Маркетинг и лизинг персонала.
Организация заинтересована в привлечении высококвалифицированного персонала. С этой целью наряду с функциями планирования потребности в кадрах, их обеспечения и использования осуществляется маркетинг персонала, являющийся условием роста кадрового потенциала за счет поиска и привлечения из внешних источников необходимой рабочей силы.
Маркетинг персонала включает:
- исследование рынка рабочей силы;
- исследование качеств кандидатов, а также их требований и возможностей;
- воздействие на субъективное восприятие кандидатом преимуществ рабочего места в организации (реклама должностей);
- проведение сегментирования рынка рабочей силы (инженеры, экономисты, рабочие) и выбор путей ее привлечения;
- формирование потенциальных кандидатов в резерв внутри организации.
Организация выступает в роли «охотника», который ищет не только клиентов для сбыта продукции, но и рабочую силу для ее производства. В основе концепции маркетинга персонала лежат принципы ясности цели, решительности действий и терпимости к результату.
Поиск необходимых работников может осуществляться с помощью следующих средств:
- объявления в газетах (прямые, косвенные или зашифрованные) и других средствах массовой информации;
- государственная служба занятости и кадровые агентства;
- неформальные коммуникации (непосредственное или через деловых партнеров и знакомых обращение к потенциальному кандидату на должность);
- реакция на непосредственные заявления о приеме на работу;
- договора о сотрудничестве с учебными заведениями;
- конкурсы на замещение вакансий;
- ярмарки вакансий.
Факторы мотивации при привлечении персонала могут быть совершенно различными. Их перечень включает:
- возможность гибкого использования рабочего времени;
- предоставление возможности участия в управлении организацией путем приобретения ее акций;
- возможность продолжения или получения образования;
- предоставление творческих заданий;
- социальные гарантии;
- благоприятные условия работы, карьеры;
- гарантии места работы;
- имидж предприятия, его размеры;
- стиль управления;
- техника безопасности;
- оклад.
Возрастание роли маркетинга персонала обусловлено:
а) необходимостью взаимодействия между рынками рабочих мест, покупателей рабочей силы и самой рабочей силы;
б) потребностью внутрифирменного кадрового регулирования и рационального использования потенциала кадров.
В составе кадровой службы крупных организаций уместно подразделение маркетинга персонала для решения следующих задач:
- кадровый маркетинг внутри организации;
- планирование деловой карьеры;
- региональный и отраслевой маркетинг рабочей силы;
- создание единой информационной сети кадрового менеджмента.
Лизинг персонала является составной частью современного инновационного управления персоналом и означает подбор кадров на временные рабочие места. Это своеобразная кратко- или среднесрочная аренда персонала другой фирмы. Лизинг обусловливается краткосрочной потребностью предприятия в определенных кадрах, в сезонных работниках, что особенно характерно для предприятий АПК..
Лизингом персонала занимаются так называемые рекрунтерские агентства (англ, recruitment — комплектование личным составом, вербовка, набор (в армию) новобранцев). Их цель — оказание платных услуг по подбору персонала для фирмы работодателя, в частности при необходимости найти, отобрать, убедить, переманить кандидатов на вакантные должности и представить их заказчику для принятия окончательного решения о временном найме. Таким образом, в случае необходимости лизинга (аренды) персонала заказчик прибегает к услугам своего рода «прокатных» фирм, которые выдают «напрокат» свою рабочую силу другим фирмам-заказчикам за определенное вознаграждение.
Предприниматели охотно принимают сезонных рабочих, но при этом у них часто возникают проблемы юридического характера. Бывают также трудности поиска и увольнения работников. Во избежание таких проблем необходим определенный опыт ориентации в специфической нише рынка рабочей силы. Многие фирмы, и не только агропромышленного профиля, имеют свои особые «сезоны». Людей для этих «сезонов» выгоднее держать в штате, чем прибегать к услугам специальных агентств по лизингу персонала. Иногда рекрунтерские компании находят и принимают в свои штаты людей, готовых работать на временной основе, а затем предлагают их уже как своих сотрудников в аренду другим фирмам, заинтересованным в определенных специалистах на определенное время. Таким образом, заказчик получает временный персонал, с которым он юридически почти не связан.
Развитие персонала
Развитие персонала включает в себя профессиональную ориентацию, адаптацию, обучение работников и их использование.
Профориентация — это комплекс экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального признания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или смену рода деятельности.
Задача профориентации состоит в оказании помощи молодым людям в выборе профессии, работы с учетом их склонностей, интересов, психофизических особенностей, а также складывающейся конъюнктуры на рынке труда.
Основные формы профориентационной работы:
- профессиональное просвещение;
- профессиональная информация;
- профессиональная консультация.
Качественный уровень профориентационной работы — это одно из условий успешной трудовой адаптации работников.
Адаптация персонала — это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новые профессиональные, социальные и организационно-экономические условия труда.
Приходя в организацию, человек имеет определенные цели, потребности и нормы поведения, на основе которых он предъявляет определенные требования к организации. При этом адаптация пройдет тем успешнее, чем быстрее нормы и ценности коллектива становится нормами и ценностями отдельного работника. Успех адаптации зависит от ряда условий:
- объективность деловой оценки работника;
- престиж и привлекательность профессии;
- организация труда, реализующая мотивационные установки сотрудника;
- гибкость системы обучения персонала;
- благоприятный социально-психологический климат в коллективе;
- личностные свойства адаптируемого, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением.
Выделяют два направления адаптации:
- первичная. Это приспособление молодых работников (не имеющих опыта);
- вторичная. Это приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности.
Обучение персонала — это процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации с целью подготовки их к успешному выполнению стоящих перед ним задач.
Обучение персонала полезно и требуется в трех основных случаях.
1. Когда человек поступает в организацию.
2. Когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу.
3. Когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.
Планирование образование персонала включает в себя различные мероприятия по подготовке:
- обучения сотрудников предприятия на рабочем месте;
- обучения сотрудников вне рабочего места внутри организации;
- обучения сотрудников вне организации;
- самообразования работников.
Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, имеет тесную связь с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудитории. Но, вместе с тем, такое обучение ограничено рамками данного рабочего места.
Обучение вне рабочего места внутри организации связанно с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работников от их служебных обязанностей. Оно позволяет не только повышать их квалификацию, но проводить переквалификацию и повышать их общеобразовательный уровень.
Обучение вне организации требует еще больших финансовых затрат и более длительного отвлечения работников от их обязанностей. Оно, прежде всего, нацелено на повышение их общеобразовательного уровня, ознакомления с достижениями науки и практики в сфере их профессиональной деятельности. Работнику позволяют оторваться от повседневной работы и расширить свои профессиональные и социальные контакты.
Процесс профессионального обучения включает следующие этапы:
1. Определение потребностей в обучении.
2. Формирование бюджета обучения.
3. Определение целей обучения и критериев оценки его эффективности.
4. Определение программ и выбор методов обучения.
Потребности в обучении. Они формируются на основе потребностей развития персонала организации и необходимости выполнения сотрудниками своих основных производственных обязанностей. Источниками информации о потребностях в профессиональном обучении являются:
- индивидуальные планы развития;
- заявки и пожелания самих сотрудников;
- стратегия развития предприятия.
Бюджет профессионального обучения. Профессиональное обучение связано со значительными материальными издержками, поэтому формирование и контроль за исполнением бюджета являются важнейшими элементами управления профессиональным обучением. На величину бюджета обучения влияют два фактора:
- потребности предприятия в обучении персонала;
- его финансовое состояние.
Высшее руководство определяет, сколько может быть потрачено на обучение персонала в течение следующего года и, сопоставляя размер бюджета с выявленными потребностями, устанавливает приоритеты в профессиональном обучении.
Цели обучения и критерии его эффективности. Цели профессионального обучения должны быть конкретными и специфическими, ориентирующими на получение практических навыков, поддающимися оценке, т.е. измеримыми. При определении целей необходимо помнить о принципиальном различии между профессиональным обучением и образованием:
- профессиональное обучение служит развитию конкретных навыков и умений, необходимых данной организации;
- образование направлено на общее развитие обучающегося в определенной сфере знаний.
Для оценки эффективности обучения используют четыре основных категории эффектов обучения, которые можно измерить:
- реакция. Оценивают реакцию обучаемых на программу обучения, т.е. нравится ли им эта программа, считают ли они ее полезной;
- степень усвоения. Тестируют обучающихся, чтобы определить, удалось ли им в полной мере приобрести необходимые навыки.
- поведение. Выясняют, изменилось ли поведение обучающихся на рабочем месте благодаря обучению.
- результаты. Определяют, какие окончательные результаты достигнуты в рамках изначально поставленных целей.
Программы обучения. Они создаются как для выработки конкретных профессиональных навыков, так и для формирования определенного типа мышления и поведения.
Как показывают исследования, успех программы профессионального обучения на 80% зависит от ее подготовки и на 20% от желания и способностей обучающихся. Обучение будет в одинаковой степени неэффективно в случае отношения к нему как к «оплачиваемым каникулам» или как к «наказанию». Факторами, ориентирующими сотрудников на активное участие в программах обучения, являются:
- стремление сохранить работу, оставаясь в занимаемой должности;
- желание получить повышение или занять новую должность;
- заинтересованность в увеличении заработной платы;
- интерес к самому процессу овладения новыми знаниями и навыками;
- желание установить контакты с другими участниками программ обучения.
Использование персонала — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации творческого и трудового потенциала работников. Оно должно отвечать целям организации, не ущемлять интересы личности и обеспечивать строгое соблюдение законодательства о труде.
Основные принципы использования персонала:
- обеспечение рациональной занятости работников;
- обеспечение стабильной и равномерной нагрузки в течение рабочего периода;
- обеспечение соответствия трудового потенциала работника, его квалификации, психофизических данных требования рабочего места и производства в целом;
- периодический переход работников с одного рабочего места на другое.
Сбалансированность числа рабочих мест и численности работников достигается посредством:
- правильной расстановки работников по структурным подразделениям;
- внутриорганизационной мобильности (внутриорганизационные трудовые перемещения, внутрипрофессиональные и квалификационные перемещения, межпрофессиональные перемещения за счет освоения дополнительных профессий, междолжностные перемещения, связанные с изменением места работы, ротация).
При этом преследуются две цели:
- формирование активно действующих коллективов в рамках структурных подразделений;
- перспективность расстановки, способствующая росту кадров.