Конкуренция и конкурентоспособность продукции.
Конкуренция- эконом-кое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. К. яв-ся важным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товара, выступает как форма соц.-эк-ких отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходные средствами яв-ся цена и качество, соотношение цены и качества, торговая марка.
Функции:
1)утверждение суверенитета потребителей;
2) постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
3)стимулирование товаропроизводителей и потребителей
4)саморегулирование товаропроизводителей
5)распределение ресурсов среди товаропроизводителей.
Конкурентоспособность продукции-это степень реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке.
Среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью на рынке обладает тот, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект (Эф пол) и минимальную цену потребления (Цпотр). КТ=Эфпол/Цпотр→мах. Конкурентные преимущества достигаются за счет производства прежде всего нового востребованного рынком товара или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов П и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товаров, кот. имеет спрос на рынке, выгодно отличается от аналогичных товаров- конкурентов, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает товаропроизводителю стабильность в получении прибыли и на этой основе-расширенное воспроизводство средств производства и рабочей силы.
Факторы конкурентных преимуществ товара:
1)внешние-(уровни конкур-сти страны, отрасли, региона, П; сила конкуренции на рынке, появление новых потребностей, уровень организации производства)
2)внутренние (патентоспособность конструкции, рациональность орг. и произв. структур П; прогрессивность техн. процессов, уровень системы управления)
Основными факторами конкур-сти товара яв-ся:
-цена потребления товара, кот.определяется суммой цены продаж и издержек у потребителя этого товара за весь нормативный срок
-уровень качества товара
-соотношение цены потребления товара и качества
-свободные параметрические индексы конкур-сти товаров по их техн., эк-м, сбытовым и сервисным параметрам
-неценовые факторы (качество сервисного обслуживания)
Среди факторов конкур-сти товара наиболее важным яв-ся соотношение качества товара и цены потребления. Применяется показатель эластичности (изменения) цены товара при изменении цены товара. Коэффициент эластичности цены по качеству (Еα) опред-ся как частное от деления % изменения цены товара (∆Ц) к %-му изменению качества товара (∆Кач)
Еα=∆Ц/∆Кач=∆Ц Кач0/∆КачЦ0
Виды эластичности цены:
1)единичная эластичность цены, когда на каждый % изменения комплексного показателя качества товара цены потребления изменяются соответственно на 1% (Еα=1)
2)эластичная цена, когда цена потребления товара изменяется в % быстрее, чем изменяется комплексный показатель качества в % (Еα>1)
3)неэластичная, когда цена потребления товара изменяется медленнее, чем изменяется комплексный показатель качества в % (Еα<1)
16. Методы определения конкурентоспособности продукции
1)Прямые-основаны на исполь. общего показателя конкур-сти товара.
2)Косвенные-базируются на анализе параметров отдельных свойств продукции, как правило, это техн.-кие или эк-кие параметры продукции
3) Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления продукции, основаны на определении уровня ее потенциальной конкур-сти (исполь. для обоснования решения о целесообразности ее промышленного производства.
4)Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации товара-применяются для обоснования принятия решения о целесообразности модернизации или разработки новой продукции.
5)Расчетный-включает
а)комплексный метод,
б)метод соотношения качества (полезного эффекта от использования товара) и затрат
в) метод верхнего предела цены
г) смешанный метод
Комплексный метод предполагает определение интегрального показателя конкур-сти рассматриваемого товара по отношению к товару-конкуренту.
КТ=Iтех/Iэк*Iн-прав*Iс-сб, где
При КТ>1 оцениваемый товар считается конкурентным по отношению к др. товару на конкретном рынке в конкретный момент времени.
Метод соотношения полезного эффекта от использования потребителем товара и затрат- в основе этого метода лежит теория эффективности производства, исходя из этого показатели эффективности определяются соотношением полезного результата и затрат. Качество продукции-это потенциальный эффект товара.
Количественную оценку конкур-сти анализируемого образца товара (та.о) на конкретном рынке
та.о=(Эфа.о/Эфл.о)*К1*К2*…Кп, где Эфа.о –эффективность анализируемого образца товара на конкретном рынке, Эфл.о- эффективность лучшего образца товара-конкурента на данном рынке, К-корректирующие коэффициенты.
Эфисп.а.т=Эфпол/Зс, где Эфпол – полезный эффект от исполь. приобретенного товара за нормат. срок его службы, Зс-совокупные затраты.
Совокуп. затраты за жизненный цикл единицы товара
Зс=Зм.ниокрN1+Зо-т. подгN2+Зизг+Звн+ ±Зликв, где Зм.ниокр –затраты на сметную стоимость маркет исследований, N1-количество товаров –изделий, кот планир. выпустить, Зо-т. подг –сметная стоимость, N2-количество товаров-изделий, кот планируется выпустить по данной технол. документации,
Зизг – затраты на производство, Звн- затраты на внедрение изделия у потребителя, транспорт. расходы, сметную стоимость, сервис, З э.тех. обсл.-затраты на эксплуатацию, тех. обсл. и ремонт, Зликв- затраты на демонтаж и ликвидацию
Метод верхнего предела цены КТ0;1=Ц0*Ур.кач0;1*Кнт.ф/Ц1=Цв.п/Ц1, где Ц0,Ц1-цена базового и нового товара, Ур.кач0;1- уровень качества нового товара по сравнению с базовым товаром, Кнт.ф- кКнт.ф коэффициент, учит. влияние нетоварных факторов при приобретении нового товара, Цв.п- верхний предел цены.
Смешанный метод –основан на применении единичных и комплексных показателей.
1)Оценка наиболее важных параметров при помощи единичных показателей, которые в последующем рассматриваются наряду с групповыми показателями.
2)Группировка по определенным признакам всех или части оставшихся параметров продукции с целью осуществления расчета групповых показателей.
3)Определение общего (смешанного) показателя конкур-сти товара
Ксмеш= , где n-кол-во ед. показателей, коэффициент весомости i –гоед. показателя , Ккомп-коэффициент весомости комплексного показателя,
Метод радара-основан на использовании показателей коммерческой, нормативно- правовой и технико-эк-кой конкур-сти. Коммерческая к-сть-х-ся доступностью товара потенциальным потребителям и возможностью его нормальной эксплуатации в данной местности. Нормативно-прав. –отражает безопасность его эксплуатации. Технико-эк-кая-раскрывается показателями 2 «Э», эк-сти, эргономичности.
Конкурентоспособность товара по методу радара
КТр=$р/$, где $р/$- соответственно площадь радара для конкретного товара и общая площадь оценочного круга.
Экспертный метод основан на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов.
Метод балльных оценок –даются баллы экспертами, а общий показатель кокур-сти определяют как среднее арифметическое значение экспертных оценок.