Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала АНО «СОИКС «Стандарт».
3.1 Улучшение материального стимулирования и условий труда
Проведенное диагностирующее исследование мотивационной среды показало, что применяемые механизмы не в достаточной степени обеспечивают достижение целей АНО «СОИКС «Стандарт».
В целях создания мотивирующей рабочей среды предлагается провести следующие мероприятия:
1) дополнительное повышение материального стимулирования;
2) улучшение условий труда (Рабочее место);
3) вовлечение персонала в процесс управления;
4) моральное стимулирование;
5) планирование карьеры.
Первое направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда. Оно включает в качестве элементов совершенствование системы заработной платы, предоставление возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли организации.
Дополнительное повышение материального стимулирования в АНО «СОИКС «Стандарт» предлагается проводить по нижеуказанной схеме:
а) доплатам должны быть свойственны черты поощрительных форм материального стимулирования, доплата должна являться формой вознаграждения за дополнительные результаты труда. Доплаты должны будут получать лишь те, кто участвует в достижении дополнительных результатов труда, дополнительного экономического эффекта. Например: преподаватель или любой другой работник организации будет поощрен доплатой к заработной плате в размере 1500 р. в случае, если он пригласит трех новых студентов для обучения в АНО «СОИКС «Стандарт», и, при условии заключения этими студентами договора об обучении с организацией. Увеличение размера доплат будет зависеть главным образом от роста индивидуальной эффективности труда конкретного работника и его вклада в коллективные результаты. Например: при заключении договора об обучении с организацией девяти человек по рекомендации преподавателя, ему будет начислена доплата в размере 4500 р. При снижении показателей работы доплаты могут быть не только уменьшены в размере, но и полностью отменены;
б) надбавка к заработной плате – это денежные выплаты сверх нормированной заработной платы, которые стимулируют работника к повышению эффективности труда. Сумма оплаты труда преподавателя в АНО «СОИКС «Стандарт» определяется из расчета часовой ставки, определенной в договоре, и фактически отработанных часов преподавателя. Предлагается установить определенное количество часов в квартал, при выработке которых к оплате последующих отработанных часов будет начисляться надбавка в размере 20 р. за один час.
Доплаты к тарифным ставкам позволяют поощрить эффективность труда работника. Доплата создает стимулы относительно длительного действия;
в) компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими их обязанностей. Предлагается выплачивать преподавателям и административно-управляющему персоналу компенсации:
- оплаты сотовой связи (фиксированная сумма - 400 р. в месяц);
- оплаты ГСМ (по предоставленным чекам с АЗС, оплачиваются только чеки, полученные в рабочее время с 8.00 до 18.00);
- оплаты медикаментов, требующихся для поддержания иммунитета в зимний, осенний и весенний периоды (витамины).
г) важнейшим предложением по материальному денежному стимулированию является премирование работников в АНО «СОИКС «Стандарт». Премия стимулирует особые повышенные результаты труда и ее источником является фонд материального поощрения. Что касается премирования административно – управляющего персонала: в конце каждого месяца руководителями устанавливается план на следующий месяц. Предлагается при выполнении этого плана исполнительному директору, заместителю директора по внеучебной части и заместителю директора по учебной части начислять премию в размере от 500 р. При перевыполнении установленного плана на 10 % - начислять премию от 1000 р., на 20% - от 2000 р., на 30% - от 3000 р. и т.д. Указанная премия в своей части имеет неустойчивый характер. Ее величина может быть различной, при определенных условиях она может не начисляться. Это главное отличие премии от доплаты к зарплате. Применение премии призвано обеспечить оперативную реакцию на изменение условий и конкретных задач АНО «СОИКС « Стандарт».
Улучшение условий труда - острейшая проблема сегодняшнего дня. На этапе перехода к рынку возрастает значимость условий труда как одной из важнейших потребностей человека. Новый уровень социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием определенной производительности труда и его эффективности.
Состояние рабочего места оценивается ежедневно при проверке по бальной оценке на соответствии его содержания указанным правилам. Рабочие прямо заинтересованы в постоянном поддержании в хорошем состоянии своего рабочего места, так как в этом случае увеличивается на 10% тарифная часть его заработка. Применение такой системы позволяет повысить уровень культуры оказания услуг и способствует росту результативности труда.
Предлагается установить модернизированные стандарты рабочих мест сотрудников организации, внешнего и внутреннего оформления помещения АНО СОИКС «Стандарт».
Вывеска АНО «СОИКС «Стандарт»: макет вывески должен быть согласован с сетевым директором, соответствовать БРЕНД – буку.
Стены помещения АНО «СОИКС «Стандарт» должны быть оформлены согласно корпоративной цветовой гамме (пастельные оттенки молочно-белого, серого). Для контраста добавляются акценты красного, серого, серебристого, чёрного. Интерьер дополняют фирменные логотипы, фирменные интерьерные панно, фотографии.
Вход в академию не должен быть перегорожен вещами, мебелью, мешающими проходу и закрывающими обзор помещения.
В фойе минимальное количество мебели.
В фойе обязательное размещение фирменного информационного стенда. Стенд содержит следующую информацию:
- презентация АНО «СОИКС «Стандарт»;
- информация об услугах;
- лицензия;
- фото сотрудников;
- расписание;
- новости академии;
- достижения академии и преподавателей (дипломы, сертификаты).
Также в фойе должны быть расположены витрины с продукцией. Информационная стойка с рекламными материалами о товарах и услугах, предлагаемых в АНО «СОИКС «Стандарт».
Атмосфера в фойе должна быть приятной, располагающей – это одна из составляющих, первого впечатления об академии.
Размещение рекламных материалов конкурентов, изданий и материалов, не согласованных с сетевым директором, а также использование информационных листовок, приглашающих посетить другие, образовательные учреждения, магазины, торговые точки не должно допускаться.
В фойе должно быть расположено рабочее место заместителя директора по внеучебной части. Он первый встречает посетителей, проводит презентацию АНО «СОИКС «Стандарт». Информирует о навигации клиентов в академии, в зависимости от их потребности.
В учебной части должны располагаться рабочие места исполнительного директора и заместителя директора по учебной части. Здесь решаются текущие вопросы с преподавателями, студентами, клиентами салона красоты.
Учебная часть должна быть оборудована офисной техникой, мебелью выбранной согласно корпоративному стилю АНО «СОИКС «Стандарт». Здесь хранится документация по учебному процессу – программы, методические пособия, журналы.
В учебной части преподаватели должны проводить 10 мин. перерывы между занятиями, в это время можно выпить чай, кофе (этот процесс - строго контролирует исполнительный директор).
Прием пищи в Академии должен быть разрешен строго в выделенных и оборудованных для этого местах.
Учебный класс факультета «Парикмахерское искусство»должен быть оборудован зеркалами, профессиональной мебелью, предназначенной для парикмахерского зала салона красоты. Обязательна мойка, лаборатория для окрашивания. Также стол для преподавателя, шкафы для аксессуаров. Мебель должна быть выбрана с учётом корпоративного стиля АНО «СОИКС «Стандарт». В классе должны проводиться лекционные, практические занятия, оказываться парикмахерские услуги клиентам.
В течение дня за порядком и чистотой класса должны следить кураторы групп, дежурные студенты. Итоговую ежедневную уборку проводит контролёр чистоты и порядка.
Учебный класс факультета « Эстетическая косметология»должен быть оборудован зеркалами, профессиональными креслами для массажа, мойкой, тележками для косметики, косметологическим комбайном и приборами, стол для преподавателя, шкафы для хранения косметики. Мебель выбрана с учётом корпоративного стиля АНО «СОИКС «Стандарт».
В классе должны проводиться лекционные, практические занятия, оказываются косметологические услуги клиентам.
В течение дня за порядком и чистотой класса следят кураторы групп, дежурные студенты.
Итоговую ежедневную уборку проводит контролёр чистоты и порядка
Учебный класс факультета « Профессиональный макияж», « Технологии моды и стиля» должны быть оборудованы зеркалами, профессиональными стульями для макияжа, тележками для косметики, стол для преподавателя, шкафы для хранения косметики. В класседолжно быть оборудованное место для проведения фотосессий с профессиональным освещением. Мебель выбрана с учётом корпоративного стиля АНО «СОИКС «Стандарт».
В классе должны проводиться лекционные, практические занятия, оказываться услуги клиентам. В течение дня за порядком и чистотой класса следят кураторы групп, дежурные студенты.
Итоговую ежедневную уборку проводит контролёр чистоты и порядка.
Учебный класс факультета « Технологии ногтевого сервиса» должен быть оборудован зеркалами, профессиональными столами для маникюра, тележками для косметики, стол для преподавателя, шкафы для хранения косметики. Мебель выбрана с учётом корпоративного стиля АНО «СОИКС «Стандарт».
В классе должны проводиться лекционные, практические занятия, оказываются услуги клиентам. В течение дня за порядком и чистотой класса следят кураторы групп, дежурные студенты.
Итоговую ежедневную уборку проводит контролёр чистоты и порядка.
Учебный класс для проведения лекцийдолжен быть оборудован зеркалами, лекционными столами, также стол для преподавателя, шкаф–стеллаж для хранения литературы и методических материалов.
Лекционный класс должен быть оборудован экраном и проектором.
Мебель выбрана с учётом корпоративного стиля.
В классе проводятся лекционные, практические занятия.
В течение дня за порядком и чистотой класса должны следить кураторы групп, дежурные студенты.
Итоговую ежедневную уборку проводит контролёр чистоты и порядка.
В АНО «СОИКС «Стандарт» не должно присутствовать никаких посторонних, резких запахов, особенно еды. Для устранения специфических профессиональных запахов красителей, акрилов и т.д. использовать вытяжку и проветривать помещения.
Все оформление должно создавать атмосферу учебного заведения индустрии красоты, где царит порядок, чистота, доброжелательная уютная обстановка.
Прослушивание радиостанций строго запрещено. Музыкальным сопровождением может быть только музыка, представленная в корпоративной коллекции.
Надзор за деятельностью организации должен осуществляться ее учредителями посредством формирования Наблюдательного совета.
Ответственность за соблюдение стандартов рабочих мест сотрудников организации, внешнего и внутреннего оформления помещения АНО «СОИКС «Стандарт» должен нести исполнительный директор.
Условия труда оказывает сильное влияние на эффективность труда работников. Поэтому устранение физического и морального дискомфорта должно стать первоочередной задачей для руководства.С помощью предложенных выше стандартов можно достичь улучшения условий труда, как преподавателей, так и административно-управляющего персонала.
Вышеуказанные и другие стандарты оказываемых услуг обязательно подлежат строгому контролю со стороны учредителей.
3.2 Вовлечение персонала в процесс управления и планирование карьеры
Вовлечение персонала неразрывно связано с лидерством руководителя и доверием к нему.
Основу деятельности любой организации составляют люди, и вовлечение персонала является ключевым фактором ее успеха.
Опыт внедрения улучшений в различных странах говорит о том, что преобразования начинаются тогда, когда примерно 20—25% персонала готовы к переменам и принимают непосредственное участие в их разработке и внедрении. Такое число персонала часто называют «критическая масса».
Они связаны с удовлетворением потребностей наемных работников в признании, участии в принятии решений, их самих касающихся, а также с необходимостью находить баланс между временем, проводимым на работе, и посвященным заботе о близких, об их благополучии.
С целью эффективного вовлечения персонала в процесс управления предлагается провести в АНО «СОИКС «Стандарт» следующие мероприятия:
1) своевременное и полное информирование сотрудников:
- для того чтобы сотрудники могли работать как можно лучше, они должны: знать цели, ценности и перспективы организации; знать, что они должны делать и почему; понимать цели выполняемой ими работы и конечный результат их усилий; знать, как их личные усилия согласуются с деятельностью всей организации; понимать, на что тратятся средства организации;
- сотрудники должны своевременно получать информацию, удовлетворяющую личные потребности сотрудников (условия работы, правила, изменения, оказывающие влияние на сотрудников и т.д.). Они должны получать информацию, расширяющую диапазон интересов в сферах, не имеющих прямого и непосредственного отношения к ним, содержащую задачи высшего руководства; цели обучения и дальнейшего образования; цели всего предприятия; информацию о политике организации, финансах, изменениях и т.д.;
- для информирования предлагается использовать всю совокупность средств: стенды, пропаганды, доски объявлений, информационные письма, внутренние журналы, радио, ежегодные отчеты. Полезно создать телефонную информационную службу, предоставляющую структурированную информацию на запросы сотрудников;
2) создание системы непрерывных улучшений:
- постараться вовлекать людей в процесс управления через их повседневную работу, поддерживать их на каждой фазе семинаром, нужным тренингом, инструментами, процессами, инициативами, материалами, менеджментом и т. д.;
- устранять препятствия, находящихся вне компетенции сотрудников. Как правило, это лишние документы, согласования, запутанные процедуры, присутствующие в любой производственной системе;
- проводить деловые игры и конкурсы с выявлением победителей и проводить награждения активных участников. Награждение победителей необходимо проводить руководству организации в торжественной обстановке и освящать итоги конкурсов в корпоративных изданиях и на сайте компании. Также стоит организовывать экскурсии к победителям. Очень важно поддерживать идеи, найденные победителями конкурса;
3) вовлечение руководителей среднего и низшего звена (это усиливает их роль и помогает развитию их отношений с рядовыми сотрудниками, обеспечивая больший контакт и коммуникационные возможности);
4) делегирование полномочий:
- в организации нужно развить понимание того, что без готовности руководства дать персоналу право самому контролировать свою деятельность, свободу принятия решений и нести за них ответственность вовлечение персонала невозможно.Обученные, наделенные полномочиями и получившие признание за свои достижения работники смотрят на свою работу и на деятельность предприятия под другим углом;
- дать возможность сотрудникам иметь полномочия для воплощения своих разработок. Однако, если предложения требуют принятия решений на самом высоком уровне, следует обеспечить им возможность представить свои предложения руководству того уровня, которое действительно может оперативно принимать решение;
- необходимо привлекать всех активистов без исключениядля разработки политики в области реализации потенциала людей.
5) непрерывное обучение персонала:
- проводить регулярную аттестацию руководителей и преподавателей;
- один раз в пол года организовывать профессиональное повышение квалификации преподавателей по их направлению;
- проводить тематические тренинги для административно-управляющего персонала (директор, заместители директора).
Ключ к резкому повышению эффективности компании лежит в понимании и разделении сотрудниками целей и ценностей организации и их качественной деятельности, направленной на достижение этих целей. Им дают понять, что их успехи и неудачи играют важную роль для организации. Сотрудники таких компаний лучше информированы о целях и задачах организации, ее текущих успехах, проблемах и неудачах. И самое главное: такие сотрудники - самый мощный источник идей. Именно они, непосредственно вовлеченные в рабочий процесс, наиболее детально представляют себе реальные пути совершенствования и развития бизнеса.
Поэтому вовлечение персонала в процесс непрерывного совершенствования является первостепенной задачей. Выполнение этой задачи снижает и затраты на прямой контроль, которого требуется намного больше при равнодушном персонале.
Моральное стимулирование.
Моральное стимулирование трудовой деятельности - это регулирование поведения работника на основе предметов и явлений, отражающих общественное признание, повышающих престиж работника.
Стимулирующее воздействие морали базируется на наличии нравственных побуждений к труду и в рамках системы мотивации и стимулирования персонала организации образует различные формы общественной оценки достижений и заслуг работников. Моральное стимулирование "запускает в действие" мотивацию, основанную на реализации потребности выражать признательность и быть признанным, и заключается в передаче и распространении информации о результатах трудовой деятельности, достижениях в ней и заслугах работника перед коллективом или организацией в целом.
Исходя из вышеизложенного, мною предлагается внедрение новых мероприятий морального стимулирования сотрудников в АНО «СОИКС «Стандарт»:
- стимулирование свободным временем. В результате недостатка
свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные перегрузки. Предлагается выработать систему стимулирования трудовой активности - оптимальное соотношение рабочего и свободного времени, т.к. у людей кроме самой работы могут быть и другие не менее важные дела, например, занятия спортом, хобби или просто отдых;
- улучшение отношений в коллективе посредством проведения совместных выездов на природу, празднования дней рождения сотрудников, проведения тренингов на сплочение и взаимопонимание коллектива, деловые игры, проявление в некоторых ситуациях лояльности со стороны руководителя;
- проводить публичное награждение особо отличившихся людей особыми знаками, грамотами, внесение их имен в специальные книги, премиями, ценными подарками. Организовать специальные стенды для широкого распространения информации о достижениях работников.
Планирование карьеры - это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.
Планирование карьеры фокусирует самого сотрудника на концентрации своих усилий, тем самым повышая эффективность труда в целом. В связи с этим я предлагаю в АНО «СОИКС «Стандарт» провести некоторые мероприятия:
- составить программы профессионального и должностного роста с каждым сотрудником (этапы карьеры должны быть описаны очень подробно);
- увеличить вклад работника на текущем рабочем месте;
- повысить степень его замотивированности в занятии последующих должностей (предполагается, что на основании этой мотивации он будет активнее работать для развития своих ключевых компетенций);
- гарантировать сотрудникам в дальнейшем обучение для достижения поставленных в программах целей, повышения квалификации;
- с помощью планирования привязать профессиональный путь сотрудников организации;
- договориться с работником о его ближайшем карьерном будущем на год – два;
- убедительно заинтересовать сотрудников профессиональным ростом (для того, чтобы сотрудники не связывали развитие карьеры с материальным вознаграждением).
Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель.
Преимущества планирования карьеры:
1) более высокая степень удовлетворенности от работы в организации;
2) повышение материального благосостояния и жизненного уровня;
3) более четкое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать иные стороны собственной жизни;
4) возможность целенаправленной подготовки к будущей управленческой деятельности;
5) повышение конкурентоспособности на рынке труда.
Потребности и надежды изменяются в ходе продвижения человека по ступеням карьеры. Мотивация сотрудников является одним из важных вопросов менеджеров по персоналу.
Компания может предоставлять достойную заработную плату, солидный социальный пакет и привилегии, прилагающиеся к должности (мобильные телефоны, личный секретарь, служебная машина и т.д.). Но, кроме материальных интересов люди хотят сознательно строить свою карьеру, заниматься любимым делом, получать реальные результаты, учиться новому, расширять свои возможности и полномочия, занимать определенное положение в социальной и профессиональной среде. Видение "желаемого будущего" и ощущение его реальности, уважение к интересам и ценностям каждого значимого для фирмы человека помогают создать сплоченную команду, которая будет продуктивно работать.
Мотивированный персонал, обладающий квалификацией необходимого уровня, делает возможным развитие организации и обеспечивает ей конкурентное преимущество на рынке.
На основании вышеуказанной программы можно будет выделить положительные эффекты от создания мотивирующей рабочей среды:
1) улучшение психологического комфорта;
2) рост удовлетворенности трудом;
3) рост производительности труда;
4) снижение текучести;
5) сокращение потерь от нетрудоспособности;
6) повышение заинтересованности;
7) освобождение времени руководителя для решения стратегических задач.
Внедрение предложенных мероприятий в сочетании с совершенствованием иных методов управления позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и эффективность всей системы управления организацией.
3.3 Правовое обеспечение проектных мероприятий |
Управление любой организации должно придерживаться принципа законности. Рассматривая систему мотивации персонала и ее совершенствование через призму правового регулирования, следует опираться на законодательство, которое регламентирует составляющие его элементы. В частности, необходимо знание вопросов правового регулирования граждан, трудовой деятельности, знание правового аспекта организации.
Нормативно-правовое обеспечение - это совокупность документов организационного, организационно-правового, организационно - распорядительного, технического, технико-экономического и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы и прочие документы, утверждённые в установленном порядке компетентными органами или руководством организации.
Нормативно-правовое обеспечение создаёт условия для эффективного совершенствования системы мотивации в организации и процесса управления персоналом. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведения нормативного хозяйства в системе мотивации персонала.
Правовое положение АНО «СОИКС «Стандарт» определяется Уставом, а в части, не урегулированной им, Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях», Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании», иными законодательными и нормативными актами.
Правовое обеспечение системы мотивации персонала в АНО «СОИКС «Стандарт» состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на подчиненных руководителю работников с целью достижения эффективной деятельности организации. В АНО «СОИКС «Стандарт» осуществляется правовое регулирование трудовых отношений между руководителем и работником, в данной организации защищаются права и законные интересы работников. Организация создает все условия труда, отвечающие законодательным нормам. Данная организация соблюдает, исполняет и применяет нормы трудового законодательства, разрабатывает локальные акты организационного и экономического характера. Одно из условий отдела кадров заключается в том, что их повседневная деятельность связана с людьми. Организовать работу по приему работников, своевременно обеспечить переводы на другую работу, произвести увольнение - все подобные меры возможны только на основе четкого урегулирования прав и обязанностей всех участников трудовых отношений.
Важным организационно-распорядительными документом АНО «СОИКС «Стандарт» являются Правила внутреннего распорядка, которые включают следующие разделы:
- общие положения;
- порядок приёма и увольнения рабочих и служащих;
- основные обязанности рабочих и служащих;
- основные обязанности администрации;
- рабочее время и его использование;
- поощрение за успехи в работе;
- ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
В распоряжении отдела кадров находятся все нормативные акты, на основании которых составляются документы внутреннего пользования: коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; положения о подразделениях (отделах, службах, группах).
Важнейшим организационным документом является Коллективный до- говор, разрабатываемый при непосредственном участии подразделения службы управления персоналом. Коллективный договор - это соглашение, заключаемое трудовым коллективом и администрацией по урегулированию их взаимоотношений в процессе деятельности на календарный год.
К документам организационно-методического характера относятся те, которые регламентируют выполнение функций по управлению и стимулированию персонала.
Сюда входят следующие документы:
- Положение по оплате и стимулированию труда;
- Положение по организации адаптации работников;
- Положение по формирования кадрового резерва в организации;
- Рекомендации по организации подбора и отбор персонала;
- Инструкция по соблюдению правил техники безопасности.
Основополагающим документом в отделе кадров являются должностная инструкция - документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой управленческой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Она может быть составлена на основе типовых требований к должности, содержащихся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов, служащих, но с учётом особенностей организации и социально-экономических условий.
Правовое обеспечение состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на персонал с целью достижения эффективной деятельности организации.
Основные задачи правового обеспечения:
- правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателем и наёмным работником;
- защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений;
- соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства в области труда, трудовых отношений;
- разработка и утверждение локальных нормативных актов организационного, организационно – распорядительного, стимулирующего и экономического характера;
- подготовка предложений об изменении действующих или отмена устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам.
Осуществление правового обеспечения в организации возлагается на её руководителей и других должностных лиц (в пределах предоставляемых им прав и полномочий при осуществлении ими организационно-распорядительных, административно-хозяйственных, трудовых и других функций), а также на руководителей системы управления персоналом и её работников по вопросам, входящим в их компетенцию.
Головным подразделением по ведению правовой работы является юридический отдел. Однако специфика кадровых служб включает в себя повседневное осуществление работ, связанных с приёмом, увольнение и переводом работников. Всё это требует определённых юридических знаний, чтобы обеспечить чёткое урегулирование прав и обязанностей всех участников трудовых отношений.
Устанавливаются правовые нормы централизованного или локального характера. К актам локального регулирования правоотношений относятся приказы руководителя, положения о подразделениях, должностные инструкции прочие внутренние документы.
Основные задачи юридического отдела в этой области таковы:
- разработка проектов нормативных актов организации;
- правовая экспертиза нормативных актов, разработанных в системе мотивации персонала, на соответствие требованиям законодательства и их визирование;
- организация систематического учёта и хранения законодательных и нормативных актов, поступающих в организацию и издаваемых ею;
- информирование подразделений и служб о действующем законодательстве о труде;
- разъяснение действующего трудового законодательства и порядок его применения.
Основными документами правового обеспечения мероприятий, разрабатываемых в дипломном проекте, являются локальные акты, в которых закреплен порядок проведения изменений в процессе совершенствования системы мотивации персонала в организации.
Для внедрения проектных мероприятий необходимо разработать и утвердить следующие документы:
- должностные инструкции для психолога, специалиста по подбору, отбору и найма персонала, специалиста по подготовке и обучению кадров;
- положение об аттестации работников АНО «СОИКС «Стандарт»;
- приложение о материальном стимулировании работников (Приложение 1);
- положение о режиме труда и отдыха работников;
- инструкции по охране труда;
- приказ о составлении программ профессионального и должностного роста сотрудников;
- положение о повышении квалификации преподавателей по их направлению;
- положение о стандартах рабочих мест сотрудников организации, внешнего и внутреннего оформления помещения АНО СОИКС «Стандарт» (Приложение 2);
- положение о ежегодном проведении тематических тренингов для административно-управляющего персонала.
Для разработки проекта совершенствования системы мотивации персонала в организации необходимо оформить определенные документы. Необходимо издать приказ о проведении работ по проектированию совершенствования системы мотивации, а потом уже составлять план-график исследования и анализа деятельности организации в целом и самой системы мотивации персонала. Это те документы, с которых надо начать разработку проекта совершенствования.
3.4 Оценка эффективности проектных мероприятий
Оценка эффективности предложенных мероприятий требует определения экономических и социальных последствий их реализации.
Социальная эффективность предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала в первую очередь проявляется в виде возможности достижения позитивных, а также избегания отрицательных с социальной точки зрения изменений в АНО «СОИКС «Стандарт». К числу позитивных моментов осуществления предлагаемых мероприятий можно отнести следующее:
- реализация и развитие индивидуальных способностей работников организации;
- рост удовлетворенности трудом;
- сокращение потерь от нетрудоспособности;
- повышение заинтересованности сотрудников в развитии организации;
- освобождение времени руководителя для решения стратегических задач;
- благоприятный социально-психологический климат;
- коммуникации, информированность, относительная бесконфликтности отношений с руководством и коллегами;
- обеспечение персоналу предприятия надлежащего жизненного уровня (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимая социальная защита на уровне предприятия);
- снижение уровня текучести кадров на предприятии.
Однако кроме социального эффекта проведения мероприятий существует и экономический эффект. Следует обратить внимание на принципиальную взаимосвязь экономической и социальной эффективности совершенствования системы мотивации и технологии управления персоналом, которая объясняется следующим: с одной стороны, социальную эффективность в виде стимулов для персонала можно обеспечить только тогда, когда существование организации является надежным, и она получает прибыль, позволяющую представить эти стимулы.
С другой стороны, экономической эффективности можно добиться только в том случае, если работники АНО «СОИКС « Стандарт» представят в распоряжениеорганизации свою рабочую силу, что они обычно бывают, готовы сделать только при наличии определенного уровня социальной защищенности.
В данном проекте предлагается пять основных мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала в АНО «СОИКС «Стандарт»:
- разработка мероприятий по совершенствованию материального стимулирования;
- разработка мероприятий по улучшению условий труда;
- разработка мероприятий по вовлечение персонала в процесс управления;
- разработка мероприятий по моральному стимулированию персонала;
- разработка мероприятий по планированию карьеры.
Теперь необходимо рассчитать эффективность проектируемых мероприятий.
В качестве экономических результатов осуществления мероприятий за расчетный период возьмем 3%-ное увеличение показателя дополнительной выручки организации, исходя из нормативных значений возможного увеличения выручки, используемого при проведении различных мероприятий по совершенствованию системы мотивации.
Возможное увеличение объема выполнения работ определяется по следующей формуле:
Д=Пх0,03 (3)
где Д - планируемый уровень прибыли организации, тыс. р.;
П - прибыль от реализации оказываемых услуг в последнем отчетном
периоде, тыс. р.;
0,03 - нормативный коэффициент, принимаемый при определении
результатов от проведения проектируемых мероприятий.
Теперь можно определить объем выручки (прирост доходов) в результате проведения проектируемых мероприятий:
Д = 86442 х 0,03 = 2593,26 тыс. р.
Следовательно, прирост доходов в АНО «СОИКС « Стандарт» при проведении проектируемых мероприятий составит 2593,26 тыс. р.
Затраты на проведение мероприятий представлены в следующем виде:
- затраты на повышение материального стимулирования и улучшение условий труда в год составят 192 тыс. р.;
- затраты на обучение, проведение тренингов, семинаров, повышение квалификацииработников АНО «СОИКС « Стандарт» составят 1260 тыс. р.
Общие затраты на проведение мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала АНО «СОИКС « Стандарт» можно определить по следующей формуле:
З=З1+З2 (4)
где З - общие затраты на проведение проектируемых мероприятий, тыс. р.;
З1 - затраты на проведение первого мероприятия, тыс. р.;