченные органы — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 определено, что уполномоченным органом является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России).

Интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов представляют коллективные органы кредиторов — собрание и комитет кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований, включенных в реестр требований кредиторов.

Лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления. Как правило, обеспечение предоставляется учредителями (участниками) либо собственником имущества должника — унитарного предприятия, которые и обращаются к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. По согласованию с должником ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом или третьими лицами.

Законодательством РФ предусмотрена юридическая ответственность субъектов, участвующих в деле о банкротстве, за правонарушения, являющиеся специфическими для данной сферы правоотношений. Могут наступать различные виды ответственности: гражданская, административная и уголовная.

15.Процедура наблюдения: понятие, особенности, содержание.

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Целью процедуры наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Тем самым должнику предоставляется возможность работать без долгов, что способствует изучению истинной картины возможности восстановления платежеспособности и продолжения деятельности должника, установление реального срока такого восстановления. На этот период назначается временный управляющий.

Временный управляющий

Не менее важная задача наблюдения — принятие эффективных мер по сохранению имущества должника.
В период наблюдения выявляется размер требований кредиторов, определяются конкурсные кредиторы и количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Наблюдение заканчивается в момент вынесения соответствующего решения (определения) арбитражного суда по существу рассматриваемого дела либо о прекращении производства по делу в случаях, предусмотренных законом. Работа, проведенная в период наблюдения, является необходимой основой для проведения иных назначаемых арбитражным судом процедур банкротства.
Анализ финансового состояния должника — одна из важнейших обязанностей временного управляющего, определяющих основное содержание процедуры наблюдения. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, и для определения наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Проведение такого анализа дает возможность предложить конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника либо сделать однозначный вывод о невозможности её восстановления.

Процедура

Наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления кредиторов к производству или по результату рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя. Основное содержание наблюдения:

· обеспечения сохранности имущества

· составления реестра требования кредиторов

· проведения первого собрания кредиторов

19:51

Также приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям; запрещается выдел доли одного из дольщиков юридического лица; назначается временный управляющий; запрещается принятие органами юридического лица решение о банкротстве юридического лица и т.д.

Рассмотрев предъявленные кредиторами требования, арбитражный суд устанавливает основания для включения данных требований в реестр кредиторов и выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. В соответствии со ст.72 Закона о банкротстве временный управляющий назначает дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителей работников должника, а также иных лиц,которые имеют право принимать участие в собрании кредиторов. Следует учитывать,что первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты окончания процедуры наблюдения.[2]

На первом собрании кредиторов решаются следующие вопросы:

· принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

· принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

· принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

· образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;

· определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

· определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;

· выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;

· решение иных вопросов, предусмотренных Законом о несостоятельности.

Окончание процедуры

Наблюдение заканчивается с даты начала финансового оздоровления, внешнего управления, признанием арбитражным судом юридического лица банкротом и открытием конкурсного производства или принятием мирового соглашения. При этом статьей 51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлен определенный срок, в который заканчивается наблюдение — 7 месяцев с даты принятия судом заявления о признания банкротом.

Наши рекомендации