Государственное регулирование производственной деятельности в области охраны окружающей среды.
Формы и методы государственного регулирования социально-экономических процессов в области разрешения экологических проблем включает:
1.1.Правовое регулирование и обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды (Закон «Об охране окружающей среды», Закон «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)»
1.2. Нормативно-техническое и метрологическое обеспечение в соответствии с требованиями международных стандартов, конвенций и соглашений, в которых участвует РБ (нормативы и нормы предельно допустимых концентраций и выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, вредных физических воздействий и уровня радиационной безопасности).
1.3.Лимиты и платежи за пользование природными ресурсами, которые явл-ся системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов. Взимание налогов и др. платежей за пользование природными ресурсами включают: налоги и платежи за пользование природными ресурсами; платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и плату за размещение отходов
1.4. Государственное прогнозирование, планирование, организация мониторинга и учета, контроля и надзора.
1.5.Экономическое стимулирование природоохранной деятельности П, которое сводится к осуществлению системы: а) мер заинтересованности (налоговые льготы, льготное кредитование природоохранных мероприятий и, в частности, при внедрении малоотходных и безотходных ресурсо- и энергосберегающих технологий, переработке отходов производства и потребления, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, дающей значительный природоохранный эффект и установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов природоохранного назначения); б) мер ответственности (платежи за природные ресурсы, штрафные санкции за выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, а также штрафы и компенсационные выплаты по возмещению ущербов в соответствии с Законом «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» и Законом «Об отходах производства и потребления»).
1.6. Государственную экологическую экспертизу
1.7.Экологическую стандартизацию, предполагающую соблюдение норм и требований, прежде всего, международной системы стандартов.
1.8.Экологическое образование и воспитание, которое охватывает дошкольное, школьное образование и воспитание, профессиональную подготовку специалистов в средних и высших учебных заведениях и все формы переподготовки кадров и повышения квалификации.
1.9. Организацию финансирования природоохранных мероприятий путем создания и обеспечения функционирования системы финансирования экологических мероприятий, которая оказывает стимулирующее воздействие на природопользовате-лей с целью снижения их технических нагрузок на природу.
Формы и методы управления рациональным природопользованием на предприятии. Кроме внутрипроизводственных форм и методов управления в этом блоке реализуются государственные и рыночные формы и методы регулирования процессов природопользования и охраны окружающей среды. К непосредственным формам и методам управления рациональным природопользованием на предприятии относятся:
-эффективное использование налоговых льгот, льготного кредитования, льготного инвестирования, выделяемых субсидий и средств бюджетного и других целевых фондов охраны природы;
-научно обоснованная реализация функциональной системы управления, которая включает прогнозирование, планирование, организацию, учет, контроль, оценку и стимулирование природоохранных мероприятий и инновационно-инвестиционной деятельности;
-совершенствование технологических процессов и внедрение новой техники с меньшим уровнем выбросов вредных примесей и отходов в окружающую среду, т.е. реализация на предприятии так называемых инженерно-экологических мероприятий.