Франшизные цепи и их значение в организации гостиничного дела
Франшизные цепи возникают в том случае, когда некое достаточно прибыльное гостиничное предприятие предоставляет в распоряжение другому свое ноу-хау на управление, маркетинг, организацию дел в ответ на соблюдение последним определенных условий, касающихся стандартов качества услуг, внутреннего оформления, нередко планировки номеров.
Франчайзинг - это метод предпринимательства, благодаря которому предприниматель может объединиться с уже действующей большой цепью.
Франчайзодатель предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а так же помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзополучателя. Франчайзодатель полностью создает концепцию предприятия или методов работы, а франчайзополучатель покупает право использовать имеющиеся наработки. 80 % всех гостиничных предприятий в мире управляются договорами франчайзинга.
Существует две основных модели франчайзинга:
- Реализация товаров и услуг потребителю (автобизнес, информационные технологии, производство компьютеров и другой техники).
- Гостиничный бизнес.
Развитие франшизных отношений связано с кризисом недвижимости, с отсутствием квалифицированных кадров, с расширением сферы влияния крупных гостиничных корпораций.
Лидером по отработке франшизных договоров является HFS - Hospitality Franchising System - 900 отелей.
Второе место принадлежит - "Choice Hotels Group", третье - "Holiday Inn".
Основным условием подписания франшизного договора является специфический документ: "заявление об условиях", создающий информацию:
- о квалификации руководящего состава предприятия - франшизодателя;
- краткое подтверждение финансовой стабильности предприятия;
- разъяснение сути франчайзинга, условий соблюдения договора и его расторжения;
- описание судебных процессов, если таковые были, которые выиграл франшизодатель;
- опись необходимого оборудования, которое франшизополучатель обязан приобрести перед заключением договора.
Договор франчайзинга заключается на 8-15 лет, иногда и на более долгий срок.
При франчайзинге предоставляются следующие права в использовании:
- фирменного знака;
- технологии;
- методов работы;
- системы резервирования;
- системы отработанных маркетинговых процедур;
- системы стандартов оборудования и обслуживания, система скидок.
Для франшизополучателя подобная политика приносит значительные дивиденты, такие как перспектива доходности; уменьшение операционных рисков работы на рынке; гарантированное бронирование, которое обеспечит загрузку в ближайший год на 60 %; проведение периодических обучающих курсов для сотрудников.
Но наряду с плюсами франшизополучатель теряет свою индивидуальность на рынке, вынужден отстранить от руководящих должностей бывших сотрудников. После наступления периода окупаемости (обычно это занимает года 2-3) предприятие становится доходным и отчисление вознаграждений уже нежелательно. В этом случае франшизополучатель ввязывается в судебные процессы с целью расторжения договора.
Оплата по франшизному договору включает следующие выплаты:
- оплата лицензии для вступления в гостиничную цепь - 500 долл.;
- Royalty (взнос) - 2,5-8 % от годового дохода гостиничного предприятия за маркетинговые услуги;
- 15-300 долл. в год за номер в зависимости от его категорийности;
- 3 долл. за номер, забронированный через крупные турагенства.
Существуют определенные причины расторжения договора:
- невозможно достичь высоких стандартов, предъявленных франшизодателем;
- отклонение в стандартах сервиса, установленных в меню и сроках выполнения претензий (срок устранения недостатков до 30 дней);
- отсутствие платежей по договору.
Проверки франшизополучателей проходят без предупреждения один раз в 3 недели.
Если гостиница является франшизным членом какой-либо известной гостиничной цепи, она может управляться самостоятельно, вне прямого контроля со стороны администрации цепи. Цепь в этом случае не имеет прав на доходы и не несет ответственности за потери по франшизным операциям.
Подведем некоторые итоги. Гостиничные цепи могут существовать на основе контракта на управление (если в центре находится управленческая фирма) и на основе договора-франшизы (если в центре - гостиничное предприятие).