Этика трудоустройства: резюме и собеседование.
Внешний вид — ваша визитная карточка. У вас никогда не будет возможности произвести второй раз первое впечатление!
Главные козыри в этом вопросе — нейтральность, деловая скромность, ничто не должно отвлекать визави от вашей личности, и ничто так не отвлекает и рассредоточивает, как пестрое одеяние, бижутерия, парфюмерия, яркая косметика. Даже если это ваш привычный стиль, рекомендуем отойти от него хотя бы на время первого собеседования ради соблюдения делового этикета.
Самым оптимальным вариантом всегда был и остается классический деловой костюм в нейтральных тонах, строгая, аккуратная прическа, минимальное количество косметики, свежий маникюр, отсутствие резких духов.
Обувь должна быть идеально чистой, несмотря ни на какие погодные условия, поэтому рекомендуем иметь с собой аксессуар в виде специальной салфетки или губки. По правилам делового этикета не рекомендуется на такие встречи обувать туфли с открытыми носами.
Не забудьте снять головной убор! Вести переговоры, не сняв с головы зимнюю шапку, считается не просто признаком дурного тона, но еще говорит о крайней неуверенности в себе кандидата. Это один из самых отталкивающих моментов.
На собеседование лучше приходить за 15-20 минут до его начала, но ни в коем случае не следует заходить в кабинет раньше назначенного времени — по законам деловой этики это воспринимается намного более негативно, нежели опоздание. Помните: у сотрудников кадровых служб четко распланировано время, и должен оставаться хотя бы небольшой промежуток для передышки между собеседованиями.
Будьте вежливы и доброжелательны со всеми, кого Вы встретите в офисе.
В четко назначенное время можете смело входить в кабинет. Улыбнитесь и поздоровайтесь со всеми присутствующими, спросите нужного вам человека, объясните коротко цель своего визита. Не забывайте, как важен язык жестов. Не меньшее значение имеет и Ваше рукопожатие: рука должна быть сухой и теплой; рукопожатие должно быть уверенным, но не слишком сильным. Приветствуя представителя компании, не подавайте руки первым.
Резюме необходимо иметь с собой, даже если вы предварительно его высылали и были уведомлены, что оно дошло до адресата. Причем лучше иметь его как на бумажном, так и на и электронном носителях — такая предусмотрительность добавит вам дополнительных очков.По окончании встречи обязательно поблагодарите за проявленный к вам интерес и уделенное время. Уточните, когда можно узнать о результатах собеседования. По возможности оставьте инициативу звонка за собой.
Резюме молодого специалистадолжно включать в себя следующую информацию.
«Шапка» резюме– это «паспорт кандидата». В обязательном порядке укажите в нем ваше ФИО, возраст, адрес проживания, номера контактных телефонов, адрес электронной почты (все контакты должны быть действующими, чтобы с вами было легко связаться). Укажите вакансию, на которую вы претендуете.
В графе «ожидаемый уровень дохода» предпочтительнее указать «по договоренности» (такая формулировка расширяет круг поиска работы). Работодатели не хотят платить вчерашним студентам высокую зарплату, зато готовы вкладывать силы и время в обучение молодых специалистов (что расценивается как финансовая инвестиция). Однако возможно обозначить в этом пункте некоторый ценовой диапазон, особенно, если имеется опыт работы.
В графе «трудовой стаж»(если имеется) распишите послужной список. Обычно в резюме сначала приводятся сведения о последнем месте работы и далее – в обратном хронологическом порядке – указывается, чем вы занимались вплоть до момента окончания вуза.
Если это будет первое место работы, то нужно начать со своего образования, сделав акцент на ваших достижениях (графа «образование»). Место учебы – основной пункт резюме молодого специалиста. Укажите полное название учебного заведения, годы обучения, факультет, название специальности. Красный диплом – дополнительный бонус. Также можно указать тему дипломной работы, специализации, участие в конференциях. Данная информация охарактеризует вас как нацеленного на результат человека.
В графе «дополнительное образование» укажите курсы, семинары, тренинги, которые вы посещали, что покажет ваше стремление к получению новых знаний.
Раздел «опыт работы»вызывает у молодых специалистов больше всего вопросов – что писать? Сделайте ссылку на учебную практику и стажировку, укажите название организации, полученные навыки и знания, обязанности, возможно, достигнутые результаты. Непрофильный опыт работы также может быть указан (многие студенты подрабатывают во время учебы). Любой опыт работы означает, что вам знакомо понятие трудовой дисциплины и ответственности, вы умеете работать в коллективе и выполнять распоряжения руководителя (все это немаловажно для работодателя).
В разделе «дополнительные знания и навыки» можно указать следующую информацию: владение иностранными языками (каким языком и на каком уровне), компьютером, наличие водительских прав, личного автомобиля и др. Составляя резюме, не преувеличивайте свои возможности и способности, старайтесь быть честными (все легко проверяется).
В графе «семейное положение»укажите количество детей, если таковые имеются.
В стандартном резюме есть графа «дополнительные сведения»или«личныесвойства».Указываются ключевые навыки (что умеете делать и могли бы использовать в работе), например, навыки ведения переговоров или написания деловых писем; участие в конкурсах и олимпиадах. Личные качества – перечислите три-четыре, наиболее полно характеризующие вас (работодателя может заинтересовать быстрая обучаемость, ответственное отношение к работе, коммуникабельность, инициативность, целеустремленность и пр.).
Отправляя резюме по электронной почте, добавьте к нему ваше фото, чтобы работодатель мог еще до личной встречи составить о вас визуальное представление. Проверьте резюме на ошибки. Печатать резюме следует на бумаге хорошего качества и сразу несколько экземпляров. Следите за тем, чтобы резюме не помялось.
Теперь все чаще при приеме на работу спрашивают наличие рекомендаций. Люди, готовые дать характеристику, должны быть профессионалами в данной области, уважаемыми людьми (это могут быть бывшие непосредственные начальники). Родственников, даже высокопоставленных, лучше не привлекать. Молодому человеку, впервые поступающему на работу, рекомендацию могут дать декан, профессор, уважаемый преподаватель того факультета, который он закончил, или руководитель той организации, где он проходил практику.
Этикет деловых переговоров.
Виды деловых бесед. Подготовка к проведению «круглых столов», разного вида переговоров. Роль процедурных и психологических моментов (визитная карточка, рассадка за столом, психологический климат беседы). Методы вступление в беседу (ассоциация, прямой подход, стимулирование инициативы).
Деловые переговоры и их фазы: сбор информации, определение целей, предметный уровень переговоров, прогнозирование результатов, определение свободы маневра. Роль фактора времени в переговорах. Типы переговорщиков.
Прохождение собеседования при приеме на работу как пример деловых переговоров. Внешний вид, время, вербальное и невербальное поведение, специфика вопросов и ответов. Этикет общения после собеседования.
Деловое совещание, факторы успеха в проведении делового совещания, виды деловых совещаний, дискуссия, «мозговой штурм».