Метод дисконтирования денежных потоков: особенности, этапы реализации, преимущества и недостатки.
Данный метод наиболее приемлем с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете покупает не набор активов, а поток будущих доходов, который позволит ему окупить вложенные средства, получить прибыль. Метод может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Применение данного метода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности (желательно, прибыльной) и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. Данный метод в меньшей степени применим к оценке предприятий, терпящих систематические убытки (хотя и отрицательная величина стоимости бизнеса может быть фактом для принятия управленческих решений). Следует соблюдать разумную осторожность в применении этого метода для оценки новых предприятий, пусть даже и многообещающих. Отсутствие ретроспективы прибылей затрудняет объективное прогнозирование будущих денежных потоков бизнеса.
Основные этапы:
1. Сбор требуемой информации
2. Выбор модели или типов денежных потоков
3. Определение длительности прогнозного периода
4. Проведение ретроспективного анализа валовой выручки (доходов) от реализации и ее (их) прогноз
5. Проведение ретроспективного анализа и составление прогноза расходов.
6. Проведение анализа и подготовка прогноза инвестиций
7. Прогноз изменения собственного оборотного капитала
8. Расчет денежного потока для каждого года
9. Определение ставки дисконтирования
10. Расчет стоимости компании в ППП
11. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости компании в ППП (терминальная стоимость)
12. Внесение итоговых поправок
Метод капитализации дохода в оценке стоимости бизнеса.
Экономическое содержание метода
Метод капитализации прибыли являетсяодним из вариантов доходного подхода к оценке бизнеса действующего предприятия. Как и другие варианты доходного подхода, он основан на базовой посылке, в соответствии с которой стоимость доли собственности в предприятии равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта собственность.
Есть несколько видов данного метода (в зависимости от выбранной базы дохода): чистой прибыли, прибыли до уплаты налогов, фактически выплаченных дивидендов и тд.
Сущность данного метода выражается формулой:
Чистая прибыль / ставка капитализации = Оцененная стоимость
Метод капитализации прибыли в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли (или темпы ее роста будут постоянными). То есть применяется в случае стабильных потоков, когда приобретение компании или доли в ней не предполагает никакой перестройки. На практике такое случается редко, поэтому при оценке кризисных предприятий данный метод практически не используется.
Следует отметить, что, в отличие от оценки недвижимости, в оценке бизнеса данный метод применяется довольно редко из-за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков по годам, характерных для большинства оцениваемых предприятий.
Основные этапы применения метода:
Практическое применение метода капитализации прибыли обычно предусматривает следующие основные этапы:
· Анализ финансовой отчетности (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, все за последние 3 года), ее нормализация и трансформация (при необходимости).
· Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована (прибыль последнего отчетного года – выбирается чаще всего, прибыль первого прогнозного года, средняя величина дохода за несколько последних отчетных лет).
· Расчет ставки капитализации (выводится из ставки дисконтирования путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста дохода или денежного потока).
· Определение предварительной величины стоимости.
· Проведение поправок на наличие нефункционирующих активов (если таковые имеются).
· Проведение поправок на контрольный или неконтрольный характер оцениваемой доли, а также на недостаток ликвидности (если они необходимы).