Интегральная защита информации автоматизированных информационных систем.
Интегральная защита информации АИС — это комплекс методов и средств, обеспечивающих стабильность свойств информации АИС. Интегральный подход к обеспечению информационной безопасности предполагает в первую очередь выявление возможных угроз, включая каналы утечки информации. Реализация такого подхода требует объединения различных подсистем безопасности в единый комплекс, оснащенный общими техническими средствами, каналами связи, программным обеспечением и базами данных. Поэтому при выявлении технических каналов утечки информации рассматривают основное оборудование технических средств обработки информации — оконечные устройства, соединительные линии, распределительные и коммутационные системы, оборудование электропитания, схемы заземления и т п. С целью улучшения качества системы защиты информации разрабатываются специальные программы шифрования данных. В качестве примера можно привести программу, которая может защитить конфиденциальные данные, файлы и каталоги компьютера. Программа обеспечивает безопасное хранение информации на жестком диске, дискетах, компакт-дисках под управлением. Это означает, что никто из имеющих доступ к компьютеру, кроме пользователя, не сможет открыть его зашифрованные файлы. Чтобы начать работать с зашифрованными данными необходимо ввести пароль. После этого начнет автоматически расшифровывать данные при обращении к ним из любой программы, а также автоматически шифровать их при записи на диск. Для шифрования файлов использует надежный крипто стойкий алгоритм. Это означает, что программа продолжает свою работу по шифрованию файлов, но доступ к настройкам запрещается. Помимо этого блокируется функция закрытия окна. Перевести в разблокированное состояние возможно только с помощью пароля. Эта функция может быть полезна, например, если пользователь ненадолго отходит от компьютера и не желает, чтобы кто-то изменял настройки.
Функциональная структура автоматизированной информационной системы предприятия.
Функциональная структура отражает содержательную сторону ИС и специфику ее назначения, ᴛ.ᴇ. определяет основные цели АИС, задачи и функции. Функциональная структура представляет собой модель системы управления экономическим объектом и включает функциональные подсистемы, состав которых различен для каждого экономического объекта и зависит от особенностей объекта управления, его масштаба, характера деятельности и других факторов.
В качестве типовых функциональных подсистем АИС для промышленного предприятия можно выделить: кадры, материально-техническое снабжение, финансы, производство, сбыт готовой продукции и др.
Вместе с тем, функциональная структура определяет способы реализации отдельных информационных процедур и информационного процесса в целом. В данном контексте в составе ИС можно выделить подсистемы: сбора и первичной обработки, ввода и кодирования, хранения и обработки, передачи информации.
Любая ИС функционирует в окружении внешней среды, являющейся для ИС источником входной и потребителем выходной информации.
Внешней средой для автоматизированных информационных систем являются:
· источники информации;
· пользователи;
· приложения (конкретные задачи, для решения которых используется информация, получаемая от источников.В качестве приложения могут выступать прикладные программы, реализующие алгоритмы этих задач).
Система «1С:Предприятие»
1С:Предприятие - это система программ, предназначенная для автоматизации различных областей экономической деятельности предприятий, организаций и учреждений, независимо от их вида деятельности и формы собственности, с различным уровнем сложности учета. За счет своей универсальности она используется для автоматизации самых разных участков экономической деятельности предприятия: бухгалтерский, кадровый, оперативный торговый, складской и производственный учет, а также расчет заработной платы, учет товарных и материальных средств, взаиморасчетов с контрагентами.
1С:Предприятие представляет собой систему прикладных решений (конфигураций), построенных по единым принципам и на единой технологической платформе.
Технологическая платформа определяет потенциальные возможности системы для решения задач автоматизации предприятий-заказчиков.
Конфигурации ориентированы на автоматизацию определенной сферы экономической деятельности, они работают на основании соответствующих технологических платформ.
Предприятие может приобрести ту конфигурацию, которая соответствует его актуальным потребностям. Продукты 1С ориентированы в основном на создание программ для малых и средних предприятий.
В зависимости от целей автоматизации можно выделить следующие функции 1С:Предприятия:
1) Анализ и управление эффективностью работы предприятия
Эта функция ориентирована на руководителя предприятия и на управленцев, отвечающих за рентабельность бизнеса и его развитие.
Её назначение - обеспечить руководителей актуальной информацией, необходимой для оценки ситуации и принятия решений.
Например:
- бюджетирование (планирование финансовой деятельности и сопоставление планов с фактическими данными);
- анализ рентабельности производственной деятельности;
- анализ сбыта товаров и продукции;
- прогнозирование продаж.
2) Учет и управление оперативной деятельностью предприятия.
Эта функция ориентирована на менеджеров и работников, непосредственно занимающихся торговой, производственной деятельностью или деятельностью в области оказания услуг.
Она обеспечивает эффективную ежедневную работу предприятия:
- подготовка документов;
- управление движением товаров;
- управление производственными запасами и выпуском продукции;
- прием заказов и контроль их исполнения.
3) Регламентированный учет и отчетность.
Эта функция системы ориентирована на бухгалтеров и расчетчиков зарплаты. Её цель - обеспечить ведение учета в полном соответствии с требованиями законодательства.
- собственно ведение бухгалтерского и налогового учета;
- расчет заработной платы;
- составление бухгалтерской и налоговой отчетности, отчетности в фонды.
Система «Касатка»
Программный комплекс "КАСАТКА" предназначен для руководителей компаний и маркетологов, т.к. большая часть продукта посвящена решению проблем маркетинга и координации бизнес-процессов.
Программа спроектирована на основе анализа управленческой деятельности человека и имитирует весь комплекс бизнес-процессов. "КАСАТКА" структурирует Ваши бизнес-процессы и наводит порядок в Вашей компании. В "КАСАТКЕ - ПРОФ" есть: комплекс стратегического планирования, комплекс менеджмента и комплекс маркетинга, экономические расчеты по маркетингу и менеджменту, бизнес-план, документооборот, блоки отчетности перед руководителем и многое другое.
"КАСАТКА - ПРОФ" предназначена для руководителей, которые способны внедрять новые технологии, развивать себя и свое дело.
Программа была спроектирована и создана на основании наблюдения за действиями человека в момент практической работы по принятию бизнес-решений. Поэтому она имитирует все то, что происходит в реальной жизни. Эта программа помогает правильно управлять всеми бизнес-процессами на предприятии и идти компании или предприятию в нужном правильном направлении.
Система AVACCO
Система AVACCO предназначена для решения основных задач большинства предприятий - планирования, учета и управления - в различных областях деловой деятельности, в том числе торговле, производстве и бюджетной сфере. В основу разработки системы положены результаты анализа возможностей существующих систем и реальных потребностей потенциальных потребителей. Целью создания комплексной системы автоматизации финансово-хозяйственной деятельности AVACCO явилось существенное упрощение работы всех сотрудников - от складских рабочих до директора - снижение издержек, улучшение контроля и финансовых показателей предприятия за счет реализации гибких средств настройки системы на особенности конкретного предприятия. Создание системы «с чистого листа» позволило изначально заложить в ее основу использование последних достижений в области системных программных средств, баз данных и телекоммуникационных технологий, в том числе технологий Интернет.
В «стандартный комплект AVACCOServerвходят следующие группы модулей:
Сервер бизнес-процессов - основной функциональный модуль системы, предназначенный для настройки и управления ходом выполнения бизнес-процессов.
Финансы - группа модулей, отвечающая за ведение мультивалютного финансового учета и анализ денежных потоков. В группу входят следующие документы:
• Справочник валют;
• Справочник партнеров;
• Справочник счетов;
• Справочник категорий;
• Приходные кассовые ордера;
• Расходные кассовые ордера;
• Авансовые отчеты;
• Платежные документы;
• Входящие платежные документы;
• Финансовые операции.
Склад- группа модулей для учета товарно-материальных ценностей на любом количестве складов. В ней представлены первичные документы, предназначенные для получения, продажи и перемещения товаров:
• Справочник единиц измерения;
• Справочник товаров;
• Приходные накладные; Расходные накладные;
• Накладные на внутреннее перемещение;
• Товарные операции (ТО);
• Процесс создания ТО.
Сервисы- модули, призванные облегчить работу разработчиков |Стандартизировать возможности системы:
Файловое хранилище - позволяет хранить произвольные файлы в базе данных, что применяется при работе VBAи Интернет клиента;
Сервис папок – иерархическая структура, позволяющая хранить любые объекты системы в структурированном виде любой вложенности;
Сервис характеристик – дополнительная информация, которую можно «прикрепить» к любому объекту системы, поддерживающему этот сервис.
Система «Галактика»
Корпоративная система управления "Галактика" может помочь каждый день в любой момент без затрат времени и средств иметь точные оперативные данные, а также помогает поддерживать актуальность информации о внешней среде.
Применение КСУ "Галактика" возможно на предприятии любого масштаба, с любой формой собственности. Система универсальна и настраивается под любое предприятие, учитывая его специфику.
"Галактика" один из немногих отечественных программных продуктов, комплексно охватывающих все функции управления и учитывающий изменения в российском законодательстве "Галактика" не диктует предприятию, что ему делать - централизовать управление, провести децентрализацию или поискать компромиссные варианты. Поддержка территориально распределенных баз данных, наличие возможностей корпоративного межофисного обмена, мощная система разграничения доступа и обеспечения информационной безопасности - все это развязывает владельцам и руководителям предприятия руки для экспериментов и модификаций.
Комплекс ГАЛАКТИКА - это: помощь в уточнении (формировании) стратегии предприятия, повышение управляемости предприятия и устранение "нестыковок" путем автоматизации планирования и управления финансовыми и материальными потоками, налаживание полного информационного контроля; набор современных технологий и средства их реализации для управления предприятием (корпорацией).
Комплекс ГАЛАКТИКА состоит из 40 детально проработанных крупных программных модулей и поддерживает как производство работ, так и оказание услуг. Комплекс реализован в архитектуре клиент - сервер и функционирует в распределенной локально вычислительной сети. Предприятию предлагается не только анализ бизнес-процессов и информационных потоков, но и механизм их изменения. На базе комплекса создается и развивается единая операционно-информационная среда предприятия, помогающая персонифицировать ответственность, минимизировать налоги, наладить производственную и технологическую дисциплину.