Редакция СМИ и ее организация
Все звенья, элементы редакции образуют систему, где все находится во взаимозависимости. Редакция функционирует нормально, когда обеспечены системность, ритмичность и цикличность ее деятельности.
Ритмичность. Выпуск газеты, журнала, телерадиопрограммы производится через равные временные интервалы – час, день, неделю, месяц и т.д. Ритмичность означает подготовку и выпуск периодического издания в заранее обусловленной последовательности, производство каждой операции в определенное время, к установленному сроку, повторяемость этих операций в определенный период. Забота о поддержании ровного ритма в редакции – забота ее руководителей, менеджеров. Редакционная деятельность циклична, состоит из нескольких повторяющихся циклов, каждый из которых обычно включает: подготовку номера или программы и их выпуск. В свою очередь каждая из этих частей состоит из нескольких этапов. Так, в подготовку номера или передачи входят сбор информации, ее обработка, формирование номера. Деятельность редакции разворачивается на нескольких направлениях – от сбора информации и ее хранения до выпуска издания. Приток информации в редакцию зависит от использования всех возможных ее источников. Руководители должны обеспечить непрерывный приток информации из всех возможных ее источников. Все источники информации делятся на две части: внутриредакционные (сотрудники редакции – репортеры и другие корреспонденты, которые наблюдают за событиями и собирают информацию) и внередакционные (информационные агентства, у которых редакция покупает информацию). Должно быть наличие денежных средств для приобретения этой информации. Большая часть информации, получаемой редакцией, используется в очередных выпусках издания. Остальная информация хранится в редакционном банке данных. Электронный банк данных позволяет создать информационно-справочную систему, которой может пользоваться любой журналист редакции. Основой организации работы редакции является моделирование издания, его выпуска и деятельности коллектива. Модели издания и работы редакции конкретизируются в редакционных планах. В современной системе редакционного планирования используются оперативные планы – недельный и план очередного номера.
Редакционный менеджер контролирует экономическую эффективность организации работы редакции и при ее снижении принимает меры для устранения причин этого. Редакция периодического издания – трудовой, производственно-творческий коллектив, система, элементами которой являются творческие, технические и коммерческие сотрудники. Условием эффективности управления редакцией является использование различных методов – политических, правовых, организационных (административных), психологических, экономических. Менеджер применяет экономические методы управления коллективом: регулирование оплаты труда работников, размера гонораров за публикации, стимулирование лучших сотрудников и др.
Общественное мнение и СМИ
Общественное мнение зависит от степени доверия общества институту СМИ. Многие высокообразованные россияне считают СМИ разнообразными и способными удовлетворить самые разные потребности. Россияне со средним образование не удовлетворено разнообразием и содержанием СМИ. О роли СМИ половина россиян думает как об обязанности СМИ давать нам информацию и прививать нравственные ценности. А многие считают, что СМИ служат для развлечения и легкого получения информации. Многие считают, что современные СМИ не заменят прежних, некоторые думают наоборот. Большая часть населения думает, что всегда найдутся те, кто будет готов заплатить за качественную информацию и хорошие газеты, а некоторые считают, что платные СМИ скоро вытеснят бесплатные.
Этика СМИ
Высказывается множество претензий в сторону СМИ. Например, что СМИ только развлекают, а не преподносят публике полезную информацию, что информация носит пошлый и поверхностный характер, что СМИ стремятся к сенсациям, а не докопаться до истины, что СМИ искажают информацию, материалы носят пропагандистский а не информационный характер, что свою свободу пресса использует для увеличения тиража, а не для осведомления читателей и другое. Исходя из этого выработаны следующие каноны для СМИ:
1. Ответственность. Интерес публики к газете возлагает на неё ответственность. Они должны стремиться сохранить читателей не в своих корыстных интересах, а для общественной полезности.
2. Свобода печати. Закон должен охранять свободу печати и искоренять все ограничения, т.к. это одно из прав человека.
3. Независимость. Свобода от всех обязательств, кроме обязательства соблюдать интересы общества. Честный журнал не должен служить частным интересам.
4. Искренность, правдивость, точность. Главное – доверие читателя. Если доверие есть, то газета обязана быть правдивой. Шапки статей должны точно соответствовать содержащейся информации в статье.
5. Беспристрастность. Никакой предвзятости не должно быть. Сведения не должны пересекаться с мнениями о них.
6. Добросовестность. Газета не должна вторгаться в частную жизнь, если это не имеет необходимости для общества. Никакого праздного любопытства. Если сделана ошибка, газета тут же должна дать опровержение. Газета не должна печатать обвинений, оскорбляющих репутацию человека, не ознакомив его с ними.
7. Благопристойность. Газета не должна показывать пример дурного поведения, печатая подробности преступлений, которые не могут способствовать повышению уровни морали населения.
Саморегулирование СМИ
В основе саморегулирования – добровольное объединение участников СМИ для создания стандартов и правил, которых надо придерживаться. Основные элементы саморегулирования – кодекс и принципы саморегулирования, органы по его формированию и применению, системы финансирования организации. Авторитеты в мировом медиаобществе – это такие организации как: Международная ассоциация рекламы (IAA), Всемирная газетная ассоциация (WAN), Международная федерация журнальной прессы (FIPP) и Международная исследовательская и сервисная организация для издательской деятельности (IFRA), Ассоциация распространителей прессы (DISTRIPRESS).
Всемирная газетная ассоциация (WAN).Основана в Париже. Некоммерческая независимая организация, объединяет 77 национальных ассоциаций, индивидуальных членов – топ-менеджеров газет из 102 стран мира, 12 национальных и международных информационных агентств, фонд СМИ, объединения прессы. Три задачи: защитить, способствовать развитию свободы прессы и экономической независимости газет, стимулировать развитие издательского бизнеса путем общения и контактов между менеджерами газет разных регионов, способствовать сотрудничеству между национальными, региональными, международными организациями.
Международная исследовательская и сервисная организация для издательской деятельности (IFRA). Германия. Офисы в Австралии, Индии, США, Индонезии, Лондоне, Франции, Испании, Норвегии, Риме, Сингапуре, Стокгольме, Вене. IFRA это форум для тех, кто принимает решения в международной газетной индустрии. Услуги IFRA: разработка и внедрение стандартов качества и производства, исследования, публикации, профессиональное консультирование, конференции и выставки, обучение. IFRA издает журнал об издательских стратегиях, бизнесе и технологиях. Услугами IFRA пользуются организации в 80 странах. Члены IFRA: издательские дома и типографии, ассоциации и объединения, поставщики и провайдеры услуг. Партнерство с ГИПП (гильдия издателей периодической печати).
Всемирная ассоциация газет и новостных изданий (WAN-IFRA).В 2009 году слились Международная исследовательская и сервисная организация для издательской деятельности (IFRA) и Всемирная газетная ассоциация (WAN).
Международная ассоциация распространителей прессы (DISTRIPRESS). Деятельность направлена на развитие мирового рынка распространения периодики и поддержку распространителей, издателей и других членов всемирного сообщества. Объединяет 500 компаний, 100 стран мира. Проводит ежегодные форумы, выставки.
Международное объединение тиражных бюро (IF ABC). Объединяет 40 национальных бюро тиражного аудита в 38 странах.
Международная ассоциация рекламы (IAA). Создана в Нью-Йорке. Представляет все области корпоративных и маркетинговых коммуникаций. Её 46 отделений находятся в 70 странах мира, в России в том числе.
Российские общественные организации.
В рекламном секторе индустрии работают: национальная рекламная ассоциация, ассоциация коммуникационных агентств России, Российская ассоциация директ-маркетинга, ассоциация рекламодателей.
Телерадиовещатели создали: национальную ассоциацию телерадиовещателей, международную академию телевидения и радио, российскую академию радио, российскую ассоциацию региональных телекомпаний.
Издателей прессы объединяют некоммерческие объединения: гильдия издателей периодической печати, альянс независимых региональных издателей, национальная ассоциация издателей, национальная тиражная служба, альянс руководителей региональных СМИ России...
Распространители печати образовали ассоциацию распространителей печатной продукции.
Полиграфистов объединяют: международная ассоциация полиграфистов, московский полиграфический союз
Предприятия бумажной индустрии объединены в: содружество бумажных оптовиков, российскую ассоциацию организаций и предприятий бумажной промышлености.
Гильдия издателей периодической печати (ГИПП). Занимается программой совершенствования системы профессиональной подготовки и повышения квалификации творческих и управленческих кадров для индустрии печатных СМИ посредством проведения семинаров, конференций. Проводятся ежегодные конференции и семинары.
Бюро тиражного аудита ABC и России. Некоммерческая организация. Клиенты: издатели газет, журналов, b2b-издания, бесплатные издания, рекламные агентства, рекламодатели, медиаэксперты и др. Использует передовой мировой опыт с целью обеспечения независимой экспертизы тиражей печатных изданий. Задачи: независимая экспертиза тиражей и географии распространения печатной продукции и создание на этой основе цивилизованного рынка СМИ , публикация на сайте сертифицированных изданий и предоставление их издателям, рекламодателям, рекламным агентствам, читателям, предоставление статистической информации организациям.