Тема1: Сущность Обращения товаров в федеральную собственность
Тема 7 Особенности распоряжения отдельными видами товаров
Положения статьи 191 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» распространяются на имущество, обращенное в федеральную собственность, в отношении которого установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 г. № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» Приказом Минфина РФ от 26 августа 2004 г. № 71н утвержден Порядок передачи драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в собственность государства, Минфину России. Министерству финансов Российской Федерации передаются конфискованные (изъятые) и бесхозяйные ценности, ценности, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Российской Федерации был заявлен таможенный режим отказа в пользу государства, клады ценностей и иные ценности, обращенные в собственность государства.
В целях обеспечения единообразного применения таможенного законодательства Российской Федерации и упорядочения действий должностных лиц таможенных органов при передаче Министерству финансов Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в федеральную собственность, утвержден Приказ ФТС России от 2 мая 2006 г. № 410 «Об утверждении Инструкции об организации деятельности должностных лиц таможенных органов по обеспечению передачи Министерству финансов Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в федеральную собственность». Данная Инструкция применяется таможенными органами в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней, понятие которых определено Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», признанных бесхозяйными и обращенных в федеральную собственность по решению суда в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации либо обращенных в федеральную собственность в соответствии со ст. 186 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», находящихся на учете и хранении в таможне (в том числе сданные таможней на ответственное хранение третьим лицам).
Тема1: Сущность Обращения товаров в федеральную собственность
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В силу п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
Одной из задач таможенных органов является работа с товарами, обращенными в федеральную собственность по различным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Средства, полученные от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации, являются одним из источников наполнения доходной части бюджета нашей страны.
В соответствии с п. 186 статьи ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» № 311-ФЗ обращение товаров в федеральную собственность возможно на основании решения суда по уголовному делу или по делу об административном правонарушении при применении конфискации имущества со дня вступления в силу данного судебного решения.
Исполнение приговора (постановления) суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации имущества осуществляется органом принудительного исполнения - Федеральной службой судебных приставов в порядке, предусмотренном ст. 104 ФЗ «Об исполнительном производстве». Распоряжение имуществом происходит с участием трех сторон: таможенных органов, Федеральной службы судебных приставов и Росимущества, которое в силу Постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Конфискованное имущество передается таможенным органом судебному приставу-исполнителю по установленной форме акта приема-передачи (Приказ Федеральной службы судебных приставов от 11 июля 2012 г. № 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства»).
В федеральную собственность может быть обращено имущество на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», со дня вступления в силу судебного акта.
Так, например, имущество, находящееся на складах временного хранения, которое не было востребовано их собственниками, может признаваться судом бесхозяйным. В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляются в рамках гл. 33 ГПК РФ.
Обращение товаров в собственность государства возможно на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства со дня передачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи.
Содержание таможенной процедуры отказа в пользу государства и условия помещения товаров под указанную процедуру определены соответственно ст. ст. 310 и 311 ТК ТС.
В силу ст. 310 ТК ТС отказ в пользу государства - таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства - члена ЕАЭС без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования. Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, приобретают статус товаров ЕАЭС.
Согласно ст. 311 ТК ТС под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, а также запрещенных к обороту на территориях государств - членов Таможенного союза (приложение № 1 к решению Коллегии ЕЭК от 21 апреля 2015 г. № 30, в котором содержится Перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза; приложение № 1 к решению Коллегии ЕЭК от 16 августа 2012 г. № 134, где обозначен Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами).
Решением ЕЭК может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства (Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 375).
Порядок помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства предусмотрен ст. 300 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».
Учет товаров, обращенных в федеральную собственность по основаниям, закрепленным ст. 186, осуществляется с соблюдением соответствующих положений, предусмотренных следующими актами:
- Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 г. № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства»;
- Приказом Федеральной таможенной службы от 20 марта 2012 г. № 523 «Об утверждении Порядка оперативного учета товаров, обращенных в федеральную собственность, и контроля их оборота в таможенных органах Российской Федерации»;
- Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов»;
- Постановлением СМ СССР от 29 июня 1984 г. № 683 «Об утверждении положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов».
В соответствии с указанными документами и на основании ст. 19 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» таможни вправе определять собственные технологические схемы (порядок взаимодействия) по учету и хранению имущества, изъятого и обращенного в федеральную собственность (например, Приказ Северо-Западной акцизной таможни от 14 апреля 2004 г. № 88 «Об утверждении Временного порядка взаимодействия по учету и хранению имущества, изъятого и обращенного в федеральную собственность», Приказ Московской северной таможни ЦТУ от 16 июля 2001 г. № 507 «О введении в действие Технологической схемы по учету и хранению изъятых и обращенных в федеральную собственность товаров, транспортных средств и иных предметов и их реализации», Приказ Московской восточной таможни от 5 июня 1998 г. № 144 «Об утверждении технологической схемы учета и хранения изъятых и обращенных в федеральную собственность товаров, транспортных средств и иных предметов и их реализации» и др.
Схема оперативного учета имущества (т.е. осуществляемых должностными лицами таможенного органа мероприятий по сбору, регистрации и учету информации, сведений и документов об имуществе), обращенного в федеральную собственность, до момента его передачи на реализацию (либо уничтожение, переработку (утилизацию)) в порядке, предусмотренном ст. 187 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», выглядит следующим образом:
1) имущество до передачи уполномоченному органу должно находиться на хранении в местах, определяемых таможенным органом, в том числе в местах хранения, с владельцами (юридическими или физическими лицами) которых заключен договор ответственного хранения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Под уполномоченным органом в данном случае понимается организация, учреждение либо федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации на принятие от таможенных органов и распоряжение имуществом, обращенным в федеральную собственность, в том числе, в отношении которого установлены особые правила распоряжения либо обращения (предметы, вещества и продукция (товары), свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен).
При этом должностные лица таможенного органа, ответственные за осуществление контроля за помещением товаров в зону таможенного контроля, в том числе на склад временного хранения или иные места, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также за их хранением, в том числе за соблюдение сроков их хранения и выдачу (далее - уполномоченные должностные лица), должны принять необходимые меры по обеспечению сохранности такого имущества (его товарного вида, комплектности, потребительских свойств и качеств и т.д.), а также соблюдения порядка их хранения до передачи уполномоченному органу для распоряжения;
2) имущество, находящееся под контролем таможенного органа, подлежит забалансовому учету. Документальным основанием для постановки имущества на забалансовый учет является документ, свидетельствующий об обращении товара в федеральную собственность, и складской документ, подтверждающий принятие товаров на хранение. В целях постановки имущества на забалансовый учет таможенного органа подразделение, в функции которого входит распоряжение имуществом и исполнение постановлений уполномоченных органов, информирует отдел бухгалтерского учета и финансовой экспертизы служебной запиской о стоимости имущества в срок не позднее трех рабочих дней с даты ее установления, с приложением необходимых документов;
3) учет имущества и контроль его оборота осуществляет таможенный орган, в регионе деятельности которого имущество находится на хранении. В целях осуществления учета имущества и контроля его оборота в таможенном органе организуется сбор документов, сведения о которых фиксируются путем:
- заведения и регистрации дела оперативного учета имущества и контроля его оборота (далее - дело оперативного учета);
- регистрации отдельных сведений, содержащихся в деле оперативного учета, в журнале учета товаров, обращенных в федеральную собственность, и операций по обороту данного имущества в таможенном органе (далее - журнал учета);
- отражения сведений, содержащихся в деле оперативного учета и журнале учета, в комплексе программных средств контроля за распоряжением товарами и транспортными средствами, обращенными и не обращенными в федеральную собственность, в таможенных органах Российской Федерации (далее - КПС «Имущество»);
4) сбор необходимых документов и сведений, относящихся к имуществу, формирование их в дела оперативного учета, регистрация, ведение и хранение таких дел и журнала учета осуществляются в таможенном органе должностными лицами соответствующего подразделения. Организация взаимодействия структурных подразделений таможенного органа, участвующих в сборе (хранении), передаче сведений и документов, необходимых для осуществления мероприятий по ведению учета имущества и контроля его оборота, а также соблюдения иных требований, возлагается на начальника таможенного органа;
5) основанием для заведения, регистрации и формирования дела оперативного учета является факт поступления в таможенный орган следующих документов:
- исполнительного документа судебного органа об обращении товаров в федеральную собственность;
- вступившего в законную силу судебного акта об обращении товаров в федеральную собственность;
- акта приема-передачи товаров, обращенных в федеральную собственность на основании таможенной процедуры отказа в пользу государства.
При этом не позднее пяти рабочих дней со дня поступления в таможенный орган указанных документов по каждому отдельному факту заводится отдельное дело оперативного учета со своим индивидуальным порядковым регистрационным номером;
6) каждому вновь формируемому делу оперативного учета присваивается индивидуальный порядковый регистрационный номер (далее - регистрационный номер), который формируется по соответствующей специальной структуре;
7) документы (копии документов) по фактам обращения товаров в федеральную собственность, а также иные сведения по контролю их оборота, необходимые для заполнения всех граф журнала учета, подшиваются в дело оперативного учета не позднее следующего рабочего дня со дня поступления данных документов в соответствующее подразделение. В дело оперативного учета также подшиваются копии коммерческих, таможенных и иных документов, которые содержат информацию об имуществе, в том числе о его собственниках, владельцах, стоимости и иных значимых характеристиках;
8) каждое дело оперативного учета формируется в отдельной папке со скоросшивателем, на титульном листе которой указываются сведения о таможенном органе, в котором дело оперативного учета было заведено, его регистрационный номер, число, месяц и год его заведения;
9) информация о каждом документе, подшиваемом в дело оперативного учета, должна заноситься в лист описи документов такого дела, который является его неотъемлемой частью, с обязательным указанием в нем следующей информации:
- порядковый номер документов дела;
- наименование документа и его реквизиты;
- оригинал или копия подшиваемого документа;
- дата внесения соответствующей записи в лист описи документов;
10) дело оперативного учета считается завершенным после составления и подписания сторонами акта приема-передачи имущества уполномоченному органу;
11) по завершении дела документы по данному имуществу, находящиеся в деле оперативного учета, должны быть систематизированы, пронумерованы по порядку и прошиты. На узел шнуровки листов на последней странице делается наклейка с оттиском печати таможенного органа. При необходимости дело оперативного учета формируется в несколько томов, в каждом томе должно быть не более 250 листов. На отдельном последнем листе дела (тома) оперативного учета сверху составителем должна быть сделана заверительная надпись, в которой указывают количество пронумерованных листов дела оперативного учета и листов описи документов. Заверительную надпись подписывает ее составитель с указанием расшифровки подписи, должности и даты составления, а также заверяет подписью начальника ответственного подразделения либо лица, его замещающего.