Профессиональная адаптация: задачи, виды, этапы профадаптации
Адаптация – это взаимное приспособления работника и организации, основывающиеся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных социальных и организационно условиях труда.
Цели адаптации:
- уменьшение стартовых издержек, то есть пока новый работник плохо знает свою работу он работает менее эффективно
- снижение озабоченности и неопределенности новой работы
-сокращение и текучесть рабочей силы
- развитие позитивного отношения к работе и удовлетворённости работы.
Виды адаптации:
1) Профессиональная адаптация освоение профессиональных знаний и навыков.
2) Психофизиологическая адаптация адаптироваться к режиму: -физические и психические нагрузки, - монотонность труда. – ритм труда. – удобства рабочего места
3) Социально-психологическая адаптация включение работника в систему традиций норм жизни ценностных ориентаций коллектива.
4) Организационно-административная адаптация – осознание своей роли в общем производственном процессе, готовность сотрудника и восприятию, и реализации нововведения
5) Экономическая адаптация знакомства работника с условиями оплаты труда и дополнительных стимулов
6) Санитарно-гигиеническая адаптация:
1. к санитарно-гигиеническим нормам
2. требованием техникой безопасности и сохранение здоровья
49. Методы профессионального обучения: на рабочем месте, вне рабочего места.
Отечественная и зарубежная практика профессионального обучения выработала широкий спектр методов, приемов, технологий, процедур, тренингов, форм профессиональной подготовки и переподготовки работников, повышения квалификации, освоения новых профессий, новой техники, программного обеспечения и др.
Методы обучения можно разделить на три группы.
1. Методы обучения на рабочем месте:
o демонстрация;
o наставничество;
o кураторство;
o рабочие ротации (ротация труда).
2. Методы обучения на рабочем месте или вне его:
o активное обучение;
o профессиональный инструктаж;
o задание для самостоятельной работы;
o разработка проекта;
o направленное чтение;
o обучение с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
o мультимедийное обучение.
3. Методы обучения вне рабочего места:
o лекция;
o диспут;
o обсуждение;
o анализ конкретных ситуаций;
o ролевые игры, моделирование;
o групповое задание;
o групповая динамика;
o тренинг уверенности в себе;
o дистанционное обучение.
Методы обучения на рабочем месте
Демонстрация - метод обучения, при котором преподаватель (тренер, мастер своего дела) показывает, рассказывает, как выполнять работу. Одновременно обучающемуся предлагается повторить действия преподавателя (например, при обучении езды на автомашине). Таким образом, в процессе обучения активно задействован обучающийся.
При всей своей простоте и распространенности данный метод не обеспечивает стройной системы обучения и может быть использован в качестве вспомогательного в совокупности с другими методами.
Наставничество - профессиональная подготовка молодых работников опытными квалифицированными специалистами. Широко применялось в прошлые годы и хорошо мотивировалось.
Кураторство (куратор - от лат.попечитель) - форма контроля со стороны специально отобранных людей за определенным видом деятельности или группой лиц (лицом), помогающих курируемым развиваться в своей профессии.
Рабочие ротации (планомерное приобретение опыта) - перемещение работника с одного рабочего места на другое, из одного отдела в другой, что позволяет обучающемуся приобретать дополнительные задания и навыки.
Ротация труда обеспечивает организации реальную гибкость в кадровом обеспечении за счет многопрофильной подготовки работников. Ротация может быть также использована для формирования кадрового резерва.
Методы обучения на рабочем месте или вне его
Активное обучение - метод погружения в реальные проблемные ситуации или реальную среду обитания (например, при изучении иностранных языков используется метод погружения в языковую среду).
Активное обучение имеет широкий набор методов. Важное место среди них занимает метод мозгового штурма (brainstorming), или мозговой атаки, - один из методов интеллектуально-креативной активизации человеческих ресурсов организации.
Технология мозгового штурма была разработана Алексом Осборном (США) в 1950-х гг. с целью стимулировать творческие начинания и генерирование идей. Метод основан на накапливании максимально доступного числа различных идей, спонтанно генерируемых всеми участниками процесса.
Мозговая атака (МЛ) основана на гипотезе о существовании среди большого числа идей нескольких полезных для решения возникшей конкретной проблемы. Поэтому целью мозговой атаки является выявление таких идей, способных решить данную проблему.
Методы этого типа относятся к числу наиболее эффективных приемов продуцирования новых идей, коллективного поиска нетрадиционных путей решения проблемы (известны также под названием коллективной генерации идей).
При проведении МА необходимо придерживаться определенных правил, суть которых сводится к следующему:
- чтобы достичь результата, необходимо создать атмосферу свободного мышления, возможности высказывания любых суждений, если они даже кажутся на первый взгляд абсурдными;
- не допускать критики;
- не прекращать обсуждать ни одну идею, высказывать как можно больше идей, продуцировать цепную реакцию идей;
- поощрять и вызывать ассоциативное мышление. Предлагаемая к обсуждению проблема должна быть метко сформулирована. На этой стороне дела следует остановиться более детально, поскольку от правильной постановки проблемы зависит и соответствующее ее решение.
Проблемы возникают и формулируются на основе проблемных ситуаций. В ходе проведения исследований развития науки, техники, производственных, технических, социально-экономических и других систем и процессов в природе и обществе обнаруживаются все новые и новые проблемные ситуации. Появление любого нового знания влечет за собой новые проблемные ситуации, происходит непрерывнаяпроблематизация полученных результатов исследований. Иначе говоря, новые знания порождают и новые проблемы.
Появляющиеся таким образом проблемные ситуации представляют собой противоречивое единство известного и неизвестного. Отсюда возникает необходимость в нахождении недостающих (непознанных) элементов, и по отношению к ним формулируются проблемы, требующие ответа на вопрос: что представляют собой эти элементы, каковы их природа, свойства, причины и т.д.?
Сформулированная таким образом проблема становится ядром проблемной ситуации, стягивающим к себе все известные компоненты. Проблемная ситуация чаще всего существует в виде противоречий между теми или иными элементами знания, существующим порядком вещей (отношений) и новыми требованиями (например, требования рабочих об изменении режима работы на конвейере, улучшении условий труда и т.д.). По все это свидетельствует лишь о наличии какого-то неблагополучия в системе отношений (знания) до тех пор, пока не будет четко сформулирована проблема, требующая решения (устранения противоречий).
Профессиональный инструктаж - метод обучения, представляющий собой сочетание рассказа и показа - объяснений и демонстрации. В процессе обучения используются видеоматериалы, схемы, диаграммы и другие наглядные пособия.
Задание для самостоятельной работы используется в качестве формы обучения для проверки знаний и их использования. Например, обучающемуся предлагается разработать бизнес-план на избранную тему или составить аналитический отчет по кадровому аудиту, проведенному в конкретной организации.
Разработка проекта - форма задания обучающемуся, при выполнении которого необходимо показать полученные знания и умение использовать их на практике, например в виде разработанной проектной документации.
Структура проектной документации в соответствии с Государственным стандартом приведена в табл. 4.3. При этом каждая из стадий проектной документации может содержать ноу-хау.
Таблица 4.3. Виды проектной документации
Наименование документа Содержание документа
Техническое предложение Вид проектной конструкторской документации, содержащей технико-экономическое обоснование целесообразности разработки изделия (продукта) и уточняющей требования к его изготовлению, полученные па основании анализа технического задания и проработки вариантов возможных технических решений изделия
Эскизный проект Вид проектной конструкторской документации на изделие (продукт), содержащей принципиальные конструкторские решения, дающей общее представление о конструкции и принципе работы изделия, определяющей его соответствие назначению и маркетинговые характеристики
Технический проект Вид проектной конструкторской документации на изделие, содержащей окончательные технические решения, дающей полное представление о конструкции разрабатываемого изделия и включающей данные, необходимые и достаточные для разработки рабочей конструкторской документации
Предварительный проект Технологическая документация, предназначенная для изготовления и испытания макета изделия и (или) его составных частей на основании конструкторской документации, выполненной на стадиях эскизного и технического проектирования
Разработка реального проекта требует высокого уровня обучения, и выполняются такие задания часто коллективом обучающихся.
Направленное чтение может быть полезным способом получения знаний при условии понимания обучающимися полезности рекомендованных книг, а также неотвратимости наказания за невыученный урок (непрочтенную книгу).
Обучение с использованием вычислительной техники и информационных технологий - это форма индивидуального обучения с использованием новых технологий в сфере образования. Иногда этот метод называется дистанционным обучением. При этом широко используются интерактивное видео, Интернет.
Интерактивное видео основано на слиянии двух технологий обучения: вычислительных технологий и видео, что в конечном счете дает высокий эффект. Интерактивное видео индивидуально, доступно в любом порядке.
Мультимедийное обучение - это комплексная организационная система, которая объединяет видеосредства, учебники, графики, фотографии, анимацию, в совокупности, создающие активную компьютерную программу. В подобных программах широко применяются различные подходы к обучению, усиливающие друг друга. Обучающиеся могут работать в режиме онлайн, что позволяет повышать концентрацию внимания и улучшить запоминание информации. Этот метод эффективен при проведении практических занятий, моделировании, обучении управлению людьми и регулировании межличностных отношений.
Этапы процесса аттестации.
Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.
Подготовка, осуществляемая кадровой службой, включает:
разработку принципов и методики проведения аттестации;
издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);
подготовку специальной программы по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении аттестации в первый раз по новой методике);
подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).
Проведение аттестации:
аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;
аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;
анализируются результаты;
проводятся заседания аттестационной комиссии.
Подведение итогов аттестации:
анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации;
подготовка рекомендаций по работе с персоналом;
утверждение результатов аттестации.