Экономический и рыночный механизмы природопользования.

Организационно-экономический механизм регулирования природопользования — система сочетания форм и методов го­сударственного, производственного и рыночного регулирова­ния процессов природопользования, обеспечивающих дости­жение конечных целей в этой сфере — удовлетворение потреб­ностей общества в сырье и материалах, в чистой и разнообраз­ной окружающей среде

Организационно-экономический механизм регулирования природопользования на предприятии включает ряд внешних механизмов - механизм разрешения глобальных экологических проблем в мире, механизм разрешения экологических проблем на межгосударственном уровне и, прежде всего, соседних госу­дарств, механизм разрешения экологических проблем отде­льной страны в условиях существующей социально-экономиче­ской системы, модель которой для Беларуси определена как со­циально ориентированная рыночная экономика.

Целями механизма регулирования процессов природополь­зования являются:

а)обеспечение гармоничного взаимодействия природы, общества и субъектов хозяйствования на основе научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов;

б)выбор наиболее эффективных методов природопользования по предотвращению и ликвидации негативного влияния производственной деятельности на окружающую среду;

в)сохранение и увеличение природно-ресурсного потенциала страны (региона).

Общая структура этого механизма состоит из трех блоков: форм и методов государственного регулирования социально-экономических процессов по разрешению экологических про­блем; методов рыночного регулирования спроса и предложе­ния на отдельных экологических рынках; форм и методов управления процессами рационального природопользования на уровне отдельных предприятий.

Методы рыночного регулирования процессов природо­пользования основаны на использовании законов спроса и предложения на экологические товары и услуги, кот.име­ют место на следующих рынках:

-экологически чистых товаров;

-природных ресурсов;

-капиталов (инвестиций) и кредитов, необходимых для осуществления природоохранных мероприятий;

-инноваций по производству новых экологически чистых товаров и услуг;

-услуг по предоставлению предприятиям права пользо­ваться местными очистными сооружениями;

-предоставляющих право пользоваться природными ре­сурсами;

-экологического страхования;

-лицензий на выбросы вредных веществ.

Экологический менеджмент, экологический аудит и экологическая сертификация.

Экологический менеджмент — часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений, указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды.

Задачи экологического менеджмента

1)Обоснование экологической политики и обязательств

2)Планирование экологической деятельности

3)Организация внутренней и внешней экологической деятельности

4)Мотивация персонала

5)Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль

6)Анализ и оценка результатов экологической деятельности

7)Пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента

Экологический аудит — независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.Цели и задачи экологического аудита:

-Обоснование политики и стратегии в области охраны окружающей среды,

-Анализ и оценка экологических аспектов хозяйственных и иных проектов,

-Анализ и оценка нормативных актов в области охраны окружающей среды,

-Обоснование и инициация экологической деятельности,

-Идентификация экологических проблем производств и территорий.

Виды экологического аудита

Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит.

Определение соответствия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям, Оценка эффективности системы экологического менеджмента, Оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий, Оценка экономического ущерба от загрязнения,

Оценка опасности отходов, Определение рациональности природопользования на конкретной территории, Оценка энергопотребления и предложение путей по его снижению, Определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению, Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов, Выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению,Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.

Экологическая сертификация является одним из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды, направленная на защиту интересов государства, общества и его граждан в сфере окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия. Законодательной основой экологической сертификации в Республике Беларусь является Закон Р Б "Об охране окружающей среды":

Объектами экологической сертификации являются:

система управления окружающей средой; продукция; компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды; оказание услуг в области охраны окружающей среды; иные объекты в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Экологическая сертификация систем управления окружающей средой проводится на соответствие международным стандартам ИСО серии 14000.

Экологическая сертификация услуг в области охраны окружающей среды проводится на соответствие требованиям СТБ 1803-2007.

Наши рекомендации